|
||||
| ||||
Новости
| ||||
Комментарий изменений Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части создания лесопарковых зеленых поясов. Опубликовано в «ЭЖ-Юрист»
|
1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов» (далее – ФЗ №353-ФЗ). Указанный закон направлен на установление правовых основ создания и определение правового режима лесопарковых зеленых поясов в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и вносит изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Принятие этого закона обусловлено существенным ухудшением уровня экологической безопасности населения российских мегаполисов, в частности в столичном регионе. В настоящее время наблюдается существенная деградация лесов вокруг Москвы и Московской области, вызванная бесконтрольными вырубками лесных массивов под застройку дачными и коттеджными поселками, а также новыми микрорайонами. Как указано в пояснительной записке, статистические данные, связанные с мониторингом состояния как отдельных элементов природной среды, так и экологической системы в целом, позволяют утверждать, что основным источником негативного воздействия на экологическую обстановку является антропогенный фактор. При этом несмотря на установление ограничений лесопользования в отношении защитных лесов, расположенных на территории или в непосредственной близости от большинства крупных городов, не удается обеспечить необходимый уровень экологической безопасности в регионах с высокой плотностью населения. В целях реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также для обеспечения выполнения средообразующих, природоохранных, экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций лесных насаждений предусматривается возможность создания нового вида защитных и охранных зон с ограниченным режимом природопользования – лесопарковых зеленых поясов. ФЗ №353-ФЗ дает определение лесопарковых зеленых поясов, согласно которому — это зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему. При этом не допускается включение в зеленый пояс территорий в случаях их загрязнения, нарушения почвенного покрова; предоставления для размещения объектов капитального строительства, объектов федерального, регионального и местного значений; изъятия для государственных или муниципальных нужд; заключения в отношении них договоров о развитии застроенной территории или договоров о комплексном освоении. Процесс создания лесопарковой зеленой зоны включает в себя несколько ступеней. 1. Подача ходатайства. Инициатива создания лесопарковой зеленой зоны, в виде ходатайства, поданного в общественную палату соответствующего субъекта, может исходить от некоммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления. Примечательно, что изначально законопроектом предполагалось предоставить право такой инициативы также гражданам и должностным лицам, а мотивированное ходатайство направлять непосредственно в высший исполнительный орган субъекта, однако из итогового варианта закона эти положения были изъяты. 2. Общественные слушания. Поскольку в целом процесс создания лесопарковых зеленых поясов декларируется как носящий общественный характер, в целях учета мнения населения после поступления мотивированного ходатайства общественная палата в обязательном порядке организует общественные слушания, которые призваны обеспечить прозрачность и открытость процедуры, а также соблюдение прав и свобод граждан и некоммерческих организаций. Общественные (публичные) слушания проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и в ходе них большинство участников должно одобрить создание указанной территории. Составленный по результатам общественных слушаний протокол с выраженным в нем общим решением, мнениями участников, поступившими предложениями и заявлениями, а также рекомендациями, одобренными большинством участников, носит для общественной палаты обязательный характер. 3. Принятие решения о создании лесопаркового зеленого пояса. В случае одобрения создания лесопаркового зеленого пояса ходатайство вместе с протоколом направляются для принятия решения в законодательный (представительный) орган субъекта либо в Правительство РФ, если лесопарковый зеленый пояс планируется создать вокруг города федерального значения или на территориях нескольких субъектов. Если создание зеленого пояса одобрено не было, то ходатайство возвращается заявителю. Обнародование протокола вместе с ходатайством осуществляется в любом случае. Отказ в создании лесопаркового зеленого пояса может быть по формальным соображениям – если ходатайство было подано не в соответствии с установленными требованиями, а также в случае, если лесопарковый зеленый пояс на соответствующей территории уже создан либо планируется увеличение площади лесов не менее чем на 5 процентов в течение трех лет. Что касается изменения границ лесопаркового зеленого пояса, то оно осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом ФЗ №353-ФЗ содержит норму, согласно которой изменение границ лесопаркового зеленого пояса, которое может привести к уменьшению его площади, не допускается. При изменении границ лесопаркового зеленого пояса площадь исключаемых территорий компенсируется включением в его границы других рекреационных территорий, площадь которых не меньше площади исключаемых территорий. В то же время лица, осуществляющие строительство зданий, строений, сооружений в границах лесопарковых зеленых поясов либо ходатайствующие об изменении их границ, в том числе в целях перевода земель лесного фонда, включенных в состав лесопарковых зеленых поясов, в земли иных категорий, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, которая не должна быть меньше площади размещаемых в границах лесопаркового зеленого пояса объектов или площади исключаемых из состава лесопаркового зеленого пояса земель. Решение об упразднении лесопаркового зеленого пояса принимается в том же порядке, что и решение о его создании. Также ФЗ №353-ФЗ предусматривает, что включение земель или земельных участков в лесопарковый зеленый пояс не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. В целях особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, устанавливается ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности. В частности, запрещается использование разного рода химических препаратов, размещение складов ядохимикатов, скотомогильников, добыча полезных ископаемых, возведение объектов капитального строительства, за исключением разного рода линейных объектов вроде линий связи и электропередач, автодорог и железнодорожных линий, а также санаториев, детских лагерей и иных объектов здравоохранения, образования, туризма, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. Кроме того, ФЗ №353-ФЗ предусматривает особые правила рубки лесов. Сплошная рубка запрещается, за исключением случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. В случае осуществления рубки мероприятия по лесовосстановлению проводятся в приоритетном порядке, но не позднее чем через один год. Хотелось бы обратить внимание, что схема планируемых границ лесопаркового зеленого пояса, информация об установлении или изменении границ лесопаркового зеленого пояса, аналитическая информация о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния подлежит размещению уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на официальном сайте этого органа. Границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости. За нарушение установленного режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе вводится административная ответственность. Гражданам грозит административный штраф от 4 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 20 000 до 40 000 рублей, а юридическим лицам – либо штраф от 250 000 до 500 000 рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Соответствующие изменения внесены в КоАП РФ. Также в некоторые статьи КоАП РФ введены квалифицированные составы за противоправные действия, совершенные в лесопарковых зеленых поясах. Кроме того, ФЗ №353-ФЗ также предусматривает введение новой формы общественного экологического контроля. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, смогут получить удостоверение общественного инспектора, которое позволит им фиксировать правонарушения в области охраны окружающей среды и направлять в соответствующие материалы в органы государственного надзора. |
|
Прочитавших: 5787 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Екатерина Медовщикова стала партнёром адвокатского бюро «Бартолиус» [681] С праздником Великой Победы! [299] Сергей Пепеляев награжден медалью Анатолия Кони – высшей наградой Минюста России [223] |
|