|
Городской общественный транспорт все чаще рассматривается инвесторами как привлекательный объект концессионных соглашений (далее – КС). Вместе с тем действующее концессионное законодательство не синхронизировано со специальным отраслевым законодательством в сфере пассажирских перевозок городским транспортом, что создает системные препятствия для реализации концессий в данной сфере.
Например, Закон «Об организации регулярных перевозок» устанавливает необходимость заключения государственного контракта для целей организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам и не делает исключения для перевозчиков-концессионеров. Таким образом, любой концессионный проект в сфере городского пассажирского транспорта будет находиться под риском незаключения с концессионером государственного (муниципального) контракта, что приведет к невозможности осуществления концессионером перевозок и досрочному прекращению концессионного проекта.
25 марта 2021 года на портале regulation.gov.ru размещен разработанный Минтрансом России законопроект, направленный на снятие этих и иных барьеров реализации ГЧП-проектов в сфере городского транспорта (далее – Законопроект)[1].
Основные преимущества Законопроекта
Законопроект:
-
конкретизирует, что в объект КС может входить подвижной состав транспорта общего пользования;
-
исключает необходимость заключения с концессионером государственного (муниципального) контракта, и, соответственно, устраняет риски концессионера, связанные с необходимостью проведения торгов на право осуществления перевозок. Заключенное концессионное соглашение является основанием для выдачи свидетельства об осуществлении перевозок и карт соответствующих маршрутов при осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам;
-
допускает нахождение объекта концессионного соглашения (объекта транспорта общего пользования) на праве хозяйственного ведения (далее - ПХВ) государственного или муниципального унитарного предприятия (далее – ГУП или МУП) на момент заключения КС: прекращение прав ГУП или МУП должно произойти только к моменту передачи имущества концессионеру. Это важно, так как в случае заключения КС в отношении действующей транспортной системы смена владельца объекта КС не должна нарушать работу общественного транспорта;
-
заключение КС является основанием для изъятия у ГУП или МУП имущества, подлежащего передаче концессионеру. Ранее законодательство не предусматривало такого основания, что не позволяло собственнику в соответствии с Гражданским кодексом РФ принять решение об изъятии только на основании заключенного КС[2]. В целях прекращения ПХВ приходилось применять громоздкую и длительную процедуру отказа МУП или ГУП от ПХВ;
-
по аналогии с концессиями в сфере ЖКХ, субъект РФ, осуществляющий регулирование тарифов на перевозки муниципальным транспортом, который передается в концессию, может выступать третьей стороной в КС и самостоятельной стороной в прямом соглашении.
Подобные поправки могут только приветствоваться, так как снимают ряд ключевых барьеров при заключении и исполнении КС в отношении общественного транспорта.
Дополнительные риски для проектов
Читать статью далее ...
Скачать PDF
---------------------------------
АБ Линия Права обладает обширным опытом консультирования представителей как государственного, так и частного капитала в сфере структурирования проектов ГЧП, а также в вопросах разработки схем финансирования разной степени сложности и подготовки конкурсной и договорной документации по ГЧП-проектам. АБ Линии Права предоставляет комплексное сопровождение проектов ГЧП «под ключ» с привлечением необходимых внешних организаций, а также финансирование проектов путем выпуска облигаций для финансирования инфраструктуры, использования лизинговых схем, инвестиционного кредитования, проектного финансирования в форме приобретения пакета ценных бумаг или доли в уставном капитале, учреждения новой компании с долевым участием инициатора проекта и привлеченных соинвесторов, в том числе с привлечением иностранного капитала.
| |