|
||||
| ||||
Новости
| ||||
Принят закон, устанавливающий особые правила выдачи лицензии на теле- и радиовещание. Законом увеличен пакет документов, предоставляемых для получения такой лицензии, расширен круг оснований приостановления действия лицензии на теле- и радиовещание. Кроме того, в законодательство о СМИ введены определения "сетевое издание", "телеканал" и "радиоканал"
|
14 июня Президентом РФ был подписан Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации" (далее – Закон). Закон существенным образом изменит отношения в сфере распространения массовой информации. В частности, в нем нормативно определены новые участники отношений в сфере СМИ (телеканалы, радиоканалы, вещатели, сетевые издания). Кроме того, изменены правила получения лицензии, основания для приостановления и прекращения ее действия. Закон вступит в силу 10 ноября 2011 г. Общие положения Закона Закон вводит следующие понятия: - "телеканал" и "радиоканал" – совокупность теле- или радиопрограмм, связанных единой сеткой вещания и выходящих в эфир с установленной периодичностью; - "вещатель" – лицо, которое вправе формировать теле- или радиоканал и распространять его на основании лицензии. В качестве вещателя и редакции теле- или радиоканала могут выступать различные юрлица. Законом закреплены два типа лицензии на вещание: универсальная и обычная. Если редакция намерена самостоятельно распространять радио- или телеканал, то она вправе получить универсальную лицензию на вещание. В соответствии с такой лицензией она сможет распространять канал на всей территории РФ в любых средах вещания: осуществлять наземное эфирное, спутниковое, кабельное вещание. Простую лицензию могут получить вещатели, не являющиеся редакцией теле- или радиоканала и распространяющие его по договору с редакцией, которая его создает. Для получения такой лицензии вещатель обязан заключить с редакцией договор на вещание. Закон устанавливает, что на радиопрограммы и радиоканалы будут распространены все ограничения по составу учредителей, которые ранее касались телепрограмм и телевещания. Теперь учредителями радиопрограмм и радиоканалов не смогут выступать иностранные граждане, иностранные юрлица, а также российские компании, у которых более 50 процентов иностранного капитала. Запланировано создание единой информационной системы, в которой будут публиковаться информация о зарегистрированных СМИ, о действии лицензий на теле- и радиовещание (далее вместе – лицензия на вещание), а также иные сведения. Вводится новая разновидность СМИ – сетевые издания. Интернет-сайт можно будет зарегистрировать в качестве сетевого издания, и на него будут распространяться все нормы законодательства о СМИ. Согласно действующей редакции Закона РФ от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации" (далее – Закон о СМИ) сайты напрямую не относятся к какой-либо категории СМИ, однако они могут быть зарегистрированы в качестве "иного СМИ". Новая же редакция Закона о СМИ делает перечень средств массовой информации закрытым – термин "иные СМИ" из законодательства исчезнет. Получение лицензии на вещание Законом установлены особенности получения лицензии на вещание, отличающие новый порядок от закрепленного в Федеральном законе от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании). Требования к лицензированию вещания будут более жесткими по сравнению как с общими требованиями, так и с ранее действовавшими. Поскольку вводятся понятия теле- и радиоканала, то после вступления в силу Закона лицензии будут выдаваться только для осуществления вещания такого канала, а не для распространения продукции СМИ, как это происходит сейчас. Для получения лицензии в заявлении потребуется указать гораздо больше сведений, чем предусмотрено действующими нормативными актами [1]. В частности, дополнительно заявитель должен будет указать программную направленность канала, объем вещания в часах, планируемую дату начала вещания, сведения о среде вещания канала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание). Сведения о среде вещания не надо будет указывать, если заявитель является редакцией теле- или радиоканала и получает универсальную лицензию. Если лицензиат получил лицензию, но до начала вещания у него изменились какие-либо из перечисленных в предыдущем абзаце специальных условий, необходимых для получения лицензии, то ему придется подать заявление о ее переоформлении. Однако Закон не регулирует случаи, когда подобные условия изменяются после начала осуществления вещания. Можно предположить, что в такой ситуации будет применяться общее правило о переоформлении лицензии, предусмотренное в п. 1 ст. 18 Закона о лицензировании. За 60 дней до истечения срока действия лицензии лицензиат обязан подать в Роскомнадзор заявление о ее продлении. Такое продление проводится в порядке переоформления лицензии, однако ее номер при этом не изменяется. Лицензионный контроль. Приостановление и аннулирование лицензии Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом требований законодательства о СМИ будет несколько строже, чем обычный лицензионный контроль. Будут установлены дополнительные основания для проведения внеплановых проверок по сравнению с перечнем, установленным в Федеральном законе от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Внеплановая проверка лицензиата может проводиться на основе данных, полученных Роскомнадзором в ходе систематического наблюдения за исполнением требований законодательства о СМИ. Такие данные Роскомндазор получает без взаимодействия с лицензиатом, а проверки проводятся без предварительного уведомления последнего. По сравнению с положениями Закона о лицензировании будут расширены основания для приостановления действия лицензии. Так, по Закону о лицензировании действие лицензии может быть приостановлено только в двух случаях: - привлечение к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований; - назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (пп. пп. 1, 2 п. 1 ст. 20 Закона о лицензировании). Новый Закон предусматривает дополнительные основания. Так, действие лицензии будет приостанавливаться, если лицензиат: - не исполнил предписание Роскомнадзора об устранении нарушения лицензионных требований (причем не обязательно грубого нарушения); - нарушил нормы Закона о СМИ или иных актов, связанных с осуществлением вещания; - не осуществляет вещание более трех месяцев. Роскомнадзор предоставляет на устранение выявленных нарушений от трех до тридцати дней, после чего вправе приостановить действие лицензии. Данный срок начинает исчисляться с момента получения лицензиатом предписания. Действие лицензии может быть приостановлено на срок не более трех месяцев, и это время засчитывается в срок действия лицензии. Если после приостановления лицензиат не устранит нарушение и не уведомит об этом Роскомнадзор, то указанный госорган обязан обраться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. После вступления Закона в силу рекомендуется учитывать следующее: - СМИ считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о его регистрации, а не со дня выдачи свидетельства о регистрации; - в течение года после регистрации СМИ необходимо начать его выпуск, иначе свидетельство о регистрации признается недействительным; - лицензии на осуществление теле- и (или) радиовещания останутся срочными даже после вступления в силу Закона о лицензировании, установившего общее правило о бессрочном действии лицензий. Срок действия лицензий на вещание будет равен десяти годам, если о меньшем сроке не заявит сам соискатель лицензии. Документ: Федеральный закон от 14.06.2011 N142-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации"
[1] Постановление Правительства РФ от 07.12.1994 N1359 "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации"; Приказ Мининформсвязи РФ от 25.05.2006 N68 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи по исполнению государственной функции по осуществлению лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, а также контроля за соблюдением установленных лицензионных требований и условий". |
|
Прочитавших: 8218 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Екатерина Медовщикова стала партнёром адвокатского бюро «Бартолиус» [728] С праздником Великой Победы! [392] Кадровые изменения в компании Tax Compliance [288] Вадим Бородкин и Азат Ахметов назначены партнёрами Orchards с 1 мая 2025 года. [271] Сергей Пепеляев награжден медалью Анатолия Кони – высшей наградой Минюста России [251] |
|