|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Количество споров, рассматриваемых российскими арбитражными судами, с участием иностранных лиц ежегодно возрастает. Однако до сих пор правовая определенность в судебной практике по рассмотрению соответствующих дел с применением раздела V Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствовала.
|
С целью сформировать единообразный подход к применению и толкованию норм права, в том числе, норм иностранного права, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее – ВАС РФ) опубликовал в начале мая 2013 года Проект Информационного Письма Президиума ВАС РФ об утверждении Обзора судебной практики по некоторым вопросам, связанным с рассмотрением арбитражными судами дел с участием иностранных лиц (далее – Проект) для его публичного обсуждения. Содержание Проекта посвящено пяти главным проблемам правоприменительной практики:
В отношении установлении пределов компетенции арбитражных судов по делам с участием иностранных лиц ВАС РФ предлагает следующие разъяснения:
В отношении определения компетенции арбитражных судов в порядке п. 2 ч. 1 ст. 247 АПК РФ ВАС РФ предлагает для публичного обсуждения два следующих варианта редакции положений Информационного Письма:
Важные подходы предложены также для разрешения коллизий, возникающих при рассмотрении судами вопросов определения права, подлежащего применению, а именно: · Требование руководствоваться нормами международного договора Российской Федерации при наличии в нем соответствующих коллизионных норм об определении применимого права; · Выбор сторонами суда того или иного государства в качестве компетентного рассматривать их спор, сам по себе не означает выбора в качестве применимого к спорным правоотношениям материального права государства, в суде которого рассматривается спор; · При наличии отсылок в процессуальных документах, представленных сторонами, к одним и тем же нормам применимого права – соглашение о применимом праве можно считать заключенным; · Стороны правоотношения при заключении соглашения о применимом праве вправе использовать любые термины и формулировки, указывающие на выбор права того или иного государства; · В качестве применимого стороны вправе избрать право государства той стороны, которая в будущем при возникновении спора выступит ответчиком (или истцом); · Сверхимперативные нормы законодательства Российской Федерации (ст. 1192 ГК РФ) подлежат применению судом в любом случае, независимо от права, избранного сторонами. Важно также отметить следующие рекомендации, связанные с вопросами установления судами содержания иностранного права: · Обязанность по представлению сведений о содержании норм иностранного права (доказыванию содержания иностранного права) может быть возложена соответствующим определением суда на стороны; · При неисполнении возложенной обязанности по представлению сведений о содержании норм иностранного права, сторона не вправе впоследствии ссылаться на неустановление содержания иностранного права, если арбитражный суд предпринимал достаточные меры для его установления; · Лица, участвующие в деле, вправе предоставлять заключения специалистов о содержании норм иностранного права для целей установления содержания иностранного права; · Содержание иностранного права считается установленным, если предоставленное одной из сторон соответствующее заключение специалиста содержит необходимые и достаточные сведения и не опровергнуто при этом другой стороной; · При имеющихся в деле противоречивых сведениях о содержании иностранного права арбитражный суд вправе обратиться за разъяснениями в компетентные органы либо привлечь соответствующих экспертов; · При неисполнении или ненадлежащем исполнении судом обязанности по установлению содержания иностранного права судебный акт подлежит изменению или отмене. В вопросах установления статуса иностранных лиц Президиум ВАС РФ предлагает следующие подходы: · Применение норм о личном законе иностранного лица при установлении его юридического статуса, процессуальной правоспособности и дееспособности; · Доказательства, подтверждающие постоянное место нахождения организации для целей налогообложения, не являются надлежащими доказательствами для установления ее личного закона; · Официальные документы, подтверждающие статус иностранного юридического лица, должны исходить от компетентного органа иностранного государства, содержать актуальную информацию на момент рассмотрения спора, должны быть надлежащим образом переведены на русский язык и заверены, легализованы или апостилированы; · Легализационная надпись или апостиль, удостоверяющие подлинность официальных документов, подтверждающих статус юридического лица, должны быть проставлены на оригиналах данных документов; · Доверенность от имени иностранного лица, выданная в простой письменной форме на территории иностранного государства, не требует обязательной легализации или проставления апостиля; · Написание наименования иностранного лица должно учитываться на разных языках (в том числе, на государственном языке страны личного закона лица, в транслитерации, в переводе). В Проекте затронуты также некоторые спорные вопросы применения судами обеспечительных мер: · Если спор относится к компетенции иностранного международного коммерческого арбитража, то соответствующие обеспечительные меры могут быть приняты арбитражным судом по месту нахождения или месту жительства должника, либо по месту нахождения имущества должника; · Если дело рассматривается по существу в суде иностранного государства, то соответствующие обеспечительные меры могут быть приняты арбитражным судом только при наличии у него эффективной юрисдикции, а именно – по месту нахождения заявителя, либо по месту нахождения денежных средств или иного имущества, либо по месту нарушения прав заявителя; · Поручение иностранного суда об оказании правовой помощи в виде признания и принудительного исполнения принятых им обеспечительных мер не может быть удовлетворено арбитражным судом; · Принятые иностранным судом обеспечительные меры в виде запрета на участие в рассмотрении спора в судах Российской Федерации не препятствует рассмотрению спора компетентным российским судом. Таким образом, представляется, что единообразный подход правоприменителя, сформулированный в данном Проекте позволит внести правовую определенность при разрешении большого количества категорий споров с участием иностранных лиц. Кроме того, рекомендации ВАС РФ способны дать руководство к действию арбитражным судам по ряду правовых вопросов, являющихся длительное время предметом дискуссий, как теоретиков, так и практиков. В этом аспекте показательно вынесение данного Проекта на публичное обсуждение – чтобы успешно внедрить новые рекомендации, необходимо иметь представление о готовности бизнеса их поддержать и им следовать. Финальное обсуждение Проекта на Президиуме ВАС РФ состоится 06.06.2013. Позиция Lidings, в частности, в отношении некоторых аспектов данного Проекта была изложена в статье «Соглашение о подсудности. Когда неравные условия могут стать проблемой для участников», опубликованной в журнале «Арбитражная практика» № 5, 2013. |
|
Прочитавших: 4160 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости АБ ЕПАМ анонсирует критерии конкурса для будущих юристов «Профи диктуют» [671] Практика банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» запустила свой Telegram-канал [113] |
|