|
||||
| ||||
Новости
| ||||
На встрече Сергей Патракеев (Lidings) и Юлия Глубокая (Ассоциация антимонопольных экспертов) представили к обсуждению проект изменений в закон "О защите конкуренции" и КоАП, находящийся на стадии публичного обсуждения
|
15 сентября 2016г. юридическая фирма Lidings собрала всех заинтересованных лиц в отеле Марриотт Гранд-Отель на круглый стол по обсуждению перспектив внедрения системы антимонополного комплаенса в российских корпоративных структурах. На правах организатора круглый стол вел Сергей Патракеев, партнер и глава практики антимонопольного права юридической фирмы Lidings. В качестве приглашенного эксперта выступила Юлия Глубокая - член Ассоциации антимонопольных экспертов. Предметом обсуждения на круглом столе стала антимонопольный комплаенс, который определяется законодательством, как "система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации".. Как следовало из оценок выступающих, тема комплаенса сама по себе сложная и многогранная, не только в России, но и в общемировой бизнес-практике, однако непосредственным поводом для встречи стали законодательные инициативы Федеральной антимонопольной службы РФ. Представители экспертного сообщества, тесно сотрудничали с ФАС в деле подготовки документов, регулирующих создание и внедрение системы антимонопольного комплаенса, изучали западный опыт, вносили предложения. Однако они были несколько удивлены формулировками законопроекта, подготовленный Правовым управлением ФАС России. Проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» был представлен летом текущего года. Пройдя стадию внесения предложений, законопроект в настоящее время находится на стадии публичных слушаний, которые продлятся до 14.10.16, согласно описанию на сайте regulation.gov.ru В тексте законопроекта говорится: "Государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, обязаны до 1 января 2017 года разработать и принять внутренние акты для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в соответствии с требованиями статьи 91 настоящего Федерального закона." В случае непринятия в столь сжатые сроки необходимых актов, вышеупомянутые организации будут подвергнуты наказаниям в виде штрафов. Вновь создаваемым организациям отводится 6 месяцев на создание системы антимонопольного комплаенса. Эти формулировки законопроекта придали динамичности обсуждению на круглом столе. Высказывались мнения о том, что с одной стороны, возможно, такие жесткие рамки будут смягчены по мере прохождения закона в Госдуме, с другой стороны, у юристов есть основания готовитья к авральной работе по приведению корпоративной документации в соответствие с новыми требованиями. Другой важной темой обсуждения стали формулировки законопроекта, касающиеся смягчения наказания за антимонопольные нарушения в случае внедрения в организации соответствующего комплаенса и, второе, в каких случаях факт внедрения антимонопольного комплаенса может рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства. В законопроекте это сформулировано так: "обстоятельство, смягчающее административную ответственность: организация юридическим лицом до момента совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31, 14.312, 14.32 или 14.33, системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации (антимонопольный комплаенс) и ее функционирование, подтвержденное, в том числе, прекращением нарушения антимонопольного законодательства".
Участники встречи выразили надежду, что антимонопольное регулирование еще будет совершенствоваться и пожелали друг другу запастись терпением до принятия законопроекта Госдумой в окончательном варианте, после чего можно будет принимать решения. Из справочных материалов по международной практике в области антимонопольного комплаенса: "Зарубежная практика применения антимонопольного комплаенса довольно существенно разнится. Так, Европейская комиссия неоднократно обращала внимание на то, что она признает важность таких корпоративных программных документов, однако в рамках антимонопольных разбирательств и вынесения решения о наложении штрафа не учитывает наличие этих документов и соблюдение содержащихся в них требований. При этом ряд стран — членов Европейского союза на национальном уровне рассматривают возможность снижения санкций при наличии у компании антимонопольного комплаенса и следовании ему. Так, в Великобритании и Франции существует возможность снижения штрафа на 10%, в Италии — на 15%. Следует отметить, что зарубежный бизнес, а именно деловые ассоциации, могут самостоятельно разрабатывать методические рекомендации. Например, подобные методические рекомендации по внедрению процедур антимонопольного комплаенса разрабатывает Международная торговая палата (ICC) Toolkit, на основе которого компании могут самостоятельно разработать корпоративную стратегию комплаенса. Документ представлен с разной степенью детализации, что позволяет компаниям различного размера и с различными потребностями выбрать необходимый им уровень детализации рекомендаций. Таким образом, исходя из анализа зарубежной практики применения антимонопольного комплаенса можно сделать следующие выводы:
|
|
Прочитавших: 5156 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости АБ ЕПАМ анонсирует критерии конкурса для будущих юристов «Профи диктуют» [658] Практика банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» запустила свой Telegram-канал [81] |
|