|        | 
	Cпециальный инвестиционный контракт 
	По контракту инвестор обязуется создать либо модернизировать, освоить производство промышленной продукции, а публичный субъект обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. 
	Контракт заключается между инвестором (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем) и Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием. 
	Заключение контракта возможно как в случае реализации проекта по созданию либо модернизации промышленного предприятия, так и в случае, когда проект предусматривает внедрение наилучших доступных технологий в ходе реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности. 
	Преимущества контракта 
	Заключение контракта привлекательно для инвестора следующим: 
	- 
		применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности. Как предполагается, конкретные меры стимулирования стороны будут предусматривать непосредственно в контракте;
 
	- 
		так называемая «дедушкина оговорка»: постоянство совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора в течение срока действия контракта. Кроме этого, законодательные запреты, ограничения, обязательные требования к промышленной продукции, введенные после заключения контракта, в отношении инвестора не применяются. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в случае расторжения контракта по вине инвестора последний будет обязан возместить ущерб, причиненный публичным субъектам в связи с применением льгот, в том числе компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов с уплатой пеней.
 
	- 
		планируется предусмотреть в ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» возможность признавать предприятие - сторону контракта единственным поставщиком на срок действия контракта (по решению Правительства РФ). Соответствующий проект закона внесен Правительством РФ в Государственную Думу ФС РФ, его рассмотрение запланировано в период осенней сессии 2015 г. (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=821579-6).
 
 
	Порядок заключения и реализации контракта 
	Заключение контракта возможно при соблюдении, в частности, следующих условий: 
	- 
		если контракт способствует решению задач и (или) достижению целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации в соответствующих отраслях промышленности;
 
	- 
		если размер привлекаемых инвестиций составляет не менее 750 млн. рублей (подтверждением объема инвестиций может быть кредитный договор или предварительный кредитный договор с финансированием инвестиционного проекта либо иные документы, подтверждающие размер привлекаемых инвестиций);
 
	- 
		если получено заключение межведомственной комиссии по оценке возможности заключения специальных инвестиционных контрактов, персональный состав которой утверждается Правительством РФ.
 
 
	Таким образом, российское законодательство пополнилось интересным инструментом стимулирования инвестиций в промышленность, который минимизирует налоговые и административные риски инвестора, а также, после внесения поправок в законодательство о контрактной системе, предоставит возможности участия в обеспечении государственных и муниципальных нужд на внеконкурсной основе. 
	Риски (налоговые аспекты) 
	Закон называет налоговые льготы как одну из форм финансовой поддержки, которая может предоставляться лицам, заключившим контракт. При этом какие-либо специальные налоговые льготы, которыми могли бы воспользоваться инвесторы, Законом не предусматриваются. Аналогично законом не предусмотрен порядок реализации «дедушкиной оговорки», в частности, порядок расчета совокупной налоговой нагрузки. 
	Как следствие, в отсутствие специальных норм в законе речь может идти не о новых налоговых льготах, а о тех, которые уже установлены налоговым законодательством. 
	Так, например, если инвестор для реализации своего инвестиционного проекта планирует ввезти импортное оборудование, не имеющее отечественных аналогов, и хочет получить финансовую поддержку в форме освобождения ввоза этого оборудования от НДС, для получения этой льготы ему придется выполнять условия, предусмотренные налоговым законодательством (в данном случае – подпунктом 7 ст. 250 Налогового кодекса РФ). Механизм реализации этой льготы предполагает, что оборудование указано в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 372. Без включения оборудования в этот перечень существует риск, что  инвестор не получит право на льготу, даже если в контракте эта льгота будет упомянута как одна из мер финансовой поддержки.  
 |  |