Действующий закон «Об электронной коммерции» базируется на понятиях и терминах, принятых в законах Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи»,
По этим законам электронный документ как информация в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП), предполагает наличие предварительных договорных отношений между сторонами, либо использование услуг удостоверяющих центров на основе инфраструктуры публичных ключей и имеет ограниченную сферу применения.
При этом в международной практике для осуществления розничных продаж, связанных с покупками товаров через интернет-магазины, как правило, используются другие доступные средства идентификации отправителей сообщений в качестве аналога собственноручной подписи (в том числе путем отправки одноразовых идентификаторов на мобильный телефон или на электронную почту).
Аналогочно зарубежному опыту в данных системах для аутентификации и подтверждения подлинности операций предусмотрены методы, отличные от ЭЦП.
Данный проект закона в новой редакции отличается от действующей редакции следующими особенностями:
• отменяется требование обязательного наличия ЭЦП на электронном документе для физических лиц и допускается использование подписи одноразовым идентификатором или другого аналога собственноручной подписи;
• расширяется состав информационных посредников (операторы сетей телекоммуникаций, платежные агенты, лица, осуществляющие организацию электронных торгов и оказывающие услуги по депозитарному хранению электронных документов), предоставляющих субъектам электронной коммерции услуги по обеспечению совершения электронных сделок;
• учитывая особенности заключения договоров с использованием электронных документов (сообщений) и специфику заключения договоров в электронной форме, установливается дополнительные требования к процедурам предложения оферты, акцепта коммерческих предложений и к условиям договоров в электронной коммерции;
• в законопроект вводится норма о возможности оформления счетов-фактур и других необходимых документов в электронной форме.;
• вносятся нормы о государственном регулировании данной сферы уполномоченным органом и устанавливаются его полномочия.
Исходя из вышеизложенного, принятие данного закона и дальнейшее широкое внедрение электронной коммерции в республике позволит:
• упростить оформление электронной сделки и совмещать акцепт с механизмами оплаты по банковским картам через сеть Интернет
• создать благоприятных условия и выработать стратегии развития электронной коммерции в современных условиях, обеспечения единого подхода к решению организационных, технологических и законодательных вопросов
• значительно сократить расходы на проведение торговых операций (транзакционные издержки) и решить проблемы, связанные с географической удаленностью друг от друга субъектов электронной коммерции;
• создать условия для оперативного установления прямых контрактных отношений между продавцами и покупателями, а также появления новых участников на рынках (в этих условиях субъекты малого бизнеса могут успешно конкурировать даже на международных рынках);
• на основе электронной торговли посредством информационных сетей и потоков повышается прозрачность операций, что позволит покупателям и продавцам практически мгновенно получать информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами.
|