Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Новости


 

Новая редакция статьи УК о бизнес-мошенничестве. Комментарий Рустама Курмаева

 

О том, насколько важным и нужным является этот законопроект для компаний, какие нововведения содержит и как они могут повлиять на бизнес, рассказывает партнёр практики по разрешению споров Goltsblat BLP Рустам Курмаев.

22.06.2015Goltsblat BLP, www.bclplaw.ru
      

Депутат Рафаэль Марданшин подготовил новую редакцию статьи УК о бизнес-мошенничестве (ст. 159.4), которая перестала действовать 12 июня, т.к. депутаты не успели поправить кодекс в срок, установленный КС. По словам Марданшина, работа над статьей идет в двух направлениях: по выполнению постановления суда и по определению того, перестала ли она действовать. "В администрации президента считают, что статья не потеряла свою силу и вполне возможно, что эти поправки не будут нужны, а достаточно будет тех, которые уже были внесены сначала", – рассказал депутат. То, что КС установил конкретный срок исполнения, некоторые юристы считают нонсенсом, говорит Марданшин: суд может определить, соответствует ли статья Конституции, и предложить ее поправить, но остальное должен решать законодатель. ttp://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/06/17/596643-statya-uk-o-biznes-moshennichestve-esche-ne-utratila-silu-schitayut-v-gosdume

О том, насколько важным и нужным является этот законопроект для компаний, какие нововведения содержити как они могут повлиять на бизнес, рассказывает партнёр практики по разрешению споров Goltsblat BLP Рустам Курмаев:

«Оценивая законопроект, могу отнести вносимые изменения к числу незначительных. По сути, предполагается изменить только два момента: круг возможных потерпевших по данной статье и ужесточить предел возможной санкции. Потерпевшими по ст.159.4 УК РФ теперь могут быть только индивидуальные предприниматели, организации и государство. Данный состав стал еще более «коммерческим».

Деяния в отношении физических лиц теперь могут квалифицироваться только по общей норме – ст.159 УК РФ, что еще является достаточно спорным моментом. Например, обман дольщиков ведь происходит как раз в ходе предпринимательской деятельности, в рамках которой заключаются договоры. 

Назвать обе поправки позитивным моментом «рука не поднимается». Конкретизация потерпевшего позволяет только определять квалификацию деяния по этому признаку. Вряд ли можно отнести это к позитиву, как и ужесточение наказания – увеличение  размера санкции.           

Сами по себе поправки не влияют на бизнес. Влияет правоприменительная практика, а она складывается из диспозиции статьи УК РФ. Внося соответствующую статью в кодекс, законодатель начинает регулировать целый пласт правоотношений, который является смежным с соответствующим институтом в гражданском праве. Это в определенном смысле можно назвать вмешательством в бизнес, обусловленным увеличением неправомерных действий различных субъектов.

Хотелось бы, чтобы законодатель, осуществляя такие «интервенции в право», делал бы их максимально понятными.

Текущая ситуация никакого единообразия, даже с учетом вносимых поправок, не подразумевает. Диспозиция статьи 154.4 УК РФ требует от законодателя более глубокого вмешательства и проработки. Прочитав эту статью кодекса, никто не может сразу провести черту между бизнесом и криминалом.  Где та грань, перейдя которую, бизнесмен становиться преступником? Где имеет место неисполнение договорных обязательств по причине политики государства на международном уровне, а где изначально имелся умысел на хищение путем обмана? В какой момент этот умысел должен возникнуть? В таких условиях говорить о смягчении применения уголовного закона для бизнеса не приходится. Отсутствие ясных и понятных норм может сделать эти положения орудием давления и притеснения бизнеса, что склоняет меня больше к негативному прогнозу для последнего».

 


 

Прочитавших: 2789

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Екатерина Медовщикова стала партнёром адвокатского бюро «Бартолиус»  [684]

С праздником Великой Победы!  [302]

Сергей Пепеляев награжден медалью Анатолия Кони – высшей наградой Минюста России  [223]

Кадровые изменения в компании Tax Compliance  [159]