Colibri Kazakhstan продолжает анализировать и представлять вниманию своих Клиентов и Партнеров важные для их деятельности изменения в законодательстве Республики.
В настоящее время в Мажилисе Парламента Республики Казахстан находится на рассмотрении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок» (далее – "Законопроект").
Законопроект разработан Министерством инвестиций и развития Республики Казахстан во исполнение Плана нации «100 шагов», утвержденного Президентом страны (шаги №№ 58, 65, 66, 67, 68)[1].
В части использования воздушного пространства и гражданской авиации Законопроектом предусматривается следующее.
Первое. В Закон «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» вводится новый термин – авиационный хаб - авиатранспортный узловой аэропорт, имеющий необходимую инфраструктуру для организации стыковочных рейсов, который используется авиакомпаниями как промежуточный пункт для доставки пассажиров, багажа, почты и грузов к месту назначения.
Соответственно, вводятся дополнительные требования (помимо общих требований ко всем аэропортам и международным аэропортам) к таким аэропортам, являющимся авиационным хабом. Так, Законом будет предусмотрено, что «аэровокзалы авиационных хабов должны иметь необходимые площади, инфраструктуру и оборудование для обслуживания транзитных пассажиров и их багажа».
Второе. Законопроект усиливает контроль и регулирование со стороны уполномоченного органа в отношении той части аэропортовской деятельности, которая непосредственно связана с обслуживанием пассажиров и багажа, что, как мы полагаем, должно будет положительно отразиться на качестве услуг аэропортов. Так, Законопроект предусматривает новую функцию уполномоченного органа по утверждению единых требований и технологических процедур в международных аэропортах по перевозке и обработке багажа, грузов и почты.
Эксплуатанты аэропортов отныне будут обязаны за свой счет регулярно проводить аудит качества предоставляемых услуг для определения их соответствия международным стандартам в сфере гражданской авиации.
Третье. Очень важное изменение произойдет в регулировании в области аэропортовской и аэронавигационной деятельности, относящейся к сферам естественной монополии.
Законопроектом предлагается функции государственного регулирования и контроля в указанных сферах передать от Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики в Министерство инвестиций и развития и ведомство в его ведении - Комитет гражданской авиации.
Следующие функции в отношении услуг аэропортов и аэронавигации, относящихся к сферам естественных монополий, предлагается закрепить за отраслевым регулятором:
1) регулирование и контроль в сферах естественной монополии в области услуг аэропортов и аэронавигации;
2) анализ сфер естественных монополий по услугам аэронавигации и аэропортов и внесение по итогам анализа предложения в КРЕМиЗК об исключении (включении) из Государственного регистра субъектов естественных монополий;
3) утверждение методики расчета тарифов на услуги аэронавигации и аэропортов, отнесенные к сфере естественных монополий, по согласованию с КРЕМиЗК;
4) утверждение тарифов (цены, ставки сбора) на услуги аэронавигации и аэропортов, отнесенные к сфере естественных монополий.
Законопроектом также определяется, что методики расчетов тарифов на услуги аэронавигации и аэропортов, отнесенные к сфере естественных монополий, должны быть разработаны и утверждены с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в отношении аэропортовых сборов и за аэронавигационное обслуживание.
Четвертое. Закон об использовании воздушного пространства дополняется нормой, согласно которой авиакомпании требуют от пассажиров и грузоотправителей соблюдения правил по обеспечению авиационной безопасности и безопасности полетов, в том числе путем организации и проведения досмотра.
Других норм, раскрывающих, что именно имеется в виду под «требованием соблюдения» Законопроект не содержит. Остается уповать, что речь не идет об ограничениях прав и свобод пассажиров и грузоотправителей, поскольку такие ограничения могут быть установлены (и уже предусмотрены) только законами, но не подзаконными актами.
В частности, статьей 107 Закона об использовании воздушного пространства установлены нормы об обязательном проведении предполетного досмотра воздушного судна, его бортовых запасов и питания, членов экипажа, пассажиров, багажа, ручной клади, грузов и почтовых отправлений.
Предполетныйдосмотрпассажиров, багажа, ручнойклади, членовэкипажей, лицизчислаавиационногоперсонала, бортовых запасов и питания воздушного судна, грузов и почтовых отправлений проводится в аэропорту службой авиационной безопасности. Предполетный досмотрвоздушных судов осуществляет эксплуатант воздушного судна (авиакомпания). Досмотрвполетепроизводитсячленом экипажа, которого назначил командир воздушного судна.
В этой связи, остается неясным, о каком еще досмотре со стороны авиакомпании идет речь в Законопроекте. Возможно, Законопроект стремится закрепить законность требований авиакомпании к пассажирам и грузоотправителям, дабы авиакомпании имели четко выраженное в законе основание для своих требований, а не обосновывали их через несколько законодательных актов.
Наша компания продолжит внимательно отслеживать ситуацию в нормотворческой деятельности в области транспорта и транспортной инфраструктуры.
[1]Шаг № 58. Привлечение стратегических (якорных) инвесторов для создания ЕДИНОГО ОПЕРАТОРА ПО СОДЕРЖАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
Шаг № 65. ИНТЕГРАЦИЯ КАЗАХСТАНА В МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПОТОКИ. Запуск проекта по созданию МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «ЕВРАЗИЙСКИЙ ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КОРИДОР», который позволит осуществить беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу. Транспортный коридор будет проходить: первое направление - через территорию Казахстана, Российской Федерации и далее в Европу. Второе направление - через территорию Казахстана от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию. Привлечение к проекту в будущем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, созданного в конце 2014 года.
Шаг № 66. Создание международного авиационного хаба. Под Алматы с привлечением стратегического инвестора будет построен НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ МИРОВЫМ СТАНДАРТАМ.
Шаг № 67. РАЗВИТИЕ АВИАПЕРЕВОЗЧИКА «ЭЙР АСТАНА» И НАЦИОНАЛЬНОЙКОМПАНИИ«КТЖ»КАККРУПНЫХМЕЖДУНАРОДНЫХОПЕРАТОРОВ. «ЭйрАстана»сосредоточитсянамеждународныхнаправленияхи откроетновыенаправленияв основныефинансовыецентрымира(Нью-Йорк, Токио, Сингапур). Развитие«ЭйрАстаны»будетгармонизировано с планами«КТЖ»поразвитиюальтернативныхмаршрутов, чтопозволитснизитьстоимостьдоставкигрузаболеечемв двараза.
Шаг № 68. Улучшение ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАПЕРЕВОЗОК для повышения привлекательности авиатранзита через Казахстан. Деятельность Комитета гражданской авиации будет ориентирована на модели Британского государственного агентства гражданской авиации и АгентствабезопасностиавиацииЕС.
|