Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Борьба с инсайдом и манипулированием рынком

 

В статье рассматривается новый закон об уголовной ответственности за манипулирование ценами, конкретные примеры привлечения инсайдеров к ответственности в России и США. Приводится авторская точка на законопроект о противодействии инсайду.

04.03.2010Юридическая фирма "Синергия права", www.lawsynergy.ru
      

Незаконное использование инсайдерской информации и манипулирование ценами на финансовом и товарных рынках — актуальная проблема для России, поскольку эти явления оказывают крайне негативное влияние на развитие отечественной экономики.

Незаконно используя инсайдерскую информацию, инвесторы имеют неправомерное преимущество над другими участниками рынка, в результате чего, своевременно приобретая и продавая акции, мошенники получают огромную прибыль. И все это происходит за счет денежных средств добросовестных инвесторов. В период кризиса финансовый рынок стал еще уязвимее в части манипулирования ценами и использования инсайдерской информации — объемы торгов снизились, стало легче манипулировать ценами.

НОВЫЙ ЗАКОН ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЦЕНАМИ

Несмотря на активную работу в последние 10 лет над разработкой законопроекта «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», эффективного механизма борьбы с инсайдерами не существовало. Слабая защита прав инвесторов является одной из главных причин, почему наш финансовый рынок до сих пор относится к категории развивающихся и нерегулируемых рынков по оценкам Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Это в свою очередь оказывает негативное влияние на привлечение иностранных инвестиций в экономику России, особенно в период экономического кризиса. До последнего времени манипулирование финансовым рынком оставалось для нарушителей практически без всяких последствий из-за отсутствия законодательной базы. В лучшем случае Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) могла лишить мошенников лицензии профучастника рынка ценных бумаг, но и эта мера использовалась ФСФР в единичных случаях. Впрочем, безнаказанность инсайдеров и манипуляторов связана в большей степени с пассивной реакцией ФСФР на их незаконные действия, а не с пробелами в законодательстве. Значительным шагом в борьбе с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком стал Федеральный закон № 241-ФЗ от 30 октября 2009 г., который с 14 ноября 2009 г. ввел уголовную ответственность за новые составы преступлений на рынке ценных бумаг. Среди введенных в УК РФ новых составов преступлений необходимо отдельно выделить ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». Под это понятие подпадают действия, в результате которых повышается, понижается и поддерживается цена ценных бумаг, спрос на них или объем торгов ими. Ответственность манипуляторов по новому законодательству предусматривает штраф от 300 тыс. руб. до 6 лет лишения свободы. До введения этой статьи в Уголовный кодекс за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг была предусмотрена всего лишь декларативная административная ответственность, которая применялась редко. Установленные в КоАП РФ мизерные штрафы в размере от 3 до 500 тыс. руб. не являлись мерой, способной остановить недобросовестных инвесторов.

Два других состава уголовных преступлений: «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги» и «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг», введенных Законом № 241-ФЗ, должны снизить активность рейдеров, так как до этого основная часть участников рейдерских захватов привлекалась к гражданско-правовой, а не к уголовной ответственности. Привлечь рейдеров к уголовной ответственности можно было только по таким статьям Уголовного кодекса, как мошенничество, подлог документов, кража.

Хотелось бы надеется, что введение уголовной ответственности за манипулирование рынком ценных бумаг сыграет хотя бы превентивную роль в отношении недобросовестных инсайдеров.

ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНСАЙДЕРОВ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ И США

Текущая статистика использования действующих статей УК РФ, предусматривающих ответственность за злоупотребление при эмиссии ценных бумаг и злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, показывает крайне неэффективную работу правоохранительных органов с этими составами преступлений. За последние годы количество возбужденных по этим статьям уголовных дел не превышает двух десятков, и далеко не все из них доведены до судебного разбирательства. Это связано как с недостаточным профессионализмом органов внутренних дел, так и с отсутствием эффективной помощи со стороны госрегулятора.

ФСФР неоднократно заявляла об участившихся случаях манипулирования ценами на российском рынке, но было доказано только 2 эпизода незаконного использования инсайдерской информации. Так, в ноябре 2007 г. клиент компании «Норд Капитал», кипрская Palmaris Holding Limited, была уличена в манипулировании ценами на акции РИТЭК. Компания выступала покупателем и продавцом акций одновременно, за счет чего котировки РИТЭК взлетели более чем на 30%. По итогам проверки ФСФР направила брокеру Palmaris предписание приостановить исполнение поручений последней на совершение сделок. К Palmaris никаких санкций применено не было.

Второй случай связан с компанией «Ричброкерсервис», акции которой за месяц подорожали на 80% благодаря манипулированию ценами ее сотрудников. И на этот раз манипуляторы не были привлечены к ответственности, а негативным последствием стало лишь исключение акций РБС из обращения в РТС и на бирже «Санкт-Петербург».

Еще одним показательным случаем является попытка ФКЦБ России в середине октября 2003 г. найти незаконных инсайдеров среди игроков рынка российских еврооблигаций. Цены этих бумаг достигли своего пика за 35 минут до оглашения новости о присвоении России инвестиционного рейтинга агентством Moody`s. Аналогичный случай произошел в 2004 г., когда был зафиксирован рост российских ценных бумаг и облигаций буквально за 15 мин. до официального объявления агентства Moody’s о повышении рейтинга России. Еще одним громким делом стала проверка ФСФР в 2007 г. сделок с паями интервального паевого инвестиционного фонда «Пиоглобал — индекс ММВБ» на фондовой бирже ММВБ, котировки которых в начале года выросли на 1000%. Во всех перечисленных случаях ФСФР не удалось доказать манипулирование ценами участниками рынка ценных бумаг.

В США Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) ежегодно расследует более 50 связанных с инсайдом дел и реально привлекает к уголовной ответственности недобросовестных участников рынка. Так, например, в январе 2008 г. был вынесен приговор выходцу из России, работавшему аналитиком инвестиционного банка Goldman Sachs Евгению Плоткину, признавшему себя виновным в 8 эпизодах незаконного использовании инсайдерской торговли, в частности при покупке акций Reebok перед слиянием с Adidas Salomon AG, а также противоправном использовании информации из типографии Business Week. Евгений Плоткин был приговорен к лишению свободы на 4 года и 9 мес. с условием выплатить в пользу государства штраф в размере 6,7 млн долл. Если бы Плоткин не признал свою вину, американский суд мог вынести решение о лишении его свободы на 165 лет.

В октябре 2009 г. SEC возбудила уголовное дело против 52-летнего американского миллиардера (559-е место в списке богатейших людей мира по версии журнала Forbes) и основного акционера крупнейшего хедж-фонда Galleon Group Раджа Раджаратнама и бывшего директора McKinsey & Co Анила Кумара, которые при торговле ценными бумагами использовали инсайдерскую информацию из таких компаний, как Intel, IBM, Google, AMD. Общее число обвиняемых по этому делу достигло 19 человек. Среди соучастников Раджаратнама — топ-менеджеры Intel, IBM, AMD и eBay, юристы, аналитики, трейдеры. По данным SEC, прибыль Galleon Group от сделок с использованием инсайдерской информации составила приблизительно 33 млн долл. ФСФР и российским органам внутренних дел стоит взять пример с SEC и ФБР, которые смогли не только внедрить в хедж-фонд своего агента-трейдера, но и добились признания и сотрудничества со следствием 5 подозреваемых, включая бывшего директора консалтинговой компании McKinsey & Co. Рассмотрение дела SEC vs Galleon Management назначено на 2 августа 2010 г., без сомнения, все участники инсайдерской торговли будут привлечены к суровой ответственности.

ЗАКОНОПРОЕКТ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ИНСАЙДУ

17 апреля 2009 г. Госдума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона № 145626-5 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», разработкой которого ФСФР занималась с момента своего создания. Отличительной особенностью законопроекта является комплексное решение проблемы защиты от злоупотреблений инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком. Его действие распространяется как на финансовый (включая валютный), так и на товарный рынок.

В чем же новизна законопроекта и как он будет защищать инвесторов? В проекте закона дается определение инсайдерской информации, отсутствующее в действующем законодательстве, и вводится правовой режим ее использования. ФСФР предлагает понимать под инсайдерской информацией точные и конкретные сведения, которые не были раскрыты, распространены или предоставлены, а также данные, составляющие коммерческую, служебную и другую тайну, доступ к которой имеет определенный круг лиц (инсайдеры), раскрытие, распространение или предоставление которых может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов или товаров. Существующие в законодательстве определения служебной информации, ее использования на рынке ценных бумаг и лиц, располагающих служебной информацией, не соответствуют сути инсайдерской проблемы, и введение понятия «инсайдерская информация» назрело давно.

Кроме того, законопроект определяет круг инсайдеров и устанавливает запрет на использование инсайдерской информации при совершении сделок. Предполагается, что участники рынка ценных бумаг будут вести списки инсайдеров и осуществлять меры по выявлению и предотвращению незаконного использования инсайдерской информации. ФСФР наделяется новыми полномочиями по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации, включая право требовать предоставления документов и информации, право проводить проверки, получать объяснения, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие или аннулировать лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В случае необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению правонарушений законопроект предусматривает механизм привлечения ФСФР органов внутренних дел, включая проведение общих проверок.

К манипулированию рынком законопроект относит ряд действий, к числу которых, в частности, относится распространение через СМИ (в том числе электронные), информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая Интернет) или иным путем ложных сведений, способных оказать влияние на цену, спрос или предложение финансового инструмента или товара, либо объем торгов. Это положение законопроекта вызвало большой отклик во многих средствах массовой информации, так как к уголовной ответственности по формальным признакам можно привлекать главного редактора, редакцию средства массовой информации, распространившего ложные или вводящие в заблуждение сведения. Реакция вполне понятная: распространяющие подобную информацию СМИ, как правило, не знают о ложности таких сведений. ФСФР пошла навстречу в этом вопросе и уже внесла соответствующие коррективы в законопроект, которые устанавливают привлечение СМИ к ответственности только за умышленное распространение информации. Тем не менее с целью повышения эффективности нового закона полностью из под действия закона СМИ не были выведены.

Следует отметить, что в законопроекте не предусмотрены конкретные санкции за незаконное использование инсайдерской информации и иные нарушения, предусмотренные законопроектом. Вероятно, они будут отдельно введены в Уголовный кодекс РФ и КоАП уже после принятия законопроекта. В настоящее время проект закона находится на стадии подготовки ко второму чтению в Госдуме РФ. Принятия закона об инсайдерской информации и его эффективное применение со стороны ФСФР и органов внутренних дел может стать одним из ключевых факторов для отнесения России к категории государств с регулируемым финансовым рынком, что повысит кредитный рейтинг России и усилит конкурентоспособность национального финансового рынка.

Журнал "Рынок Ценных Бумаг" № 2 (395) 2010

 


 

Прочитавших: 6870

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

VERBA LEGAL завершила сопровождение сделки по приобретению лизинговой компании «Трансфин-М».   [990]

Россия ввела персональные санкции против английской юридической фирмы Fieldfisher, которая никогда не работала в России  [808]

К команде юридической фирмы «Томашевская и партнеры» присоединилась Вероника Варшавская, которая возглавит практику по работе с ЗПИФАми и управляющим компаниями  [537]

Практика семейного права и наследственного планирования BGP Litigation поддержала pro bono пострадавших в «Крокус Сити Холле»  [498]

«Пепеляев Групп» и Генеральное консульство Республики Корея вновь подписали соглашение о сотрудничестве  [421]