Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Законопроект о государственных услугах в электронной форме

 

Госдума одобрила в третьем чтении проект Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Государственные услуги, к которым относятся лицензирование, регистрация, получение сведений из госреестров и т.д., теперь можно будет запрашивать и получать электронным способом. Граждане смогут получать госуслуги при помощи универсальной электронной карты.

16.07.2010"КонсультантПлюс", www.consultant.ru
      

Проект Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" 7 июля 2010 г. был принят в третьем чтении. Он вводит электронную форму предоставления государственных и муниципальных услуг, а также предполагает создание многофункциональных центров по предоставлению услуг (далее - МФЦ), которые будут действовать в режиме "одного окна". Методическое обеспечение деятельности таких центров и осуществление контроля за ними возлагается на федеральный орган исполнительной власти, который будет определен Правительством РФ.

Законопроект призван урегулировать предоставление услуг федеральными и региональными органами исполнительной власти, местного самоуправления, а также органами внебюджетных фондов. Предполагается, что подзаконными актами федерального, регионального и местного уровня будут утверждены перечни необходимых и обязательных услуг, а также размер платы за их предоставление. Сам законопроект определения или признаков таких услуг не содержит.

Госорганы, предоставляющие услуги, должны будут разработать административные регламенты, содержащие порядок и стандарты предоставления услуг. При этом проекты регламентов будут размещаться в Интернете – это создаст возможность для проведения их независимой экспертизы. Частью административного регламента станет стандарт, который установит порядок предоставления каждой конкретной услуги. В стандарте будет указан срок ее предоставления, размер оплаты, исчерпывающий перечень необходимых документов и оснований для отказа в ее предоставлении. Стандарт определит также максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса и порядок досудебного (внесудебного) обжалования действий соответствующего госоргана.

Государственные услуги будут предоставляться по принципу "одного окна" Предполагается создать многофункциональные центры, которые будут организовывать предоставление государственных (муниципальных) услуг в режиме "одного окна". МФЦ сможет стать юридическое лицо любой организационно-правовой формы. При этом неясно, смогут ли коммерческие организации получать прибыль от деятельности в этом качестве, поскольку в законопроекте указано, что предоставление госуслуг бесплатно. Заявитель будет оплачивать только госпошлину.

Для получения услуги заявителю будет достаточно направить в МФЦ запрос, собирать документы и совершать другие действия, связанные с обращением в госструктуры, теперь не понадобится. МФЦ будет обеспечивать взаимодействие с государственными органами и предоставлять заявителям информацию о том, на какой стадии находится выполнение запроса. Это положение должно существенно упростить процесс получения государственных услуг, освободив заявителей от лишних формальностей.

МФЦ получат доступ к государственным и муниципальным информационным системам, в том числе к базам персональных данных. В связи с этим может потребоваться установить требования, направленные на защиту информации, и ответственность сотрудников МФЦ за несанкционированный доступ к ней. Отношения между МФЦ и госорганами определит соглашение МФЦ и государственный орган, предоставляющий услуги, должны будут заключить соглашение о взаимодействии, определив в нем взаимные права, обязанности, ответственность. При этом соглашением не определяется субъект ответственности перед заявителем за ненадлежащее предоставление услуг. Учитывая, что, несмотря на создание МФЦ, исполнителем услуг по-прежнему остаются госорганы, можно предположить, что и ответственность за качество услуги будет возложена на них. В то же время неясно, какова мера ответственности МФЦ перед заявителем за ненадлежащую организацию предоставления услуг, просрочку и т.д.

С момента вступления в силу соглашения о взаимодействии заявители смогут получать услуги, предоставляемые госорганами, непосредственно в МФЦ. Не уточняется, лишается ли заявитель права обращаться не в МФЦ, а непосредственно в госорган, предоставляющий услуги. Неопределенность существует и в том, можно ли выбирать МФЦ по своему усмотрению. Поскольку запрета законопроект не устанавливает, можно предположить, что пока выбор остается за заявителем, если это не обусловлено особенностями конкретной услуги (регистрация по месту нахождения, например).

По законопроекту соглашение о взаимодействии заключается на определенный срок. При этом из текста законопроекта неясно, каким образом МФЦ будет осуществлять свою деятельность после его истечения. Получается, что если срок договора истечет, а новый договор с этой же или другой организацией не будет заключен, то предоставление услуг приостановится, что может затронуть права не только организации-МФЦ, но и заявителей, ожидающих выполнение госуслуги.

Универсальная электронная карта может стать новым удостоверением личности Для удобства заявителей законопроект предусматривает возможность направлять запрос о предоставлении услуги, получать всю информацию по ходу его выполнения и даже оплачивать госпошлину электронным способом. Для этого будут созданы порталы госуслуг, которые обеспечат доступ заявителей к сведениям об услугах, возможность заполнения в электронной форме запросов, получения сведений о ходе их выполнения, а также получения результата выполнения услуги.

Госпошлину за предоставление услуги также можно будет оплачивать дистанционно. Для этой цели субъекты РФ будут выпускать бесплатные универсальные электронные карты, которые в случаях, установленных законом, будут являться документом, удостоверяющим личность.

Специальные электронные приложения позволят получать с помощью такой карты банковские услуги, а также услуги, связанные с обязательным медицинским и пенсионным страхованием. Электронные карты будут выдаваться гражданам по их заявлениям с 1 января 2012 г. до 31 декабря 2013 г. Преимуществом получения карты именно в этот период станет возможность самостоятельно выбрать банк, обслуживающий электронное банковское приложение.

Тем, кто не обратится за получением электронной карты и не выразит отказа от нее до конца 2013 г., она будет с 1 января 2014 г. выдаваться без заявления на основании персональных данных, которые имеются у соответствующих госорганов. Законопроектом предусмотрено право гражданина отказаться от получения электронной карты, однако последствия такого отказа неясны: порядок получения государственных (муниципальных) услуг без универсальной электронной карты не уточняется.

По общему правилу государственные и муниципальные услуги будут бесплатны, за исключением тех, которые на сегодняшний день осуществляются за счет средств заявителя в соответствии с законами или подзаконными актами. Однако авторы законопроекта планируют отмену таких актов в будущем. Что касается госпошлины за оказание государственных услуг, то она будет взиматься в соответствии с налоговым законодательством.

На реализацию нововведений, предложенных в законопроекте, отводится длительный срок, необходимый для согласования технических вопросов. Например, на создание административных регламентов отводится два года со дня вступления законопроекта в силу. Возможность предоставления государственных (муниципальных) услуг через единый информационный портал должна быть обеспечена к 1 июля 2011 г.

Документ:

Проект N 254940-5 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

 


 

Прочитавших: 3493

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

К команде юридической фирмы «Томашевская и партнеры» присоединилась Вероника Варшавская, которая возглавит практику по работе с ЗПИФАми и управляющим компаниями  [1035]

Verba Legal сопровождала сделку по покупке X5 фабрики готовой еды в Ленинградской области. Сумма сделки оценивается в 1 млрд рублей.  [1008]

К команде «Томашевская и партнеры» присоединилась Круглова Людмила, которая возглавит комплексную практику «Структурирование и корпоративные налоги».  [954]

Практика семейного права и наследственного планирования BGP Litigation поддержала pro bono пострадавших в «Крокус Сити Холле»  [893]

К коллективу "Томашевская и партнеры" присоединился Дмитрий Шолохов - специалист по контролю за иностранными инвестициями.  [754]