Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Новости


 

Бизнес в Беларуси: организационно-правовые формы юридических лиц, регистрация

 

Республика Беларусь – сравнительно молодое государство, расположившееся в самом центре Европы на пересечении торговых путей, соединяющих Запад и Восток, которое по определению представляет собой привлекательный рынок для иностранных инвесторов. Сегодня Беларусь нуждается в надежных инвесторах и готова предложить им привлекательные условия ведения бизнеса.

17.09.2015Юридическая фирма «GRATA», www.gratanet.com
      

Республика Беларусь – сравнительно молодое государство, расположившееся в самом центре Европы на пересечении торговых путей, соединяющих Запад и Восток, которое по определению представляет собой привлекательный рынок для иностранных инвесторов.

Наша страна интересна сама по себе, т.к. представляет множество возможностей для вложения инвестиций: мы активно ведем строительство жилой и коммерческой недвижимости, развиваем энергетический сектор, передаем в частные руки сельскохозяйственные предприятия и приглашаем инвесторов в промышленность. Все это – реальные возможности развивающегося рынка.

Сегодня Беларусь нуждается в надежных инвесторах и готова предложить им привлекательные условия ведения бизнеса.

Законодательство Республики Беларусь предлагает широкий спектр форм коммерческого присутствия на территории нашей страны:

  • хозяйственные товарищества и общества;
  • унитарные предприятия;
  • производственные кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Хозяйственные общества в Республике Беларусь могут создаваться в форме акционерного общества (открытого и закрытого типа), общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.

В настоящей статья будут рассмотрены формы, получившие наиболее широкое распространение в Беларуси в силу специфики их создания и деятельности, а именно общества с ограниченной ответственностью (далее – общество, ООО) и унитарное предприятие (далее – УП).

Общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью

Обществом с ограниченной ответственностью (далее – общество, ООО) признается организация, уставный фонд которой разделен на доли определенного учредителями (участниками) размера.

Законодательная модель общества с ограниченной ответственностью в белорусском праве в значительной мере приближена к европейскому континентальному (германскому) образцу.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников. По общему правилу, участники общества не отвечают по долгам общества личным имуществом. Вместе с тем, в случае банкротства компании по вине ее участников (либо директора или членов совета директоров) суд может возложить на них субсидиарную ответственность по обязательствам общества.

Участниками общества могут быть любые, в том числе иностранные, как юридические, так и физические лица, в количестве не менее двух и не более пятидесяти.

Справочно: Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 №308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» (вступает в силу с 26 января 2016) допускает возможность создания хозяйственного общества с одним участником (акционером).

Документом, регулирующим деятельность конкретного общества (помимо актов законодательства) является его устав. Для всех обществ он должен содержать наименование, сведения о составе и компетенции органов управления, размере уставного фонда общества, права и обязанности участников общества и иные обязательные сведения.

Белорусское законодательство не устанавливает обязательные требования к минимальному размеру уставного фонда общества, позволяя участникам самостоятельно решить, какую сумму они готовы внести в качестве вклада. При этом учредители вновь создаваемых компаний вправе вносить свои вклады (единовременно или по частям) в течение двенадцати месяцев с момента государственной регистрации общества. Следует упомянуть, что в качестве вклада допускается вносить не только денежные средства (как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте), но и оборудование, автомобили, здания и другое имущество, а также право пользование имуществом на определенный срок. Однако, внесение вкладов, отличных от денежных средств, требует проведения денежной оценки в установленном законодательством порядке.

Размер доли участника в уставном капитале определяется в процентах или в виде дроби. Он соответствует соотношению между стоимостью его вклада в уставный фонд и уставным фондом этого общества. Вместе с тем, участники могут установить иное распределение долей. По общему правилу, размер доли определяет, помимо прочего, количество голосов, которым владеет участник при принятии решений на общем собрании, а также процент прибыли, которая причитается участнику от успешной деятельности общества.

Участник общества вправе выйти из общества, получив при этом часть стоимости имущества общества. Согласие других участников на выход из общества не требуется.

Возможно и исключение участника из общества, но только в судебном порядке. Основаниями исключения могут быть грубое нарушение участником своих обязанностей либо действия (бездействие), делающие невозможной деятельность общества или существенно затрудняющие ее.

Высшим органом управления общества является общее собрание его участников. Данный орган обладает исключительной компетенцией, определяемой уставом общества в соответствии с законодательством. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решения. Любые ограничения этого права закон объявляет ничтожными. Особенностью ООО является возможность предусмотреть в уставе порядок определения числа голосов участников общества (отличный от размера доли, которая принадлежит участнику).

По общему правилу общество имеет двухзвенную структуру управления: общее собрание участников и исполнительные органы общества. Однако уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета). К компетенции этого органа уставом могут быть отнесены вопросы определения основных направлений деятельности общества, образования и досрочного прекращения полномочий исполнительных органов, созыва и проведения общего собрания участников и решение иных вопросов, указанных в Законе.

Исполнительные органы имеют остаточную компетенцию и осуществляют руководство текущей деятельностью общества. Они подотчетны общему собранию участников и совету директоров. Общество может иметь только единоличный исполнительный орган (директор либо генеральный директор) или наряду с ним может быть также создан коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция). В случае, предусмотренном уставом, общество вправе передать полномочия исполнительного органа управляющей организации или управляющему.

С целью контроля за деятельностью общества участники должны избрать ревизионную комиссию или ревизора. Этот контрольный орган вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся его деятельности. В обязательном порядке ревизор проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их представления на утверждение общему собранию участников. На практике избрание такого лица и его деятельность носят формальный характер для выполнения требований законодательства.

Для полноценной финансовой проверки деятельности общества по решению общего собрания может быть привлечен также профессиональный аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом. Аудиторская проверка может быть проведена по требованию любого участника общества, причем расходы по оплате его услуг по решению общего собрания могут быть возмещены участнику за счет средств общества.

В заключение отметим, что популярность общество с ограниченной ответственностью вызвана понятной структурой владения, возможностью гибко распределять права по управлению обществом и получению прибыли.

Унитарные предприятия

Одной из наиболеераспространенных форм ведения бизнеса в Беларуси является создание унитарного предприятия. Возможность единоличного осуществления коммерческой деятельности, сохранение права собственности на переданное имущество и широкие полномочия по контролю за унитарным предприятием и управлению им делают данную организационно-правовую форму юридических лиц одной из наиболее привлекательных.

В целом, институт унитарного предприятия свойственен лишь странам постсоветского пространства. Однако только в Беларуси возможно создание частных унитарных предприятий. Принципиальным отличием унитарных предприятий от других форм коммерческих юридических лиц является неделимость их имущества. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности его учредителю, а само предприятие владеет им на праве хозяйственного ведения.

Одной из особенностей унитарных предприятий является то, что местонахождением частного унитарного предприятия может являться, в том числе, и жилое помещение физического лица-собственника имущества частного унитарного предприятия при соблюдении некоторых условий (принадлежность жилого помещения на праве собственности /в долевой/ в совместной собственности; наличие штампа о регистрации по месту жительства в данном жилом помещении).

Вместе с тем осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без перевода этого помещения в нежилое. Перевод жилого помещения в нежилое может быть осуществлен только с соблюдением правил градостроительства, природоохранных, санитарных, противопожарных и иных требований технических нормативных правовых актов.

Кроме того, несомненным преимуществом создания унитарных предприятий является простота организационной структуры: в качестве обязательного органа управления предприятием предполагается лишь руководитель (директор, Генеральный директор). Руководитель имеет право на самостоятельное ведение бухгалтерского учета, если это предусмотрено уставом унитарного предприятия, однако он должен отвечать требованиям, предъявляемым новой редакцией Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (2014 г.) к главным бухгалтерам (наличие специального образования, стаж работы не менее трех лет). Поэтому нет необходимости нанимать в штат главного бухгалтера, что позволяет нерезиденту, желающему создать в Беларуси унитарное предприятие, сэкономить на заработной плате.

Уставный фонд унитарного предприятия должен быть сформирован в течение одного года с момента осуществления государственной регистрации унитарного предприятия. Размер уставного фонда определяется его учредителем самостоятельно.

Одним из основных недостатков унитарного предприятия является сложность «выхода» из бизнеса при данной организационно-правовой форме, поскольку предполагает либо 1) продажу предприятия как имущественного комплекса, либо 2) его ликвидацию, либо 3) принятие в состав участников третьих лиц с последующей реорганизацией унитарного предприятия, например, в хозяйственное общество и выходом первоначального учредителя из состава этого общества. В первом случае при продаже предприятия необходимо зарегистрировать его как имущественный комплекс в «Национальном кадастровом агентстве», а затем продавать как объект недвижимости, во втором – последуют значительные временные и материальные затраты на ликвидацию предприятия, третий вариант предполагает «двойную» регистрацию – регистрацию реорганизации из УП в общество, а затем регистрацию изменения состава участников (либо еще одну реорганизацию из общества в УП).

Порядок регистрации  юридических лиц в Беларуси

Со вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее – Декрет №1), порядок создания и ликвидации юридического лица в Беларуси был значительно упрощен.

Юридические лица, создаваемые в Республике Беларусь, подлежат государственной регистрации в Едином государственном регистре.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется Областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом. Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения.

До подачи документов для государственной регистрации в регистрирующий орган учредители создаваемой организации должны:

1)      принять решение о создании коммерческой организации;

2)      согласовать с регистрирующим органом наименование организации;

3)      определить предполагаемое местонахождение организации;

4)      подготовить учредительные документы создаваемого юридического лица.

В регистрирующий орган подается:

  • заявление о государственной регистрации (по установленному образцу);
  • устав (учредительный договор) юридического лица в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
  • оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего оплату государственной пошлины (размер государственной пошлины за регистрацию субъекта хозяйствования составляет 3 базовые величины (по состоянию на 01.09.2015 года порядка $ 30));
  • иностранной организацией (учредителем юридического лица), дополнительно представляется легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов, датированная не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
  • иностранным физическим лицом (учредителем юридического лица) представляется копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
  • доверенность на представителя (в случае если документы подаются не заявителем лично, а уполномоченным лицом).

Следует отметить, что как Республика Беларусь, так и Республика Казахстан являются участницами Гаагской конвенции 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Это означает, что гражданин Казахстана или юридическое лицо, которые желают зарегистрировать в Беларуси юридическое лицо, представляют в регистрирующий орган документы, заверенные апостилем в Казахстане. Апостиль заменяет процедуру консульской легализации документов.

Кроме того, для стран-участниц СНГ, которые являются участницами Минской и Кишинёвской конвенции отменяется необходимость легализации документов (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина).

Документы для государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган путем личного обращения или посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Нерезиденты позитивно оценивают данное новшество, поскольку оно позволяет сэкономить время.

Обращаем Ваше внимание, что регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя происходит в день подачи документов, то есть фактически занимает один рабочий день. Юридическое лицо считается зарегистрированным в Республике Беларусь с даты проставленияштампа на его уставе (учредительном договоре) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Свидетельство о государственной регистрации должно быть выдано не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

Постановка на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и регистрация в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах" осуществляются без участия самого юридического лица по принципу "одного окна" – регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней после включения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в вышеуказанных органах.

После этого юридическое лицо обязано обратиться за изготовлением печати (штампа). Заказать и получить печать может руководитель коммерческой организации (с предъявлением документа, подтверждающего его полномочия либо представитель  по доверенности на получение товарно-материальных ценностей по установленной законодательством форме.

Кроме того, юридическое лицо вправе открыть текущий (расчетный) счет в банке. Для открытия банковских счетов юридические лица представляют в банк документы в соответствии с требованиями Декрета №1:

  • заявление на открытие текущего (расчетного) счета;
  • копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора), - для юридического лица;
  • копию (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя;
  • карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

 

Что касается регистрации юридического лица с иностранными инвестициями, то она проходит так же как и регистрация “обычного” юридического лица, описанная выше.

 

Дмитрий ВИЛЬТОВСКИЙ, партнер, Международной юридической компании «Арцингер и партнеры»

Елизавета РОВБУТЬ, помощник юриста международной юридической компании «Арцингер и партнеры»

 

Скачать статью

 

 


 

Прочитавших: 9862

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Яна Маламуд стала партнёром Адвокатского бюро «Бартолиус»   [672]

ГК ЛИГАЛ объявляет о назначении Екатерины Калининой старшим партнером и руководителем практики «Защита состоятельных лиц и частного капитала»  [648]

Legal Run 2025: стартовала онлайн-регистрация на забеги в первых 5 городах  [461]

Команда АБ ЕПАМ завершила сопровождение пилотной сделки по секьюритизации потребительских кредитов в интересах Газпромбанка  [451]

Юристы «Пепеляев Групп» отстояли в арбитражных судах конституционное право на получение информации у государственных органов  [441]