Указание в названии на «концепцию нового Кодекса» связано с тем, что в настоящее время осуществляется пересмотр норм действующего законодательства об административных правонарушениях с целью создания нового правового регулирования отношений в сфере административной ответственности.
В Концепции отмечается, что новое регулирование должно будет характеризоваться как стабильное. Критерий стабильности обозначен не случайно: согласно Концепции за 17 лет со дня вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП») в него внесено уже свыше 4 800 изменений. Такое количество изменений не могло носить полностью системного характера, что, как следует из Концепции, приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы общественных отношений вопросов и в конечном счете негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц.
В связи с этим планируется уточнить порядок изменения нового КоАП: соответствующие законопроекты смогут вноситься в Государственную Думу только при наличии официального отзыва Правительства.
Концепция показывает общее направление модернизации административного законодательства, предусматривающеe, в частности:
-
выделение из КоАП норм, регламентирующих производство по делам об административных правонарушениях;
-
сокращение составов административных правонарушений в целом и рассматриваемых судом в частности (за исключением составов с повышенной общественной вредностью);
-
приоритизацию профилактики нарушений и применение дифференцированного риск-ориентированного подхода в случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не имели должного воздействия;
-
дополнительную проработку перечня обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность;
-
установление сроков исковой давности для каждой категории административного правонарушения исходя из характера и степени общественной вредности правонарушений той или иной категории;
-
новые подходы к представительству в производстве по делам об административных правонарушениях: предлагается предусмотреть представительство адвокатами и иными лицами, имеющими высшее юридическое образование (за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами);
-
упрощение механизма исполнения постановлений о назначении административных штрафов на суммы, не превышающие 10 тысяч рублей, исключающее возбуждение исполнительного производства (в автоматическом режиме исключительно за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке и иной кредитной организации).
В настоящее время работа над текстом нового КоАП продолжается. Введение в действие нового КоАП и вступление в силу иных законодательных актов Российской Федерации в сфере административных правоотношений ожидается с 1 января 2021 года.
Полный текст Концепции доступен на момент подготовки настоящего письма на официальном сайте Правительства РФ:
http://static.government.ru/media/files/KVhRVrFpSydJQShBIwlAY7khO7NAt9EL.pdf
С уважением,
Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP
Russia Law Firm of the Year 2015; 2016-2018* – Chambers Europe Awards International Law Firm of the Year 2016* – Legal 500 (*shortlisted)
Ранее в России – Goltsblat BLP
Информационные письма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации
|