|
В рамках программы семинара будут обсуждаться основные положения Пленума, участники получат новые системные знания, состоящие из доктринальных позиций, анализа практики антимонопольного органа и судебного толкования антимонопольного законодательства. Обзор Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».
советник юстиции 1-го класса, член Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства Московского отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Эксперт, член рабочих групп по вопросам применения, совершенствования антимонопольного и законодательства о закупках. Главный консультант аналитического подразделения Высшего Арбитражного Суда РФ (до 2014-го года)
|
ОБЩИЕ НАЧАЛА (комментарий п.п. 1–10 Пленума ВС РФ от 04 марта 2021 г. № 2).
-
Положения законодательства, обуславливающие цели, принципы и сферу применения антимонопольного законодательства, учитываемые при толковании Закона о защите конкуренции (изменение правовых подходов). Законодательство, относимое к антимонопольному регулированию. Субъекты антимонопольного контроля и их деятельность, выпадающая из сферы применения Закона о защите конкуренции. Группа лиц и критерии ее определения (корректировка правовых подходов)
|
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ (комментарий п.п. 11–19 Пленума).
-
Вопросы практики по установлению у хоз. субъекта доминирующего положения на товарном рынке. Анализ конкуренции на товарном рынке.
-
Особенности осуществления субъектом, занимающим доминирующее положение, своей экономической деятельности. Граница, водораздел между преследованием таким хозяйствующим субъектом разумных экономических интересов и действиями (бездействием) нарушающими, предусмотренный Законом запрет (новые критерии).
-
«Коллективное» доминирование – проблемы правоприменения, подходы судебной практики.
-
Особенности распределения бремени доказывания при выявлении нарушений прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
-
Новое в квалификации нарушений, связанных с навязыванием хозяйствующим субъектом невыгодных условий договора. Возражения со стороны контрагента при заключении договора для квалификации нарушения антимонопольного законодательства.
-
Установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой/низкой цены товара – новые подходы судебной практики.
-
Необоснованное сокращение (прекращение) производства товара; отказ либо уклонение доминаната от заключения договора; создание дискриминационных условий. Неоправданное прекращение переговоров о заключении договора, когда другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать, как признак нарушения антимонопольных запретов. Особенности квалификации нарушения, связанного с экономически или технологически не обоснованным сокращением или прекращением производства товара, в отношении которого имеется спрос.
|
ЗАПРЕТ НА ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ СОГЛАШЕНИЯ И СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ (комментарий п.п. 20–29 Пленума).
-
Правовое регулирование антиконкурентных соглашений и согласованных действий, практика их выявления и доказывания – изменение подходов в правоприменении.
-
Новые подходы в квалификации запрещенных Законом соглашений, особенности доказывания: соглашения (картели), которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок; соглашения хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; иные соглашения.
-
Само по себе пассивное участие в торгах не свидетельствует о наличии между хоз. субъектами запрещенного Законом соглашения. Схожесть поведения хозяйствующих субъектов как признак наличия соглашения, подходы судебной практики. Экономическая целесообразность заключения соглашений и отсутствие негативных последствий для рынка как свидетельство отсутствия нарушения (новые подходы).
-
Распределение бремени доказывания заключения запрещенных Законом соглашений.
-
«Горизонтальные» и «вертикальные» соглашения. Исключения для отдельных типов соглашений. Случаи допустимости согласованных действий и соглашений. Разграничение между соглашением и согласованными действиями – подходы судебной практики.
|
ЗАПРЕТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ (комментарий п.п. 30–32 Пленума).
-
Понятие и виды «недобросовестной конкуренции». Элементы составов. Соотношение норм о недобросовестной конкуренции с нормами законодательства о рекламе и защите прав потребителей.
-
Нарушение норм гражданского и иного законодательства, предоставляющее хозяйствующему субъекту финансовое, конкурентное преимущество, само по себе не означает совершение акта недобросовестной конкуренции - подходы судебной практики.
|
ЗАПРЕТ НА ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ АКТЫ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ), СОГЛАШЕНИЯ И (ИЛИ) СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ (комментарий п.п. 33–36 Пленума).
-
Распределение бремени доказывания при доказывании нарушений запретов, предусмотренных ч. 1 статьи 15 Закона – изменение правовых подходов.
-
Проверка антимонопольным органом обоснованности (целесообразности) принятия органом публичной власти соответствующих правовых актов – пределы полномочий регулятора.
-
Особенности выделения хозяйствующим субъектам преференций (включая бюджетные субсидии).
|
АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОРГАМ (комментарий п.п. 37–44 Пленума).
-
Пределы полномочий антимонопольного органа по проверке проводимых хоз. субъектом торгов (статьи 17 Закона) – изменение правовых подходов. Квалификация нарушений по ст. 17 Закона: изменение сторонами условий договора как признак нарушения, координация деятельности участников закупки и установление реального влияния, др.
-
Разграничение нарушений статьи 10, 11, 16 и 17 Закона о защите конкуренции.
-
Иски о признании обязательных процедур, конкурентных закупок, договоров, заключенных по их результатам, недействительными. Срок исковой давности.
|
ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ИНЫЕ ВОПРОСЫ (комментарий п.п. 45–65 Пленума).
-
Правила и особенности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного и иного, находящегося в компетенции антимонопольного органа, законодательства (основания для отмены принимаемых антимонопольным органом актов).
-
Предупреждение, выдаваемое антимонопольным органом, и пределы предписанных, содержащихся там мер.
-
Выдача обязательных для исполнения предписаний, границы допустимости предписываемых антимонопольным органом мер. Последствия неисполнения.
-
Компетенция коллегиального антимонопольного органа по пересмотру актов, принятых территориальными органами.
-
Последствия несоблюдения процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (перечень существенных нарушений, являющихся основанием для отмены решения органа).
-
Иные вопросы.
|
Стоимость участия:
19500₽ ОЧНОЕ
16500₽ ОНЛАЙН
НДС не облагается. Цена указана без учета возможных скидок (подробнее).
Статьи автора :
«Каждая закупка индивидуальна, общего рецепта не выпишешь»
https://www.statut.ru/sites/default/files/kip_05_48-55safonovpp.pdf
Верховный Суд РФ задает вектор развития антимонопольного законодательства
https://www.statut.ru/sites/default/files/kip_03_36-47safonov-ipp.pdf
| |