Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Депутаты намерены изменить нормы о коммерческой концессии

 

В Госдуму внесен законопроект, существенно изменяющий нормы Гражданского кодекса о договоре коммерческой концессии. В хозяйственном обороте и юридической литературе этот договор часто называют договором франчайзинга, по аналогии с зарубежным и международным законодательством.

24.06.2010"КонсультантПлюс", www.consultant.ru
      

В Госдуму внесен законопроект, существенно изменяющий нормы Гражданского кодекса о договоре коммерческой концессии. В хозяйственном обороте и юридической литературе этот договор часто называют договором франчайзинга, по аналогии с зарубежным и международным законодательством. Однако Гражданский кодекс содержит термин "коммерческая концессия" и о франчайзинге не упоминает, а сами понятия хоть и близки, но все же имеют некоторые отличия. По Гражданскому кодексу коммерческая концессия - это по-сути передача правообладателем исключительных прав, включающих право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства

Цель законопроекта - создать условия для более широкого распространения этого договора в России и привести отечественное законодательство в соответствие с международными стандартами. После принятия поправок заключить договор коммерческой концессии будет проще, что в первую очередь выгодно для предпринимателей, работающих на условиях коммерческой концессии (пользователей). Однако другие положения законопроекта направлены на расширение возможностей правообладателей за счет ограничения прав пользователей. Это касается, например, вопросов ответственности правообладателя, порядка заключения договора на новый срок и некоторых других положений законопроекта.

Заключить договор коммерческой концессии будет проще

Теперь обязательность регистрации договора в Роспатенте будет зависеть от перечня прав, передаваемых пользователю. Договор нужно будет регистрировать, если по нему переходит право использовать товарный знак, знак обслуживания, патентные права. Срок регистрации договора составит не более одного месяца. Впрочем, никакой ответственности регистрирующего органа за несоблюдение этого срока не устанавливается. Если же договор касается предоставления в пользование прав на коммерческое обозначение или ноу-хау, регистрация не потребуется.

Предполагается, что упрощение порядка регистрации договора коммерческой концессии сделает его более популярным для предпринимателей.

Если по окончании срока действия договора пользователь откажется заключать договор концессии на новых условиях, правообладатель сможет выбрать другого контрагента. Такое положение предоставляет правообладателю больше свободы в определении условий договора и выборе контрагентов, но не учитывает позицию пользователя. Для соблюдения баланса интересов обеих сторон более обоснованным было бы поставить заключение договора на новых или прежних условиях в зависимость от соглашения сторон. Такая норма, например, установлена в отношении договора аренды (ст. 621 ГК РФ).

Правообладатель не будет отвечать за качество товара

Положения законопроекта ограничивают ответственность правообладателя и позволяют привлечь его лишь к субсидиарной ответственности за ненадлежащее качество продаваемого пользователем товара. При этом должно быть установлено, что правообладатель ненадлежащим образом исполнял договор концессии. Это нововведение защитит правообладателя от претензий со стороны покупателей товара. Однако при этом ограничиваются права потребителей на возмещение вреда, причиненного ненадлежащим качеством товара. Положение пользователя, на которого возлагается все бремя ответственности, также нельзя назвать благоприятным.

Цену на товары будет определять не пользователь, а правообладатель

Законопроект предусматривает возможность включить в договор дополнительные ограничения прав пользователя. Правообладатель сможет устанавливать цену, по которой пользователь будет реализовывать товары (работы, услуги), и территорию, в пределах которой пользователь сможет их продавать. Перечисленные изменения необходимы для согласования норм ГК РФ и Закона о защите конкуренции. Такое ограничение приводит к вопросу о коммерческой привлекательности концессии для пользователей, которые не смогут установить цену на товары самостоятельно. Также это может ограничить право пользователей на снижение цены на товар с учетом экономической ситуации на сбытовой территории.

Законопроект в целом направлен на расширение сферы применения договора коммерческой концессии, упрощение порядка его заключения и перезаключения. Правообладателю предоставлены возможности заключать договор с новым контрагентом по своему выбору и определять цены на реализуемые пользователем товары. Общим во всех предложенных изменениях является то, что они предоставляют дополнительные права правообладателю и создают ограничения для пользователя.

 


 

Прочитавших: 3924

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

К команде юридической фирмы «Томашевская и партнеры» присоединилась Вероника Варшавская, которая возглавит практику по работе с ЗПИФАми и управляющим компаниями  [1033]

Verba Legal сопровождала сделку по покупке X5 фабрики готовой еды в Ленинградской области. Сумма сделки оценивается в 1 млрд рублей.  [1006]

К команде «Томашевская и партнеры» присоединилась Круглова Людмила, которая возглавит комплексную практику «Структурирование и корпоративные налоги».  [949]

Практика семейного права и наследственного планирования BGP Litigation поддержала pro bono пострадавших в «Крокус Сити Холле»  [893]

К коллективу "Томашевская и партнеры" присоединился Дмитрий Шолохов - специалист по контролю за иностранными инвестициями.  [717]