|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
26 мая 2011 г. Конституционный суд Российской Федерации принял Постановление № 10-П, в котором подтвердил возможность третейских судов рассматривать споры, связанные с недвижимым имуществом.
|
Поводом для возбуждения производства по проверке конституционности Федерального закона "О третейских судах в РФ", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" стал запрос Высшего арбитражного суда, связанный со спором между ООО «Коммерческий банк экономического развития «Банк Казани», выступавшим в виде кредитора-залогодержателя недвижимого имущества и ООО "ДатаДот-Закамье" и ООО "Торговый Альянс" (должники). Данный спор был передан на рассмотрение третейского суда, который вынес решение о реализации заложенного имущества с публичных торгов. С целью получения исполнительного листа для принудительного исполнения решения третейского суда ООО «Банк Казани» обратился в арбитражный суд. В своем обращении в Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд поставил вопрос о возможности рассмотрения третейским судом споров, касающихся недвижимого имущества, поскольку результатом спора может быть переход прав на такое имущество, который подлежит государственной регистрации.
Стоит отметить, что вопрос о возможности передачи споров, предметом которых является недвижимость, в третейский суд, долгое время не мог найти разрешения. Однако, в своем Постановлении Конституционный Суд опроверг данное представление об обязательном наличии публичного элемента в таких спорах, тем самым, подтвердив возможность передачи их на рассмотрение третейских судов. Так, Конституционный суд указал, что публично-правовой элемент возникает в данных отношениях не в силу принятия того или иного решения третейским судом, а в результате реализации имущества с публичных торгов.
В рассматриваемом Постановлении Конституционный суд отметил, что для квалификации правоотношения как публично-правового определяющим является не вид имущества, которое является объектом правоотношения (движимое либо недвижимое), и не обязанность органа публичной власти осуществить государственную регистрацию соответствующей сделки, а природа и содержание самого правоотношения. Кроме того, КС РФ отдельно указал, что отдельные категории гражданско-правовых споров могут быть переданы в исключительное ведение государственных судов в силу законодательного регулирования. Соответственно, данное указание может быть воспринято ВАС РФ как руководство к дальнейшим действиям – не исключено, что, являясь субъектом законодательной инициативы (часть 1 статьи 104 Конституции РФ), ВАС РФ подготовит и представит в недалеком будущем соответствующий законопроект. Данное Постановление имеет большое значение для развития института третейских судов в РФ. Третейское разбирательство, по сравнению с традиционным судебным порядком, обладает рядом преимуществ. В первую очередь это быстрота и конфиденциальность рассмотрения дела, повышенное доверие к судьям и принимаемым решениям, поскольку стороны в той или иной мере вправе влиять на состав суда.
Большое значение имеют также возможность для сторон в определенных пределах самим определять сроки, место и время разрешения дела, упрощенность процессуальных процедур по сравнению с ГПК и АПК. Экстраполяция данных выводов, к примеру, на корпоративные правоотношения, позволяет предположить, что третейские суды могут принимать решения и по корпоративным спорам – однако же, лишь в той части, в которой такие корпоративные споры основаны на договоре. |
|
Прочитавших: 4770 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости АБ ЕПАМ анонсирует критерии конкурса для будущих юристов «Профи диктуют» [660] Практика банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» запустила свой Telegram-канал [87] |
|