|
Законопроект предусматривает, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (в том числе индивидуального предпринимателя), если его выручка за год не превышает 400 млн. рублей. Первоначально предполагалось установить меньший порог (60 млн. рублей), однако согласно подсчетам экспертов, это не повлияло бы существенно на число рассматриваемых споров с участием антимонопольного органа, а также не содействовало бы снижению количества запросов, поступающих в антимонопольный орган, о наличии признаков нарушений антимонопольного законодательства.
Согласно Законопроекту указанное ограничение не распространяется на:
-
субъекта, входящего в одну группу лиц с другими хозяйствующими субъектами;
-
финансовые организации;
-
субъектов естественной монополии;
-
хозяйствующего субъекта, участники которого являются юридическими лицами;
-
хозяйственного общества с государственным участием.
Законопроектом также предусматривается возможность заключения до 01 января 2018 г. соглашений, которые могут привести к ограничению конкуренции в порядке п. 4 ст. 11 Закона, хозяйствующими субъектами, совокупная выручка которых не превышает 400 млн. рублей за последний календарный год.
Немаловажной новеллой является предложенное Законопроектом сокращение числа оснований для внеплановых проверок антимонопольного органа в отношении субъектов малого бизнеса без их согласования с прокуратурой.
Изменения также предлагается внести в Федеральный закон № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», касающиеся исключения из регулирования указанного закона хозяйствующих субъектов с оборотом менее 400 млн рублей.
Законопроект в целом отвечает целям «антикризисного» плана и призван с одной стороны исключить давление на субъектов малого предпринимательства, не обладающих «рыночной властью», с другой - снять излишнюю нагрузку с антимонопольного органа и судебных органов.
Согласно действующей практике никакие правонарушения в сфере антимонопольного законодательства не могут признаваться в качестве малозначительных ввиду того, что данные интересы охраняются государством1. Соответственно, исключение Законопроектом из предмета регулирования Закона субъектов малого предпринимательства позволит снять части нагрузки с судебных органов по делам из нарушения антимонопольного законодательства, фактически отвечающим критерию малозначительности, но формально не подпадающим под такую квалификацию.
В любом случае, об эффективности предусмотренных Законопроектом мер можно будет судить только по итогам его принятия и применения на практике.
_____
1ФАС Поволжского округа в Постановлении от 07.11.2013 N А65-381/2013
| |