|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
|
Обращение к международным механизмам построения бизнеса связано в большинстве случаев с достижением достаточно узкого круга целей. Это, прежде всего, конфиденциальность владения активами, их защита от притязаний кредиторов одновременно с сохранением возможности управления, а также возможность налоговой оптимизации. При существенном объеме инвестируемых активов круг задач расширяется и включает в себя интересы, связанные с вопросами наследования имущества, без возможных негативных последствий в виде налога на наследство, принудительного наследования и выделения обязательных долей в наследстве, а также продолжительного периода вступления в наследство. Использование номинального сервиса способно решить часть описанных выше задач, связанных с конфиденциальностью и сохранением доступа к управлению активами, посредством выдачи доверенности на ведение дел компании, но никогда не обеспечит надежный контроль, а также наследование активов. Бенефициарный владелец может составить документ, известный как “Letter of Wishes”, адресованный номинальному акционеру и содержащий инструкции по наследованию активов. Между тем, данный документ не будет являться для номинального акционера обязательным к исполнению после смерти бенефициара ввиду его не контрактной основы. В связи с этим недостатком использования номинального сервиса достаточно распространенными инструментами для наследования и инвестирования активов являются фонды и трасты. Оба этих правовых института сформированы на основе одной правовой конструкции, суть которой заключается в том, что учредитель передает активы в управление третьему лицу (Совету фонда или доверительному собственнику) для управления ими в пользу бенефициаров. Между тем, вследствие развития в разных правовых системах фонды и трасты имеют существенные отличия в их правовой сущности и регулировании. Немного теории
Основное различие между трастом и фондом заключается в том, как закрепляется право собственности на переданное в управление имущество. Отсюда правовая конструкция траста может быть признана только в перечисленных юрисдикциях, и ввиду того, что законодательство всех данных юрисдикций основано на общем праве, проблемы взаимного признания трастов между данными странами не существует. В странах гражданского права (или странах романо-германской правовой семьи) данная конструкция может быть признана в случае его специального признания в законодательстве или в силу международного договора (Гаагская Конвенция о праве, применимом к трастам, и об их признании). В список таких стран входят Люксембург, Лихтенштейн, Швейцария, Нидерланды, Италия. Большим достоинством траста является возможность скрыть фигуры учредителя и бенефициаров за фигурой доверительного собственника, сохранив права на получение доходов от инвестированного имущества. Траст возникает в силу подписания соглашения, декларации или завещания (одностороннее образование траста), не требующих государственной регистрации, отчего отследить данные учредителя и бенефициаров является достаточно непростой задачей. Этот аспект траста особенно интересен лицам, структурирующим активы в странах романо-германской семьи, к которой, в том числе, относится Россия. Однако конструкция траста не признается в подавляющем большинстве стран гражданского права ввиду так называемого «расщепления» права собственности на передаваемое в траст имущество на титул по общему праву (legal title) и титул по праву справедливости (equitable title), когда у нескольких лиц оказывается право собственности на одно имущество. Надо понимать, что в англо-саксонской системе права данные два права собственности также не являются равнозначными, поэтому никаких противоречий в доктрине не возникает. Российская правовая система, как и система многих европейских государств, принадлежащих к странам гражданского права, признают лишь «писанный» закон и отрицают существование «права справедливости». Таким образом, в системе романо-германского права создание траста сталкивается с непримиримыми противоречиями в теории права. Поэтому сходные трастам функции могут выполняться благодаря иным правовым конструкциям, в том числе договором доверительного управления и фондом. В соответствии с первой концепцией происходит та же передача имущества в управление третьему лицу, однако в данном случае юридическим собственником имущества остается учредитель, что исключает функцию защиту активов, а доверительный управляющий обладает более узкими полномочиями по сравнению с функциями доверительного управляющего в трасте. Фонд представляет собой иную правовую конструкцию: он является юридическим лицом, которое управляется лицами, назначенными учредителем, и которому учредитель передает в собственность имущество для управления соответственно цели, ради которой фонд был создан. По своей сути фонд представляет собой юридическое лицо, в котором понятие «акционер» подменяется понятием «цель» (семейная, благотворительная, общественно-полезная цель). Таким образом, бенефициар фонда не имеет титула собственника и иные права, например, ограниченные вещные права, на активы созданного фонда. Бенефициары имеют интерес, то есть право на получение части прибыли по результатам инвестирования и управления переданным в фондом имуществом. Данный интерес закрепляется не «правом справедливости», а корпоративным регулированием фонда: уставе или учредительном договоре. Поэтому защита данного интереса бенефициаров больше будет зависеть не от прецедентной практики, а от формулировок корпоративных документов и соответствующего законодательства о фондах. Кроме описанного выше фундаментального отличия фондов и трастов, существуют и иные. Так, ввиду обязательной государственной регистрации фонда в качестве юридического лица, возможности конфиденциальности в фонде несколько ниже, ввиду того, что его учредительный договор обязателен к подаче в государственные органы, следовательно, данные, содержащиеся в нем, приобретают публичный характер. В учредительном договоре обязательно должно быть описано имущество, переданное в управление фонду в момент его формирования. Так как при формировании фонда обычно устанавливается минимальный уставный капитал, и для неоффшорных фондов минимальные требования могут быть достаточно высокие (в Лихтенштейне - 30 000 CHF/USD/EUR), конфиденциальность владения активами, особенно первоначальными, в трасте оказывается более высокой. Значительным отличием между фондом и трастом является порядок налогообложения, ввиду того, что фонд является отдельным субъектом налогообложения, будучи юридическим лицом. В некоторых странах фонд обязан платить при регистрации одноразовый гербовый сбор, а в последующем ежегодно уплачивать налог на капитал. Так как траст не является юридическим лицом, для него отсутствует обязанность по уплате каких-либо налогов. Между тем этот момент компенсируется требованиями налогообложения персональных доходов бенефициаров траста. Также различным является механизм перевод траста или фонда в иную юрисдикцию. Для обоих необходимо соблюдение условий по признанию этой правовой конструкции в новой юрисдикции. В случае с фондом необходимо пройти государственную регистрацию или процедуру перевода, а также проверку доступности наименования к регистрации, с чем потенциально могут возникнуть трудности. Для перевода в иную юрисдикцию траста необходимо лишь сделать дополнение трастового договора в части применимого права. Одновременно отметим несколько преимуществ фонда перед трастом: - Фонд является более устойчивым инструментом сохранения активов, так как фонд является отдельным юридическим лицом. При регистрации фонда основные положения учредительного договора проверяются государственным регистрирующим органом на соответствие требованиям закона. В таком случае регистрация фонда с серьезными правовыми дефектами практически исключена, ввиду того, что, по своей сути, существуют два уровнями контроля: с одной стороны - государственный регистрирующий орган, с другой стороны – регистрационный агент (в соответствии с законом – компания с особыми полномочиями по администрированию и представлению интересов фонда перед государством). Поэтому при выдаче Сертификата о регистрации фонда бенефициары и учредители могу говорить о закреплении своих полномочий. По сравнению с фондом, траст с этой точки зрения характеризуется возможностью судебного оспаривания даже факта своего существования, в результате которого суд может признать фидуциарные отношения в трасте, а, следовательно, и сам траст, не возникшими и не имеющими правовых последствий; - По сравнению с трастами в фондах намного проще сменить управляющий орган (Совет фонда), так как сменить доверительного собственника означает, по сути, изменение траста, ввиду смены сторон в правоотношении; - Возможность передачи имущества в фонд без последующего его оспаривания кредиторами. В случае непризнания траста континентальной системой права возможны различные последствия, описанные далее, но, в любом случае, закрепляющие интересы собственника лишь за одним лицом, что нарушает баланс интересов всех участников управления имущества; - Активы, размещенные в фонде, могут оказаться защищенными от налогового бремени посредством регистрации в классических оффшорных юрисдикциях (с соблюдением некоторых условий, рассмотренных далее), где фонды обязаны уплачивать лишь ежегодные сборы в виде годовой поддержки. В трастах налогообложение чаще всего структурируется через личные доходы бенефициаров по месту их налоговой резидентности. - Имущество фонда является обособленным от имущества учредителя фонда. Таким образом, имущество фонда не может быть изъято, за исключением тех случаев, в которых долговые обязательства возникли или был причинен ущерб в ходе деятельности сообразной целям создания фонда. Имущество фонда не может быть использовано для погашения обязательств учредителя или бенефициара. Кредиторы бенефициара имеют право возражать против распределения или передачи активов фонда в течение ограниченного времени (для Панамы и Сейшельских островов - три года) после совершения вклада или передачи активов фонду. В России, странах СНГ и европейских странах с континентальной системой права для передачи активов в управление подойдет именно такая правовая конструкция как фонд, прежде всего из-за возможности его признания в дальнейшей деятельности и избежания фактов оспаривания передачи имущества, а также иных негативных последствий при разрешении налоговых и иных споров. В случае рассмотрения иска, в котором обстоятельства дела будут связаны с трастами, у суда в странах романо-германской правовой системы права имеется несколько возможных решений ввиду обстоятельств дела: признать имущество траста оставшимся в собственности учредителя, перешедшим (или подаренным) доверительному собственнику или находящимся в собственности бенефициара. Баланс интересов, на котором строится любой траст, в любом из перечисленных решений, будет серьезно нарушен. Также достаточно сложной будет являться и сама процедура передачи в траст активов, расположенных на территории Российской Федерации, особенно недвижимого имущества. Ввиду положения ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для регистрации перехода права на недвижимое имущество в том числе служат «договоры и другие сделки, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки». Так как современное российское законодательство не признает концепции траста, на основании такого договора переход права не будет зарегистрирован. Применить же английское право в данных отношениях будет практически невозможно ввиду наличия общей коллизионной привязки разрешения спора о недвижимом имуществе в соответствии с законом его местонахождения, что закреплено и в российском законодательстве (ст. 1205 ГК РФ). Выходом из данной ситуации может служить регистрация недвижимого имущества, находящегося на территории России, на иностранную компанию (подробнее - http://www.gestion-law.com/manual/35/559) и передачи в траст акций данной компании. Однако данное решение не является универсальным с точки зрения дальнейшего владения, в частности налоговой нагрузки. Основные правовые характеристики фондовВозможность регистрации фонда предлагается в таких юрисдикциях как Австрия, Сейшельские острова, Панама, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерландские Антильские острова, Белиз. В данной статье основные принципы построения работы фондов рассмотрены на примере законодательства Сейшельских островов - Закона о частных фондах 2009 года (The Foundations Act, 2009). Законодательство о фондах в других юрисдикциях имеет сходные черты и отличается исключительно в деталях, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах. В качестве общих характеристик оффшорных фондов необходимо отметить, что все они характеризуются отсутствием обязательных требований о предоставлении в государственные органы бухгалтерской отчетности; почти полным освобождением от налогов при соблюдении требований ведения деятельности и владения активами вне территории страны регистрации; общим низким престижем юрисдикций и повышенным вниманием налоговых органов страны, с территории которой происходит передача активов фонда или на территорию которой поступают выплаты, например, в адрес бенефициаров; низкий контроль со стороны государственных органов. Основными документами, регулирующими деятельность фонда, являются учредительный договор (Foundation Charter) и устав (Foundation Regulations). Ввиду того, что в отличие от траста, фонд является юридическим лицом, он возникает вследствие государственной регистрации: подачи в государственный Регистр Компаний (Registrar) учредительного договора фонда (Foundation Charter) и последующего выпуска регистратором Сертификата инкорпорации фонда. Учредительный договор, таким образом, является публичным документом, поэтому при необходимости сохранения конфиденциальности данных об учредителе, имуществе и бенефициарах фонда, составление Foundation Charter требует детальной проработки в части процедур назначения, смешения членов управляющего органа, бенефициаров и перенесения конкретных имен во внутренние документы фонда, например, Foundation Regulations. В соответствии с законом, Учредительный договор сейшельского фонда должен быть составлен на английском или французском языке (или должен сопровождаться должным переводом на эти языки) и должен содержать следующие положения, которые после регистрации становятся публичными:
- Наименование регистрируемого фонда: - Юридический адрес фонда (предоставляется местным сертифицированным регистрационным агентом);
- Учредитель или учредители фонда, а также адреса их местонахождения:
- Описание первоначального имущества фонда;
- Определение сроков существования фонда:
- Порядок назначения членов Совета фонда: Другими существенными моментами, которые играют важную роль в функционировании фонда и, следовательно, должны быть урегулированы в учредительном договоре, являются следующие:
- Порядок изменения Учредительного договора. - По общему правилу, внесение и одобрение изменений учредительного договора совершается посредством письменной резолюции учредителя фонда или совместно всеми его учредителями; - В случае если на момент изменений учредительного договора не осталось ни одного дееспособного учредителя, то подобные изменения проводятся Советом фонда с последующей санкцией суда.
- Порядок назначения бенифициаров фонда:
- Полномочия учредителя фонда.
- изменение/дополнение Учредительного договора и Устава; Для большего контроля над фондом учредитель может назначить себя Протектором фонда. Основная функция протектора – наблюдение за деятельностью фонда с точки зрения выполнения им учредительных целей. Должность Протектора, как и его полномочия и порядок назначения, лучше закреплять в учредительном договоре фонда, который имеет наивысшую юридическую силу при регулировании вопросов жизнедеятельности фонда. Можно, например, предусмотреть порядок обязательного одобрения Протектором любых действий резолюций от имени фонда. Личность же протектора лучше закрепить в Foundation Regulation. В отношении учредителя фонда действует ограничение в части его деятельности единственным Протектором. В этом случае можно предусмотреть комбинацию из учредителя и второй подконтрольной ему компании из стран с закрытым реестром в качестве коллегиального Протектора, который обеспечит единогласное принятие решений в интересах учредителя. Также возможен вариант учреждения фонда корпоративной структурой и назначения реального заинтересованного лица Протектором фонда в единственном числе посредством Устава фонда для сохранения необходимого уровня конфиденциальности. Исходя из проанализированных выше особенностей регулирования фондов можно также сделать следующий вывод. Если для Вас, как клиента, вопросы конфиденциальности с возможным сохранением реального контроля над образованным фондом, являются наиболее актуальными, то необходимо избежать ситуации, когда Вы не будете фигурировать ни учредителем фонда (в том числе после передачи прав), ни его Протектором, ни членом Совета фонда. В подобном случае риск потери контроля над фондом достаточно велик. Создание частного фонда в ПанамеСтруктура и порядок функционирования панамского фонда очень близок к частному фонду, зарегистрированному на Сейшельских островах, однако в нем существует рядом особенностей:
- Минимальная стоимость активов в соответствии с законом Панамы «О частных фондах» 1995 года составляет 10 000 Долларов США или эквивалент в иной валюте. Во избежание проблем с оценкой активов, учредителю целесообразнее внести эту сумму денежными средствами на банковский счет фонда. Повышенный объем первоначальных активов для регистрации фонда снижает привлекательность данной юрисдикции ввиду необходимости оценки активов, а также публичности данной информации; Частные Фонды в ЛихтенштейнеАльтернативой оффшорным фондам может стать частный фонд, зарегистрированный в Лихтенштейне. Основными его преимуществами являются следующие:
- Развитое в отношении фондов корпоративное законодательство:
- Высокая степень защиты бенефициарных интересов фонда:
- Гибкость организационных структур:
- Высокая конфиденциальность данных: Несмотря на обозначенные выше преимущества, регистрация частного фонда в Лихтенштейне имеет ряд недостатков: - Лихтенштейн фигурирует во всех «черных» списках Минфина и ЦБ РФ (приказ Минфина России от 13.11.07 № 108н, Письмо МНС РФ от 27 марта 2002 года №ФС-6-26/360 «Обмен информацией» и т.д.). Следовательно, все сложности и ограничения по работе с классическими оффшорными компаниями будут переноситься и на частный фонд в Лихтенштейне, а их статус для банков, валютного контроля и ФНС будет идентичным. Подробнее Вы можете ознакомиться с особенностями работы с юрисдикциями, присутствующими в этих списках, по ссылке - http://www.gestion-law.com/manual/29/461; - Достаточно высокий, по сравнению с оффшорными юрисдикциями, минимальный капитал фонда, который составляет 30 000 CHF/USD/EUR; - В лихтенштейнском фонде обязательны минимум два члена совета фонда, один из которых должен быть гражданином/компанией, зарегистрированной на территории Лихтенштейна или страны-участницы Европейского экономического пространства (в дополнение к странам-участницам Европейского Союза Норвегия и Исландия), допущенный к деятельности доверительного управляющего. На практике чаще всего совет фонда формируется специальной лицензированной управляющей компанией, которая является профессионалом на инвестиционном рынке. Данный факт увеличивает расходную часть образования и обслуживание фонда; - Если фонд в той или иной степени ведет коммерческую деятельность, он подчинен обычным требованиям закона к бухгалтерскому учету юридических лиц; - Наличие налогообложения, особенности которого будут рассмотрены далее. Налогообложение частных фондов Лихтенштейна.
С 01 января 2011 года в Лихтенштейне действует новое налоговое законодательство, в рамках которого были внесены серьезные коррективы в налогообложении всех юридических лиц, зарегистрированных в данной юрисдикции, в том числе частных фондов.
С 2011 года никаких различий в зависимости от организационно-правовой формы не предусматривается, разница в системе налогообложения ставится в зависимость от ведения коммерческой деятельности: компании, ведущие коммерческую деятельность, облагаются корпоративным налогом по ставке 12,5% с минимальной суммой налога 1200 швейцарских франков. Внесение имущества в фонды Лихтенштейна и выплаты бенефициарам по-прежнему остались свободными от налогообложения. Остались и некоторые другие особенности, делающие Лихтенштейн привлекательной юрисдикцией для формирования холдинговых структур, а именно:
- Прибыль от участия в капитале других компаний не является налогооблагаемым доходом; Главные выводыВ ходе исторического развития фонды и трасты создавались для решения сходного рода задач. Так как эти задачи включали в себя конфиденциальность, защиту и сохранение активов, а также возможное наследование через своего рода альтернативу классическому завещанию, оба инструмента являются чрезвычайно гибкими и есть возможность их приспособить под конкретные потребности клиента. В свою очередь, фонд по сравнению с трастом является более устойчивой формой сохранения имущества. В случае регистрации фонда возможность судебного оспаривания факта его существования отсутствует. С этой стороны траст менее формализован, а, следовательно, более конфиденциален, но есть вероятность признания его недействительным, например, по причине сохранения сильного влияния учредителя за действиями доверительного собственника. Зарегистрированный фонд будет являться стабильным инструментом, так как нет никаких временных ограничений его существования, а противоречащие закону положения учредительного договора практически невозможны ввиду их проверки при регистрации регистрационным агентом и государственным регистрирующим органом. Также правовая конструкция фонда признается в странах гражданского права, к которым в том числе относится Россия, что исключает возможную негативную переквалификацию судебными и налоговыми органами сути существующих правоотношений, что, как описывалось выше, возможно в данных юрисдикциях в отношении трастов. Главным же выводом хотелось сделать тот, что при обращении к инструментам управления имуществом, как к трастам, так и фондам, необходимо осознавать, что в современном мире невозможно достигнуть полной конфиденциальности передачи и владения активами, а, следовательно – полной недоступности имущества для кредиторов или нежелательных наследников. Это является следствием развития системы договоров об обмене налоговой и иной информации, развитие «антикоррупционного» законодательства и законодательства «об отмывании денег», которое способствует возникновению большего контроля бизнес - структур со стороны государственных органов. Для повышения уровня конфиденциальности необходимо с повышенным вниманием подходить к выработке трастового соглашения или формулированию учредительного договора фонда и его внутренних документов с обязательным привлечением квалифицированных юристов. Подробная информация: http://www.gestion-law.com/news/50/1206/ |
|
Прочитавших: 7101 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Команда АБ ЕПАМ защитила интересы бренда «Архангельская» в споре о товарных знаках [479] S&K Вертикаль становится АБ Вертикаль: ренейминг и ребрендинг адвокатского бюро [457] Максим Кульков – модератор Российского международного арбитражного конгресса (RIAC) [348] |
|