Закон изменяет подход к исчислению суммовых порогов по налоговым преступлениям (статьи 198–199.4 УК РФ). Теперь пороги будут определяться исключительно в виде твердых сумм, которые зафиксированы на уровне текущих максимальных значений. В частности, для организаций устанавливаются пороги в размере 15 млн руб. для крупного и 45 млн руб. для особо крупного размера уклонения. Указанные суммы могут быть накоплены в течение трех лет.
При этом из законодательства исключается механизм исчисления криминальных порогов недоимки с учетом сумм уплачиваемых налогоплательщиком налогов (в виде доли неуплаченных налогов в общей сумме подлежащих уплате налогов), который представляется наиболее корректным и справедливым, поскольку позволяет учитывать масштаб бизнеса и вклад налогоплательщика в наполнение бюджета.
Внесенные изменения могут существенно сократить случаи уголовного преследования за уклонения в относительно небольших суммах (до 15 млн руб.), однако для среднего и крупного бизнеса в большинстве ситуаций не приведут к увеличению криминальных порогов, поскольку фиксированные суммовые пороги останутся на прежнем уровне. При этом ресурсы правоохранительных органов, освободившиеся от расследования незначительных уклонений, могут быть переориентированы на более крупный бизнес.
Закон вносит изменения в статью 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств). Теперь привлечение к уголовной ответственности за нерепатриацию денежных средств возможно только в случае, если лицо ранее уже подвергалось ответственности за аналогичное правонарушение, предусмотренное статьей 15.25 КоАП. Кроме того, увеличиваются криминальные пороги нерепатриированной выручки – с 9 до 100 млн руб. для крупного размера и с 45 до 150 млн руб. для особо крупного размера. Вместе с тем Закон ужесточает наказание за уклонение от репатриации выручки по предварительному сговору – до 5 лет лишения свободы.
Увеличение порогов и введение административной преюдиции в статье 193 УК РФ являются положительными изменениями для бизнеса, однако не устраняют все текущие риски применения «валютных» статей УК РФ. В частности, Закон не затрагивает статью 193.1 УК РФ (совершение операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов), диспозиция и практика применения которой создают все более значительные уголовно-правовые риски, в том числе в случае изменения квалификации видов доходов для налоговых целей. Ввиду данных обстоятельств нельзя исключать появления случаев уголовного преследования по указанной статье, например, в результате выплаты в адрес иностранных лиц процентов или оплаты внутригрупповых услуг.
Закон вносит изменения в статью 210 УК РФ (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)), в соответствии с которыми учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники организации не будут составлять преступное сообщество только в силу ее штатно-организационной структуры (за исключением случая, когда организация заведомо создана для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления). Указанные изменения направлены на предотвращение развития практики необоснованного применения следователями статьи 210 УК РФ в отношении предпринимателей, не связанных с организованной преступностью. Между тем такая формулировка по-прежнему оставляет возможность правоохранительным органам трактовать указанную статью по своему усмотрению и инициировать уголовное преследование за организацию преступного сообщества и участие в нем, указывая, что организация была создана для совершения преступлений. Поэтому внесенные изменения без их надлежащего применения могут не привести к кардинальному улучшению текущих негативных для бизнеса тенденций в правоприменительной практике.
Предусмотренные Законом изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
Стоит отметить, что представленный к первому чтению проект Закона мог повлечь более существенные риски для бизнеса. Так, проект Закона изначально предусматривал отказ от расчета недоимки по налоговым преступлениям в пределах трех лет, что во многих случаях увеличивало бы период расчета вплоть до 10 лет (в пределах срока давности). Ведущими деловыми объединениями были разработаны и направлены в Государственную Думу и Администрацию Президента РФ предложения по доработке законопроекта. В результате активной позиции бизнес-сообщества удалось добиться принятия Закона в более благоприятной редакции.
Юристы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP принимали активное участие в подготовке предложений. В частности, Александр Ерасов является руководителем рабочей группы Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по налоговым преступлениям и председателем рабочей группы по защите бизнеса Российско-Германской внешнеторговой платы (AHK).
При возникновении дополнительных вопросов или необходимости защиты при расследовании налоговых и других экономических преступлений специалисты Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP готовы оказать соответствующую правовую поддержку. В нашей фирме уже более пяти лет успешно работает группа уголовно-правовой защиты по налоговым преступлениям, созданная на базе двух практик – налоговой практики и практики уголовно-правовой защиты бизнеса. Наша группа уголовно-правовой защиты по налоговым преступлениям является уникальной на российском рынке юридических услуг, поскольку защиту осуществляют одновременно как налоговые адвокаты, так и адвокаты, специализирующиеся на уголовно-правовой защите.
|