Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Новости


 

«Законодательство о госконтроле: как предпринимателям защитить свои права». Статья Дмитрия Фесько на Право.ру

 

Законодательство о государственном контроле представляет набор разрозненных правовых актов и нуждается в доработке. Чтобы исправить ситуацию, был принят закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Его цель — провести реформу сферы государственного надзора и контроля. Все особенности нововведений объясняет председатель Наблюдательного Совета партнеров, руководитель практики инвестиционного и налогового права Alliance Legal CG Дмитрий Фесько.

25.12.2020Alliance Legal CG, www.al-cg.com
      

Как изменится система контроля, какие права и гарантии получат предприниматели

Недостаток существующей системы контроля предпринимателей — отсутствие чёткой правовой базы и внятных гарантий для бизнеса. Новый закон содержит ряд нововведений, позволяющих контролируемым лицам защитить права. Он официально ставит во главу угла соблюдение и защиту прав проверяемых субъектов как принцип государственного контроля (ст. 29 закона).

На первое место поставлены профилактические меры. Целью работы контролёров должно стать предупреждение нарушений. В ст. 45 закона есть список профилактических мероприятий. К ним относятся: обобщение правоприменительной практики, информирование, профилактическое сопровождение и другие меры.

Вводится система анализа и учёта рисков в зависимости от вида деятельности. Для каждой категории определяются виды контроля и периодичность проверок.

Гарантии прав предпринимателей

Первое, что хочется отметить, — заблаговременное согласование многих предупредительных мер с подконтрольными организациями.

Вводятся дополнительные негосударственные механизмы, стимулирующие соблюдение обязательных требований. Речь идёт об оценке, проводимой аккредитованными организациями. Получение документа о соответствии требованиям освобождает от плановых проверок.

Новый закон установил исчерпывающий перечень контрольных мероприятий и чёткий регламент их проведения. Теперь они не ограничиваются документарными и выездными проверками. К ним добавлены: мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит и другие. Подобное регулирование не позволяет инспекторам проводить проверки произвольно.

Закон ориентирован на новые технологии и вводит порядок электронного взаимодействия между субъектами. Это делает процесс контроля более прозрачным, укрепляет позиции предпринимателей и снижает риск столкнуться с произволом и коррупцией. Закон даже допускает возможность проведения проверок при помощи аудио- или видеосвязи (ст. 56 закона).

Вводится система электронного взаимодействия между субъектами. Электронное взаимодействие предполагает, что всю информацию проверяющие органы заносят в Единый портал государственных услуг.

Закон содержит положение, касающееся сокращения выездных проверок. Их можно будет проводить только в случаях, предусмотренных законом.

Выездная проверка может проводиться при условии обязательного предварительного уведомления не позднее чем за 24 часа до её начала.

Новый закон запрещает оценивать качество работы контролирующих органов в зависимости от количества проведённых проверок и выявленных нарушений.

Другое нововведение, защищающее права предпринимателей, — правило, признающее недействительными результаты тех проверок и контрольных мероприятий, которые проведены с грубыми нарушениями. В прежней редакции закона оно отсутствовало.

На защиту прав контролируемых лиц направлено дополнение обязанностей контрольных органов. В законе чётко сформулирован запрет совершать действия и принимать решения, унижающие достоинство личности и вредящие деловой репутации. Отдельно оговорён запрет проявлять неуважение к религиозным чувствам.

Введено правило об обязательном проведении консультаций с предпринимателями на стадии рассмотрения результатов проверки. Протокол консультаций учитывается при принятии решения по итогам инспекции.

Очевидно, что новый закон содержит обширный перечень мер, защищающих права контролируемых лиц и улучшающих их положение. Он отражает принципы реформы системы государственного контроля.

В то же время система законодательства, касающаяся прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля, по-прежнему нуждается в доработке.

Совершенствование законодательства о гарантиях прав контролируемых лиц

Новый закон частично решает проблему гарантий прав контролируемых организаций. Однако, как и ранее, можно обнаружить пробелы в существующих правовых нормах. Например, предприниматели не могут влиять на формирование плана проверок.

Проведение внеплановых проверок основано на расплывчатой формулировке закона, которая предполагает «наличие у контрольного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям» (пп. 1 п. 1 ст. 57 закона).

Нет критериев, обосновывающих внеплановую проверку. Опротестовать её проведение будет сложно. К тому же у предпринимателей нет права знакомиться с материалами жалоб, послужившими основанием для проверки. Это не позволяет аргументированно защитить свою позицию.

Возможность вести во время проверки фотосъёмку, аудио- и видеозапись — ещё один пример ситуации, не урегулированной законодательством. Да, в законе нет однозначного запрета, но окончательное решение остаётся за проверяющим инспектором. В таком случае нельзя говорить о полноценной защите прав контролируемых лиц.

Досудебный порядок обжалования решений, вынесенных по результатам проверки, сформулирован чётко. Разработчики нового закона учли прежние недостатки, а права предпринимателей при рассмотрении жалобы в новом законе прописаны слабо.

Возможно, предполагалось, что они регулируются законами о видах государственного контроля. Однако там содержатся общие правила. Чётко сформулированные правовые нормы, включённые в новый закон, сделали бы процедуру досудебного порядка обжалования чёткой и понятной.

Если работа по совершенствованию законодательства в области прав контролируемых лиц будет проделана надлежащим образом, предприниматели в России получат возможность работать, опираясь на логичную систему законов, не только наделяющую обязанностями, но и продуманно защищающую права подконтрольных лиц.

Фесько Дмитрий, Партнер, председатель Наблюдательного совета (Совета партнеров). Руководитель практики инвестиционного и налогового права
Источник: Право.ру



Телеграм: t.me/alliancelegalcg

 


 

Прочитавших: 1554

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Яна Маламуд стала партнёром Адвокатского бюро «Бартолиус»   [669]

ГК ЛИГАЛ объявляет о назначении Екатерины Калининой старшим партнером и руководителем практики «Защита состоятельных лиц и частного капитала»  [642]

Legal Run 2025: стартовала онлайн-регистрация на забеги в первых 5 городах  [455]

Команда АБ ЕПАМ завершила сопровождение пилотной сделки по секьюритизации потребительских кредитов в интересах Газпромбанка  [446]

Юристы «Пепеляев Групп» отстояли в арбитражных судах конституционное право на получение информации у государственных органов  [433]