| ОБЗОР НАЛОГОВЫХ ДОКУМЕНТОВI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - Внесены изменения в порядок определения ставок по НДПИ в отношении природного газа, газового конденсата и нефти.
Закон предусматривает поэтапное повышение на 19% ставок по НДПИ в отношении нефти в период с 2014 по 2016 г. с одновременным снижением в том же периоде на 5 % экспортной пошлины на нефть, взимаемой при превышении средней цены на нефть на мировых рынках нефтяного сырья 182,5 долларов за 1 тонну.
Кроме того, законом пересматривается порядок определения ставок по НДПИ по природному газу и газовому конденсату. В соответствии с принятыми изменениями ставки на эти виды полезного ископаемого будут определяться на основании формульного расчета, зависящего, в частности, от цены на полезные ископаемые на внутреннем рынке, цены на международном рынке, степени выработанности участка недр и иных показателей
Федеральный закон от 30.09.2013г. № 263-ФЗ, вступает в силу 1 января 2014 г.
- Приняты поправки к Налоговому кодексу РФ, направленные на стимулирование деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации.
В частности, внесенными изменениями предусматривается:
- установление специальных правил по определению налоговой базы при исчислении налога на прибыль в отношении деятельности по добыче углеводородного сырья на морских месторождениях (в том числе, ведение раздельного учета прибыли в отношении каждого нового месторождения и отдельно от прибыли по иным видами деятельности, формирование резервов предстоящих расходов, связанных с ликвидацией выработанного месторождения);
- уточнение правил обложения НДС деятельности по добыче углеводородного сырья на морских месторождениях и вспомогательной деятельности (в части, касающейся определения места реализации услуг, порядка подтверждения ставки 0% по экспорту углеводородного сырья с континентального шельфа и прочее);
- уточнение порядка исчисления НДПИ в отношении углеводородного сырья, добываемого на континентальном шельфе (в том числе, порядка определения налоговой базы, величины налоговых ставок, порядка учета добытого полезного ископаемого);
- освобождение от обложения транспортным налогом плавучих платформ, буровых установок и добывающих судов;
- освобождение от налога на имущество организаций имущества, используемого при осуществлении деятельности по геологическому изучению и разработке морских месторождений углеводородного сырья.
Федеральный закон от 30.09.2013г. № 268-ФЗ, вступает в силу 1 января 2014 г. за некоторыми исключениями.
II. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА - ВАС РФ признал не противоречащей налоговому законодательству утвержденную ФНС РФ форму уведомления о контролируемых сделках и порядок её заполнения в части включения в такое уведомление сведений, которые прямо не предусмотрены п. 3 ст. 105.16 НК РФ (в частности, сведений о месте совершения сделки, условиях поставки товаров, являющихся предметом контролируемой сделки, коде товаров по ОКП и ТНВЭД ТС).
Как полагал налогоплательщик, уведомление не предназначено для анализа "рыночности" условий контролируемой сделки, оно представляет собой только сообщение о самом факте заключения контролируемой сделки. После получения уведомления налоговый орган вправе инициировать налоговую проверку и получить сведения, необходимые для проверки соответствия условий указанной в уведомлении сделки рыночным условиям, в рамках мероприятий налогового контроля.
Суд отклонил доводы налогоплательщика и отметил, что уведомление должно содержать достаточно информации для проведения налоговой проверки цен контролируемой сделки и последующего вывода должностных лиц, осуществляющих эту проверку, о соответствии (не соответствии) цен проверяемой сделки рыночным ценам без использования дополнительных мероприятий налогового контроля. Таким образом, включение в форму уведомления о контролируемых сделках дополнительных сведений признано законным (Решение ВАС РФ от 16.09.2013 г. по делу № 10012/13).
- Президиум ВАС РФ рассмотрел вопрос о возможности пересчета в течение года предельной величины процентов, признаваемых в составе расходов по правилу "тонкой капитализации", при изменении соотношения между контролируемой задолженностью и собственным капиталом.
Налогоплательщик в течение года имел контролируемую задолженность перед иностранной организацией (п. 2 ст. 269 НК РФ). В течение первых трех отчетных периодов года размер контролируемой задолженности более чем в 3 раза превышал собственный капитал налогоплательщика, вследствие этого, налогоплательщик учитывал в составе расходов проценты, начисленные по контролируемой задолженности, в пределах предельной величины процентов, допускаемой правилом "тонкой капитализации". В конце года в связи с возвратом части долга соотношение между контролируемой задолженностью и собственным капиталом уменьшилось до 0,53. Ввиду этого, налогоплательщик пересчитал с начала года сумму процентов, подлежащую включению в состав его расходов, без учета правил недостаточной капитализации.
Президиум ВАС, соглашаясь с налоговым органом, признал такие действия налогоплательщика неправомерными. Предельный размер процентов, подлежащий включению в состав расходов, в отношении контролируемой задолженности перед иностранной организацией должен исчисляться "дискретно", т.е. по состоянию на последнее число каждого отчетного и налогового периодов. В случае изменения соотношения между контролируемой задолженностью и собственным капиталом в последующих отчетных периодах или по состоянию на конец года сумма процентов, которая была учтена в составе расходов налогоплательщика в предшествующих такому изменению отчетных периодах, не подлежит пересчету (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.09.2013 г. по делу № А50-4254/2012).
III. РАЗЪЯСНЕНИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - В силу п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, подлежит включению в цену договора и не должен учитываться при определении цены продовольственных товаров.
Таким образом, вне зависимости от условий договора поставки алкогольной продукции, в случае перечисления продавцом алкогольной продукции покупателю премии за достижение определенного объема закупок данной продукции указанные премии не изменяют стоимость ранее поставленной алкогольной продукции. Ввиду изложенного, корректировка налоговой базы у продавца по НДС при предоставлении таких премий не производится (Письмо Минфина РФ от 18.09.2013 г. № 03-07-09/38617).
- Предусмотренный п. 2 ст. 269 НК РФ порядок расчета предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов (правило "тонкой капитализации"), применяется только в отношении налогоплательщиков, являющихся российскими организациями. Указанный порядок не распространяется на постоянные представительства иностранных организаций, зарегистрированные на территории Российской Федерации (Письмо Минфина России от 17.09.2013 г. № 03-08-05/38346).
- В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ контролируемой признается сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, если хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов, при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0 процентов.
Учитывая, что физическое лицо не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций и, соответственно, не имеет статуса освобожденного от обязанности уплачивать налог на прибыль организаций, сделки, заключаемые с физическим лицом, не могут быть признаны контролируемыми по основанию, предусмотренному пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (Письмо Минфина России от 16.09.2013 г. № 03-01-18/38106).
- Заявитель-физическое лицо вправе уплатить государственную пошлину за совершение юридически значимых действий через своего законного или уполномоченного представителя при условии, если в платежных документах об уплате пошлины в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно заявителем, обратившимся за совершением указанных действий (Письмо Минфина России от 11.09.2013 г. № 03-05-06-03/37427).
- Сертификаты, подтверждающие статус иностранной организации в качестве резидента государства, с которым Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, для их применения в Российской Федерации должны быть легализованы (в частности, апостилированы), если иное прямо не предусмотрено соответствующим соглашением.
Однако, поскольку обязанность по предоставлению сертификатов, подтверждающих статус резидента, возложена на иностранную организацию, российская организация-налоговый агент не может быть привлечена к ответственности в соответствии с гл. 16 НК РФ только за сам факт отсутствия апостиля на таком сертификате (Письмо ФНС России от 16.09.2013 г. № ОА-4-13/16590).
- При переводе долга, возникшего из кредитного договора, новый должник не учитывает в составе расходов подлежащие уплате по кредитному договору проценты, начисленные предыдущим должником за период с даты заключения кредитного договора до даты перевода долга (Письмо ФНС России от 05.09.2013 г. № ЕД-4-3/16086).
- При предоставлении продавцом покупателю в 2009-2011 гг. премий за выполнение условий договора, указанные премии влекут уменьшение стоимости товаров (независимо от того, изменяется или не изменяется базисная цена товара), что влечет корректировку налоговой базы по НДС.
В целях корректировки налоговой базы по НДС налогоплательщик-продавец вправе производить регистрацию первичного учетного документа, на основании которого оформляются премии (поощрительные выплаты) по своему выбору в книге продаж текущего налогового периода или в дополнительном листе книги продаж, составляемом за налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых предоставлена премия (поощрительная выплата). При этом показатели строк книги продаж или дополнительного листа книги продаж следует указывать с отрицательным значением.
Покупатель, в свою очередь, производит корректировку налоговых вычетов путем регистрации в книге продаж первичного учетного документа, на основании которого оформляются предоставляемые продавцом покупателю премии (поощрительные выплаты), за тот налоговый период, в котором данный первичный документ получен покупателем (Письмо ФНС России от 06.08.2013 г. № ЕД-4-3/14347).
- Принятое 25.01.2013 г. Постановление Пленума ВАС РФ № 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" изменило судебную практику применения п. 4.1. ст. 161 НК РФ.
Постановлением Пленума ВАС РФ предусмотрено что цена, по которой было реализовано имущество признанного банкротом должника, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, тогда как до принятия Постановления некоторые суды руководствовались буквальным прочтением п.4.1. ст. 161 НК РФ и полагали, что при приобретении покупателем имущества признанного банкротом должника на покупателе имущества как налоговом агенте лежит обязанность исчислить и уплатить в бюджет НДС с реализации имущества должника.
По мнению ФНС РФ, вступившие в законную силу судебные акты, в которых отражена правовая позиция, не соответствующая Постановлению Пленума ВАС РФ, не подлежат пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку в Постановлении Пленума ВАС РФ нет специальной оговорки об этом (Письмо ФНС России от 25.07.2013 г. № ЕД-4-3/13576).
*** Если у Вас появились вопросы или комментарии, свяжитесь с нами в любое удобное для Вас время. Мы всегда рады Вам помочь! Егор Батанов, Партнер, Руководитель налоговой практики egor.batanov@nsplaw.com тел/факс +7 495 646 81 76 contacts@nsplaw.com www.nsplaw.com | |