|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 146-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – "ФЗ-146"), который внес определенные изменения в ряд нормативных актов, регулирующие банковскую деятельность в России, прежде всего Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (далее – "Закон о банках"), и Федеральный закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (далее – "Закон о Банке России"). Законодательные новеллы затрагивают многие аспекты банковской деятельности, прежде всего корпоративные. Ниже приводится краткий анализ указанных нововведений.
|
1. Изменены понятия "банковской группы" и "банковского холдинга" Законом ФЗ-146 внесены изменения в понятие "банковской группы" и "банковского холдинга". После вступления в силу ФЗ-146, банковской группой, в отличие от существующего ныне правила, согласно которому в банковскую группу могут входить исключительно банки, будет признаваться неформальное объединение юридических лиц, в котором не все участники могут являться кредитными организациями, хотя, при этом, головной организацией такой группы, как и сейчас, должна оставаться именно кредитная организация. Согласно ФЗ-146, осуществление головной банковской организацией прямо или косвенно контроля за другими лицами, входящими в такую группу, а также оказание значительного влияния на иных членов группы, будет критерием отнесения юридических лиц к банковской группе. Такое подход соответствует признанным международным стандартам.
По новым правилам будет определяться и понятие «банковского холдинга», т.е. объединения юридических лиц с небанковской компанией во главе, если при этом в данную структуру входит банк и холдинговая (головная) небанковская организация имеет возможность оказывать влияние на принятие решений органами банковской организации, если доля банковской деятельности в таком холдинге составляет не менее 40 % от иной, т.е. небанковской деятельности. Таким образом, само понятие «банковского холдинга» значительно сужается по сравнению с подходом, действующим в настоящее время. Значительные изменения, вводимые ФЗ-146, касаются осуществления контроля за приобретением акций или долей участия в капитале банков в Российской Федерации. Прежде всего, и это наиболее важное нововведение, вдвое понижен порог согласования с Банком России сделок по приобретению контроля над российским банком. Если сегодня получение предварительного согласия Банка России требуется для приобретения 20% капитала российского банка, то новый закон снижает данный критерий до 10%, что, разумеется, повышает контроль надзорного органа за приобретением капитала отечественных банковских организаций. Кроме того, предварительное согласие Банка России требуется также в случае приобретения инвестором от 10 до 25; от 25 до 50 и более 75 % акций кредитной организации или от одной десятой до одной трети, от одной трети до половины и более двух третей долей участия кредитной организации (новая редакция ст. 11 Закона о банках, а также, ст. 61 Закона о Банке России в новой редакции). При этом, законодательное новеллы расширяют основания для отказа Банка России в предварительном согласовании приобретения капитала российских банков. В частности, таким основанием может быть отсутствие одобрения сделки, необходимое согласно Федеральному закону от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", если указанная сделка касается приобретения более 10 % капитала кредитной организации и (или) установления контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации. Кроме того, новым основанием для отказа в одобрении указанных сделок, является «неудовлетворительная деловая репутация» заявителя. ФЗ-146 вводит специальные требования к деловой репутации лиц, занимающих ключевые должности в кредитной организации, в частности, лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа такой организации, и их заместителей, членов коллегиального исполнительного органа банка, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителя, руководителя филиала кредитной организации, и ряда других должностей, а равно как и кандидатов на указанные должности, а также, например, лиц, приобретающих более 10 % (или владеющих более 10 %) капитала и (или) совершающих сделку, направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, а также ряда других лиц.
Следует обратить внимание, что Банк России теперь получает право требовать замены лиц, выполняющих управленческие функции в кредитной организации, если они не соответствуют установленным в новой редакции ст. 16 Закона о банках квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации. ФЗ-146 расширяет компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, дополняя полномочия данного органа, предусмотренные «общим» корпоративным законодательством, определенными вопросами, относящимся исключительно к банковской сфере, например, управления кредитной организации и рядом вопросов управления банков. Причем, следует отметить, что подобные вопросы не могут быть отнесены к компетенции иных органов управления. Представляется, что новые законодательные требования повлекут принятия соответствующих изменений в учредительные документы банковских организаций. |
|
Прочитавших: 3748 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости АБ ЕПАМ анонсирует критерии конкурса для будущих юристов «Профи диктуют» [671] Практика банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» запустила свой Telegram-канал [113] |
|