Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Новости


 

На сессии ИННОПРОМ обсудили вопросы эффективности и совершенствования мер государственной поддержки

 

8 июля 2019 года в Екатеринбурге состоялась сессия РСПП и VEGAS LEX "Господдержка 2.0 – открытый диалог или поиск ренты?" в рамках международной промышленной выставки и форума ИННОПРОМ.

11.07.2019Адвокатское бюро "ВЕГАС-ЛЕКС", город Москва, www.vegaslex.ru
      

8 июля 2019 года в Екатеринбурге состоялась сессия РСПП "Господдержка 2.0 – открытый диалог или поиск ренты?"*, организованная при поддержке юридической фирмы VEGAS LEX, в рамках международной промышленной выставки и форума ИННОПРОМ.

Модератором сессии выступил Александр Ситников, управляющий партнер VEGASLEX. Открывая дискуссию, г-н Ситников отметил, что в настоящее время, когда весь мир переживает третью и готовится к четвертой промышленной революции, связанной с искусственным интеллектом, подходы к господдержке также претерпевают серьезное изменение. "Сейчас мы видим, что глобальная конкуренция за участие в наиболее технологичных цепочках стоимости, в международной кооперации неизменно проходит с поддержкой ключевых отраслей – авиастроения, тяжелого машиностроения, инфраструктурного строительства. Это касается и всевозможных политических и экономических форматов". В данном контексте основным вопросом, по мнению Александра Ситникова, является вопрос о том, будет ли модернизация инструментов поддержки производиться локально, когда каждое ведомство использует свой инструментарий и подход, либо эволюция многочисленных инструментов поддержки и институтов развития будет подчиняться единому вектору.

С вступительным словом в рамках сессии выступил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак.

В своем выступлении он назвал основные приоритеты и направления государственной поддержки промышленности на перспективу: "Необходимо сконцентрировать все средства налогоплательщиков, которые мы выделяем, на развитии промышленности, для того чтобы "бить в одну точку", чтобы все работали на одну цель — повышение уровня технологического развития, внедрение новых технологий, повышение производительности труда и качества российской продукции, которая будет конкурировать не только на российском рынке, но и на мировом. И программа импортозамещения должна замениться программой повышения конкурентоспособности, для того чтобы российская продукция на внутреннем рынке конкурировала с лучшими мировыми образцами, чтобы российские потребители промышленной продукции получали такое же качество, надежность и доступность по цене".

Заместитель председателя Правительства РФ заявил, что количество существующих субсидий будет сокращено приблизительно вдвое: из примерно 56 субсидий будут сохранены только взаимоувязанные и нацеленные на решение единой задачи инструменты. Главным инструментом повышения конкурентоспособности на предстоящие годы он назвал реализацию национального проекта "Международная кооперация и экспорт".

Также вице-премьер Д.Н. Козак пригласил деловое сообщество к участию в работе, проводимой Минпромторгом совместно с научными учреждениями, по формированию перечня передовых технологий, которые сегодня отсутствуют в России. По его словам, инвесторам, которые будут внедрять (до стадии серийного производства) технологии, включенные в утвержденный Правительством перечень, будут предоставляться максимально широкие преференции как по налогам, так и по субсидиям.

 "Хочу подчеркнуть, что цель предоставления субсидий не рост выручки предприятий, а достижение общественно полезного результата, который перед собой ставит государство", – подытожил Д.Н. Козак.

По словам президента РСПП Александра Шохина, инструменты поддержки импортозамещения довольно успешно были применены в отраслях, где были хорошие заделы и сработал эффект девальвации. Кроме того, он упомянул про такие институты и инструменты поддержки бизнеса, как ОЭЗ, ТОСЭР, региональные институты развития, кластеры, технопарки и т.д.  

В рамках сессии А.Н. Шохин озвучил предложения бизнес-сообщества по повышению эффективности инструментов господдержки, необходимые для достижения амбициозных целей, которые поставлены в "майских" указах президента и национальных проектах повышения конкурентоспособности российской экономики.

"Во-первых, мы бы хотели, чтобы прозрачность инструментов поддержки была повышена, и здесь, безусловно, очень важно избегать излишней усложненности нормативной базы и громоздких правовых конструкций, которые зачастую не до конца понятны даже их разработчикам", – заявил г-н Шохин.

Также президент РСПП предложил включать представителей бизнеса в коллегиальные и экспертные органы, которые рассматривают как сами проекты нормативных правовых актов, так и заявки на получение господдержки. Экспертный совет Фонда развития промышленности служит, по его словам, примером сложившейся очень эффективной практики.

Среди других важных мер Александр Шохин назвал проведение комплексной оценки эффективности инструментов поддержки, "для чего необходимо выработать согласованную методику оценки влияния мер поддержки на повышение конкурентоспособности компаний", а также цифровизацию процедур предоставления и администрирования мер поддержки.

Однако, как заметил г-н Шохин, некоторые инструменты господдержки обсуждаются уже больше года, например соглашения о защите и поощрении капиталовложений. "Требуется зафиксировать ключевые "правила игры" в части поддержки на достаточно длительный период (5–10 и более лет)", – отметил он. Стабильность режима для уже реализуемых проектов при переформатировании системы мер поддержки критически важна и является необходимым условием для повышения предсказуемости деловой среды и уровня доверия бизнеса к реализуемой политике.

Председатель Правления АО "Объединенная металлургическая компания" Наталья Еремина рассказала о реализации инвестиционных проектов компании, а также о проблемах, с которыми сталкиваются компании в числе прочего в связи с отсутствием стабильности налогового режима для реализации инвестиционных проектов. По ее словам, инструменты поддержки должны более гибко учитывать возможные на долгосрочном горизонте планирования технологические и иные сдвиги, которые существенным образом могут влиять на параметры и итоговые показатели инвестиционных проектов.

По словам заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Алексея Забозлаева, регион активно использует региональные меры поддержки. В 2019 году выделено около 1,7 млрд руб. на обновление основных фондов и развитие инфраструктуры промышленных предприятий региона. Ожидается, что запущенные проекты создадут более 2 тыс. рабочих мест и дополнительные поступления в региональный бюджет будут составлять ежегодно более 3 млрд рублей. Вице-губернатор ХМАО предложил ряд инициатив, направленных на повышение эффективности стимулирования инвестиций, включая унификацию механизмов предоставления государственной поддержки бизнесу, сокращения нормативных сроков перевода земель лесного фонда в земли промышленности, расширения перечня пилотных регионов для создания специальных экономических зон.

Вице-президент РСПП Мария Глухова представила результаты исследования РСПП, в рамках которого был предложен возможный подход к методике оценки влияния мер поддержки на динамику развития компаний. Пилотная оценка была проведена на примере займов Фонда развития промышленности и субсидий на уплату процентов по кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов. По словам Марии, данный анализ необходимо дополнить данными, которых пока не хватает, например о динамике экспорта, но в целом данная методология может использоваться и для оценки эффективности других мер поддержки. При этом такая оценка не должна замещать стандартные регламентные методики и процедуры, заложенные в нормативных актах и документах, а, наоборот, должна дополнять их.

Директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрий Симачев представил результаты исследования "Государственная поддержка предприятий: типология бенефициаров различных инструментов", основанного на опросе 1600 российских промышленных предприятий. Одним из основных выводов исследования стало то, что более активно пользуются поддержкой компании-экспортеры и предприятия, осуществляющие инновационную деятельность. При этом чаще всего это крупные компании, а также фирмы с государственным участием либо работающие на госсектор.

Руководитель Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ Инна Рыкова рассказала о новых инструментах Минфина для оценки бюджетной эффективности господдержки в части развития гражданской промышленности и реального сектора экономики.

По мнению Андрея Клепача, заместителя председателя (главного экономиста) ВЭБ, важно измерять не только финансовые эффекты поддержки. По его словам, государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" содержит более 100 показателей, в том числе по точечным сегментам в ряде отраслей промышленности, эффект от которых не всегда измеряется добавленной стоимостью или приростом налоговых поступлений, но является крайне важным с технологической точки зрения.

В дискуссии также приняли участие Игорь Вдовин, председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке, и вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова.

***

* Видеотрансляция сессии доступна в записи по ссылке: https://mmvs.ru/innoprom2019/halls/?p=H2&d=day1 на 3:46:00 минуте.

О деятельности VEGAS LEX в сфере реализации инвестиционных проектов можно узнать здесь.

Об услугах VEGAS LEX в области государственно-частного партнерства можно узнать здесь.

https://mmvs.ru/innoprom2019/halls/?p=H2&d=day1


Телеграм: t.me/vegas_lex

 


 

Прочитавших: 3650

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Кадровые изменения в Tax Compliance  [810]

Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве  [800]

VERBA LEGAL выступила юридическим консультантом ПАО «Ламбумиз» в рамках подготовки к IPO  [743]

VERBA LEGAL завершила сопровождение сделки по приобретению Уралхиммаша  [701]

VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна  [523]