|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Законопроект о медиации, инициированный Президентом РФ, прошел третье чтение. В процессе рассмотрения проекта депутаты пришли к выводу, что деятельность по медиации не является услугой.
|
Проект Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" принят 7 июля 2010 г. в третьем чтении. Предполагается, что использование медиации будет эффективной мерой урегулирования конфликтов и снизит нагрузку на суды. Однако отдельные положения законопроекта по-прежнему могут вызвать вопросы при практическом применении. Это касается, например, исполнения медиативного соглашения, а также статуса непрофессиональных медиаторов. Медиатор не поможет в коллективном трудовом споре Законопроект определяет медиацию как способ урегулирования споров при содействии медиатора (посредника), осуществляемый на основе добровольного соглашения сторон. Спор может быть разрешен с участием медиатора без обращения в суд (внесудебная медиация), а также до или во время рассмотрения дела судом (досудебная или судебная медиация). Сфера применения медиации по новому законопроекту - не только экономические споры, но и все гражданско-правовые, семейные и трудовые. Исключение составляют случаи, когда такие споры затрагивают публично-правовые отношения или права третьих лиц. Медиация не будет применяться также к коллективным трудовым спорам. Любой дееспособный гражданин сможет стать медиатором По законопроекту медиатором сможет стать любое дееспособное физическое лицо, которое достигло 18 лет, не имеет судимости и не является госслужащим. Вопрос в том, насколько качественно такой посредник сможет содействовать разрешению спора. Видимо, с учетом этого, к компетенции непрофессиональных медиаторов отнесена только внесудебная и досудебная медиация. Если дело уже рассматривается в суде, то стороны смогут обратиться только к профессиональному медиатору, то есть лицу, достигшему 25 лет, имеющему высшее профессиональное образование и прошедшему обучение по программе подготовки медиаторов. Профессиональные медиаторы смогут рекламировать свою деятельность. При этом в рекламе они не имеют права утверждать, что медиация имеет преимущество перед разрешением спора в суде. Деятельность медиатора не относится к возмездным услугам Медиаторы могут действовать как на платной, так и на бесплатной основе. По законопроекту деятельность медиатора не является предпринимательской, однако на практике медиаторы смогут систематически получать от нее прибыль, занимаясь посредничеством профессионально. В этом смысле правовое положение медиаторов сходно с положением адвокатов, которые систематически извлекают прибыль и при этом формально не являются предпринимателями. Посредниками могут быть не только физические лица, но и организации, однако из законопроекта неясно, какие именно - коммерческие или некоммерческие. Правда, имеется указание на то, что посредничество в спорах должно осуществляться такими организациями возмездно и быть одним из основных направлений их деятельности. Законопроект не указывает, какие отношения возникают между медиатором и сторонами спора, а следовательно, остается открытым вопрос об их взаимных правах, обязанностях и ответственности. В первоначальном варианте законопроекта деятельность по проведению процедуры медиации именовалась услугами, но в ходе дальнейшего рассмотрения всякое упоминание об услугах было исключено из текста. Это позволяет предположить, что законодатель не планирует применение к медиаторам норм гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг). Такая неопределенность в правовом регулировании может затруднить для медиатора и сторон спора определение взаимных прав, обязанностей и ответственности. Отсутствие судебной практики не позволяет пока однозначно определить, какие нормы Гражданского кодекса РФ будут применяться к отношениям между этими участниками медиации. Заключение соглашения о медиации Стороны смогут прибегнуть к медиации только на основании письменного соглашения о применении процедуры медиации. Его можно будет заключать как до, так и после возникновения спора. Однако момент начала медиации законопроект связывает с другим письменным соглашением – о проведении процедуры медиации. Неясно, обязательно ли наличие обоих соглашений или достаточно только соглашения о проведении процедуры медиации. С момента заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации и до ее окончания течение срока исковой давности будет приостанавливаться. Если дело уже рассматривается судом, то обращение сторон спора к медиатору может стать основанием для отложения рассмотрения дела на срок до 60 дней. Заключение перечисленных соглашений и начало процедуры медиации не лишает стороны права на обращение в суд, если иное не предусмотрено федеральным законом. Сами стороны не смогут ограничить свое право на обращение в суд соглашением о медиации. А вот передать спор в третейский суд при наличии в договоре медиативной оговорки будет невозможно. Исполнение медиативного соглашения Результатом разрешения спора станет подписанное сторонами медиативное соглашение, которое, по мнению авторов законопроекта, будет исполняться добровольно. В связи с этим возникает вопрос о принудительной силе медиативного соглашения в случае его неисполнения (ненадлежащего исполнения). Если такое соглашение заключено в результате судебной медиации, то оно может быть утверждено судом и подчиняется нормам Арбитражного процессуального и Гражданского процессуального кодексов РФ об исполнении мирового соглашения. Медиативное соглашение по спору, возникшему из гражданских правоотношений, заключенное до передачи спора в суд, является гражданско-правовой сделкой. При его неисполнении или ненадлежащем исполнении одной из сторон другая может обратиться к способам защиты, предусмотренным гражданским законодательством. Например, потребовать возмещения убытков, уплаты неустойки, присуждения к исполнению обязанности в натуре. Законопроект умалчивает о юридической силе медиативных соглашений, заключенных по трудовым и семейным спорам. По-видимому, законодатель предполагает, что гражданско-правовой сделкой они не являются. В таком случае механизм их принудительного исполнения остается неурегулированным, что неблагоприятно для интересов сторон. Учитывая, что большинство предусмотренных Гражданским кодексом РФ способов защиты являются судебными, неисполнение медиативного соглашения может привести к новому спору. Такое положение вряд ли будет способствовать уменьшению нагрузки судов. Возможно, выходом из этой ситуации стало бы придание медиативному соглашению силы исполнительного листа, как это установлено в Семейном кодексе РФ относительно соглашения об уплате алиментов. Документ: Проект N 341071-5 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" |
|
Прочитавших: 3910 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости |
|