|
Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» представляет Вашему вниманию обзор обновленного проекта изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций (далее – «Законопроект о КИК»). 26 августа 2014 года Министерство финансов Российской Федерации внесло этот документ в Правительство РФ.
Законопроектом о КИК предусматриваются следующие нововведения:
Общие положения
На налогоплательщиков-резидентов РФ возлагается обязанность уведомить налоговые органы о своем участии в иностранных организациях (в случае если доля участия превышает 10%)[1] и иностранных структурах без образования юридического лица, а также о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они (т. е. налогоплательщики-резиденты) являются контролирующими лицами.
Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с НК РФ, также обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица – сведения о её учредителях, бенефициарах и управляющих)[2].
Сроки подачи уведомлений
Уведомление об участии в иностранных организациях[3]: не позднее одного месяца со дня возникновения соответствующих оснований для уведомления.[4]
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях: не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом по НДФЛ и налогу на прибыль, соответственно.
Понятие контролируемой иностранной компании (КИК)
КИК это иностранная организация или иностранная структура без образования юридического лица[5], которая ОДНОВРЕМЕННО (i) не признается налоговым резидентом РФ и (ii) контролируется организациями и/или физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами РФ.
Исключения из статуса КИК
Иностранная компания не является КИК, если в отношении неё выполняется ХОТЯ БЫ ОДНО из следующих условий:
-
Она является публичной компанией[6];
-
Она является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;
-
Она образована в соответствии с законодательством государства-члена Евразийского экономического союза;
-
Её постоянным местонахождением является государство (территория), включенное в перечень государств (территорий), обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации превышает 75% налоговой ставки российского налога на прибыль;
-
Она является иностранной структурой без образования юридического лица, в отношении которой соблюдаются ВСЕ следующие условия:
Учредитель такой структуры в соответствии с её личным законом и учредительными документами после её создания не вправе получить активы такой структуры в свою собственность;
Права учредителя такой структуры, связанные с его личным статусом в этой структуре (включая права на отчуждение имущества, определения бенефициаров и иные права) в соответствии с личным законом этой структуры и её учредительными документами, не могут после её создания быть переданы иному лицу, за исключением случаев передачи прав в порядке наследования или универсального правопреемства;
Учредитель такой структуры не вправе получать прямо или косвенно[7] какую-либо прибыль (доход) структуры, распределяемую между всеми её участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) или бенефициарами[8];
-
Она является банком или страховой организацией, осуществляющей деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения, государство (территория) постоянного нахождения которой включено в перечень государств (территорий), обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ;
-
Она является эмитентом обращающихся облигаций или организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям, или организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация, при соблюдении определенных требований, установленных НК РФ (при этом доля соответствующих доходов в общих доходах должна составлять не менее 90% за соответствующий период);
-
Она участвует в проектах в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями либо иными соглашениями с правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными таким правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями).
Понятие контролирующего лица (КЛ)
КЛ это лицо, которое самостоятельно или совместно с взаимозависимыми лицами осуществляют контроль над КИК в своих интересах или в интересах взаимозависимых с этим лицом лиц.
Контроль определяется как оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые КИК в отношении распределения полученной КИК прибыли[9] (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре, предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и/или иными лицами[10].
При этом законопроект дает примерный, НЕ ЗАКРЫТЫЙ перечень случаев, когда наличие контроля будет признано[11]. А именно:
-
Лицо, доля прямого и/или косвенного контроля которого совместно со своим супругом и/или несовершеннолетними детьми, а также иными лицами, взаимозависимыми с ними, составляет БОЛЕЕ 25%;
-
Лицо, доля прямого и/или косвенного контроля которого совместно со своим супругом и/или несовершеннолетними детьми, а также иными лицами (с учетом особенностей взаимоотношений этого лица и иных лиц) составляет БОЛЕЕ 10%, если доля прямого и/или косвенного участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ в этой организации совместно со своими супругами и/или несовершеннолетними детьми, а также иными взаимозависимыми лицами составляет более 50 %.
Организация-налоговый резидент
Введено новое понятие организаций-налоговых резидентов, под которыми понимаются:
-
Российские организации;
-
Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения;
-
Иностранные организации, местом фактического управления которых является РФ, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения
Место фактического управления иностранной организации определяется с учетом следующих условий[12]:
-
Заседания совета директоров (иного руководящего органа) преимущественно (более половины заседаний в течение календарного года) проводятся на территории РФ;
-
Руководящее управление организацией преимущественно осуществляется из РФ[13];
-
Главные/руководящие должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в отношении этой иностранной организации в РФ.
Санкции, связанные с нарушением законодательства о КИК
Введены следующие новые составы со следующими мерами ответственности:
-
Непредставление налоговой декларации (и прилагаемых документов) по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании: штраф с контролирующего лица в размере 100 000 рублей;
-
Неправомерное (несвоевременное) представление налогоплательщиком-иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), владеющей недвижимым имуществом, уведомления об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица – сведения о её учредителях, бенефициарах и управляющих): штраф в размере 100% от суммы налога, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего такой организации;
-
Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком физическим лицом или организацией сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании: штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но менее 100 000 рублей[14];
-
Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом уведомления о КИК или представление недостоверного уведомления: 100 000 рублей по каждой КИК;
-
Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком уведомления об участии в иностранной организации или представление недостоверного уведомления: 50 000 рублей по каждой иностранной организации.
Сроки введения Законопроекта о КИ в действие:
-
Общий срок – с 1 января 2015 и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, если иное не указано ниже;
-
ДО 1 ЯНВАРЯ 2017 г. признание лица контролирующим осуществляется в случаях, когда доля прямого и/или косвенного участия этого лица в организации в организации совместно со своим супругом и/или несовершеннолетними детьми, а также иными лицами (с учетом взаимоотношений этого лица и иных лиц) составляет более 50%;
-
ДО 1 ЯНВАРЯ 2017 г. обязанность направления уведомления об участии в иностранных организациях применяется при условии, что доля прямого и/или косвенного участия налогоплательщика в иностранных организациях, составляет не менее 25%.
[1] Данный порог будет применяться с 1 ЯНВАРЯ 2017 г. О правилах, подлежащих применению до этой даты, см. ниже.
[2] В случае если доля их прямого и/или косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5%.
[3] Если основания для представления уведомления изменились, то повторных уведомлений не требуется; если же участие в иностранной организации прекратилось, то налогоплательщик обязан проинформировать налоговый орган об этом.
[4] При представлении уведомления не учитывается косвенное участие налогоплательщика в иностранных организациях, реализованное через прямое или косвенное участие в публичной компании.
[5] В законопроекте дан примерный, но не закрытый перечень форм, подпадающих под понятие иностранной структуры без образования юридического лица, как то: фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и/или доверительного управления. Причем такая структура в соответствии со своим личным законом должна быть вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.
[6] Под публичными компаниями в данном случае понимаются российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг (включая депозитарные расписки), которые прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских фондовых биржах, имеющих соответствующую лицензию или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников (перечень таких посредников утверждается ЦБ РФ по согласованию с Минфином).
[7] Под косвенным получением прибыли в данном случае понимается получение прибыли структуры взаимозависимым лицом в интересах этого лица.
[8] Бенефициар дохода определяется как лицо, которое в силу участия (прямого и/или косвенного) в организации либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и/или распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При этом учитываются функции, выполняемые этим лицом, а также принимаемые им риски.
[9] Прибыль КИК учитывается при определении налоговый базы за налоговый период по соответствующему налогу, если её величина, рассчитанная в соответствии с НК РФ, составила более 10 миллионов рублей, начиная с 2017 года. До этого величина должна превышать: за 2015 год – 50 миллионов рублей, за 2016 год – 30 миллионов рублей.
[10] Применительно к КИК в форме структуры без образования юридического лица речь идет об оказании или возможности оказания определяющего влияния на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения между её участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) либо иными бенефициарами в силу законодательства иностранного государства или договора.
[11] Данные положения, однако, будут применяться в такой редакции только с 1 ЯНВАРЯ 2017 г. (!). О правилах, подлежащих применению до этой даты, см. ниже.
[12] Есть также особые правила на случай конкуренции нескольких мест фактического управления и деятельности через обособленное подразделение.
[13] В частности, иностранная организация рассматривается в качестве организации, руководящее управление которой осуществляется ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ, если её коммерческая деятельность осуществляется с использованием её собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (территории) её постоянного местонахождения, с которым РФ имеет международный договор по вопросам международного налогообложения. Не может рассматриваться в качестве руководящего управления иностранной организацией осуществление на территории РФ подготовки и/или принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров/участников.
[14] Данная санкция будет применяться только с 2018 года.http://nplaw.ru/work/obzor-proekta/
| |