Государственный орган субъекта РФ в 2011 г. утвердил результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2010 г., снижающие кадастровую стоимость земельных участков. Налогоплательщик пересчитал сумму земельного налога, уплаченного за 2010 и 2011 гг.
Правомерность такого перерасчета подтвердили суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, которые руководствовались выводом Конституционного Суда РФ о том, что акты об утверждении кадастровой стоимости действуют во времени аналогично актам законодательства о налогах и сборах (Определение от 03.02.2010 N165-О-О). Суды пришли к выводу, что документ об утверждении результатов кадастровой оценки имеет обратную силу. Однако Президиум ВАС РФ счел, что установление кадастровой стоимости по состоянию на конкретную дату не свидетельствует о начале применения кадастровой оценки.
Тенденция вопроса
ФАС Московского округа допускает перерасчет налога за прошлые периоды в описанной ситуации (Постановление от 25.10.2013 N А41-7643/13 (Определением ВАС РФ от 19.02.2014 N ВАС-1223/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). Противоположная позиция высказана в Постановлении ФАС Московского округа от 30.05.2014 N А41-52472/13 и Письме УФНС по Московской области от 17.07.2012 N 18-21/34738@ .
Во всех приведенных актах указано, что кадастровая стоимость была изменена на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ. Отметим, что это Распоряжение фигурировало в деле, рассмотренном Президиумом ВАС РФ. Принятое Постановление не содержит указания на возможность пересмотра вступивших в силу судебных актов со сходными фактическими обстоятельствами.
ФАС Поволжского округа в аналогичных ситуациях поддерживал позицию налогового органа (Постановления ФАС Поволжского округа от 26.12.2013 N А72-12353/2012, от 01.10.2013 N А72-12116/2012 ).
|