Законопроект о внесении изменений в правила налогообложения контролируемых иностранных компаний (далее – Законопроект)[1] был внесен в Государственную Думу
14 декабря 2015 года и принят в первом чтении 22 декабря 2015 года. Подробнее о поправках, внесенных на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении, смотрите в нашем декабрьском информационном письме.
По итогам рассмотрения в последующих чтениях редакция Законопроекта, принятая в первом чтении и затронувшая практически все аспекты налогообложения контролируемых иностранных компаний (далее – КИК), существенных изменений не претерпела. Обзор наиболее важных поправок, внесенных в Законопроект в последующих чтениях, представлен ниже.
Уведомления об участии в иностранной организации и КИК
Поправки продлевают срок подачи уведомления об участии в иностранной организации
с 1 до 3 месяцев с даты возникновения или изменения доли в такой организации. Аналогичным образом продлен и срок подачи уведомлений о прекращении участия в иностранной организации. Согласно доработанному Законопроекту он должен составить 3 месяца с даты прекращения участия в иностранной организации.
Кроме того, на один месяц продлен срок для подачи уведомления об участии в иностранной организации для физических лиц, не являвшихся налоговыми резидентами РФ в момент возникновения обязанности представить уведомление, но признанных таковыми по итогам календарного года. В этом случае уведомление необходимо будет подать не позднее 1 марта года, следующего за календарным годом, за который предоставляется уведомление (в предыдущей редакции Законопроекта данный срок был обозначен как 1 февраля следующего календарного года).
Реализация ценных бумаг и долей от КИК контролирующим лицам
Согласно положениям Законопроекта, из прибыли (убытка) КИК исключаются доходы, полученные КИК от реализации ценных бумаг или имущественных прав (в том числе долей, паев), в пользу контролирующих лиц (как физических, так и юридических) либо их российских взаимозависимых лиц, равно как и соответствующие расходы КИК в виде цены приобретения таких ценных бумаг или имущественных прав. Цена реализации определяется исходя из документально подтвержденной стоимости ценных бумаг и имущественных прав по данным учета КИК на дату перехода права собственности, но не выше их рыночной стоимости. В редакции Законопроекта в первом чтении действие данного уточненного правила предполагалось продлить до 1 января 2018 года – к этому времени должна быть завершена процедура ликвидации КИК (с учетом продления срока в ряде исключительных случаев).
В окончательной редакции, принятой Государственной Думой, законодатель скорректировал условия для продления данного срока. А именно, продлевается срок для безналоговой передачи ценных бумаг или имущественных прав ликвидируемой КИК, если ликвидация не может быть завершена до 1 января 2018 года в силу ограничений для ликвидации, установленных личным законом иностранной организации, либо участия КИК в судебном разбирательстве. В редакции Законопроекта, принятой в первом чтении, предполагалось, что льгота сможет быть применена при условии, что процедура ликвидации КИК была завершена до даты окончания таких ограничений или судебного разбирательства. В доработанном Законопроекте данный срок продлен до 365 дней с даты окончания таких ограничений или судебного разбирательства.
В рассмотренных выше случаях доходы в виде стоимости, полученной от подлежащего ликвидации КИК имущества (имущественных прав), также не учитываются при определении налоговой базы контролирующего лица.
Мы будем следить за прохождением Законопроектом всех стадий законодательного процесса и информировать вас о наиболее значимых изменениях.
[1] Законопроект № 953192-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Доступен по ссылке.
|