|
«Ведомости» сообщают, что им удалось получить список критериев, составленный и разосланный ФНС России в 2013 г., по которому впредь будет производиться отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок. В качестве главного критерия налоговая служба выделяет угрозу занижения налогов.
Одним из нововведений будет являться введение балльной системы. Так, риски налоговых правонарушений будут оцениваться по каждому критерию в баллах - от 0,2 до 2 баллов. В план будут попадать компании, набравшие большую сумму баллов по Инспекции.
Юрист «Базаров, Голиков и партнеры» Денис Савин комментирует, что ни один их источник в налоговых органах не подтвердил данную информацию. Тем не менее, если принимать сообщение «Ведомостей» за «чистую монету», то можно отметить следующее.
ФНС России в 2007 году утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Главным новшеством данной Концепции являлась открытость критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщикам предоставлялась возможность самостоятельно отслеживать риски назначения выездной налоговой проверки.
Из данного сообщения следует сделать вывод, что налоговой службой изменен подход к отбору налогоплательщиков для проведения выездной проверки, и об этих изменениях сообщать деловому сообществу налоговики не собираются. Таким образом, можно заключить, что политика открытости планирования выездных проверок сменяется на более жесткую.
В то же время, обнадеживает положительный комментарий представителя ФНС России о том, что теперь у налогоплательщиков появляется возможность снять претензии до назначения выездной проверки.
Отметим, что в ноябре прошлого года нашей фирмой был опубликован Анализ влияния введения «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» на результативность выездных проверок и на подходы к их проведению (см.http://blogfiscal.ru/files/analis_ppa_fin.pdf), в котором выдвигались предложения по дальнейшему совершенствованию и развитию механизма предпроверочного анализа. Одним из основных элементов совершенствования имеющейся модели предпроверочного анализа заключался именно во внедрении процедуры информирования налогоплательщика о выявленных (предполагаемых) налоговым органом нарушениях. Ее целью является предоставление возможности налогоплательщику самостоятельно устранить выявленные нарушения (подав уточненные декларации и доплатив налоги в бюджет), либо предоставить налоговому органу документы (информацию), свидетельствующие об отсутствии налогового правонарушения.
По нашему мнению, введение такой процедуры будет иметь положительный эффект как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Более того, предложенные изменения могут оказать благоприятное влияние в целом на инвестиционный климат и улучшить бизнес среду в России.
| |