|
Службой Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (далее – «Служба») на основании поступления обращений акционеров (инвесторов) или государственных органов будут проводиться следующие виды проверок:
1) Дистанционные – проводятся путем анализа имеющихся документов и информации, касающихся деятельности поднадзорных лиц:
-
дистанционные проверки отдельных сведений;
-
комплексные дистанционные проверки по нескольким направлениям деятельности;
2) Выездные – осуществляется выезд сотрудников Службы по месту нахождения эмитента:
-
анализ значительного объема документов;
-
проверка проведения общих собраний акционеров.
В рамках проверок сотрудники Службы смогут получать доступ в места осуществления деятельности эмитента, получать и проверять его документы и информацию, получать рабочие места в отдельном служебном помещении.
Проверки общих собраний акционеров могут осуществляться посредством наблюдения за всеми этапами проведения собрания, осуществления аудио и видеозаписей, получения объяснений лиц, участвующих в собрании и так далее.
Эмитенты обязаны оказывать содействие сотрудникам Службы при проведении проверки.
Нарушение законодательства эмитентом, выявленное в ходе проверки, является основанием для выдачи соответствующего предписания:
-
об устранении нарушений законодательства;
-
о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.
Указание предусматривает стандартный 30-дневный срок для исполнения выданных предписаний с возможностью его продления в зависимости от характера нарушения.
Стоит отметить, что перечень полномочий, которыми планируется наделить Службу, в целом аналогичен тому, который был предусмотрен в проекте данного Указания.
Одним из основных нововведений остается уточнение процедуры обращения конкретного акционера (инвестора) в ЦБ РФ о нарушении его прав или законных интересов.
Таким образом, Указание направлено на обеспечение доступности защиты прав и законных интересов акционеров, в том числе, миноритариев, в связи с чем можно ожидать рост количества подобных обращений в Регулятор, и, как следствие, увеличение числа проверок крупных эмитентов.
Вместе с тем, увеличивается и риск возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных акционеров, если обращения в надзорный орган будут использоваться в качестве дополнительного инструмента для корпоративного шантажа, поскольку проведение такого рода проверок может определенным образом затруднить осуществление нормальной деятельности компании.
_____
1Указание Банка России от 13.09.2015 № 3795-У «О порядке проведения Банком России проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений и порядке применения Банком России иных мер в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов»
| |