|
Недобросовестные сотрудники производителя могут мешать потенциальным покупателям оформить заказ напрямую и перенаправлять их в подставные компании. Какие меры защиты от внутренних мошенников использовать в работе, чтобы не подарить им свою прибыль.
Когда потребители ограничены в оборотных средствах, а производитель не отгружает товар без предоплаты, единственный способ вести бизнес — через посредника. В этих условиях менеджмент может разработать и внедрить схемы хищения. Но даже те предприятия, которые готовы продавать напрямую покупателям, не защищены от недобросовестных сотрудников.
Механизм преступной схемы
Топ-менеджеры производителей владеют инсайдерской информацией о стоимости продукции, платежеспособных клиентах и т. д. Это позволяет им включать свои подконтрольные компании в общую цепь поставок.
Первое звено — искусственные препятствия, создаваемые потребителям при отгрузке в их адрес. Например, менеджер сообщает покупателю, что не сможет удовлетворить «внеплановую заявку» из-за распределенных отгрузок. В этот момент он получает контактные данные потенциального клиента и тут же передает их сторонней фирме. Посредник сам выходит на потребителя, перехватывает контракт и оставляет себе допнаценку.
В нашей практике по итогам одного расследования к уголовной ответственности привлекли несколько топ-менеджеров одной компании. Результат их преступной активности — упущенная выгода в размере около 1 млрд руб.
20% хищений — результат сговора внутренних и внешних мошенников (по данным PwC)!
Меры защиты от хищений
Чтобы защитить компанию от корпоративных хищений, необходимо вовремя принять меры защиты.
-
Предусмотреть возможность переподчинения сотрудников или заложить двойное подчинение, чтобы не концентрировать полномочия у одного топ-менеджера.
-
Выявить подразделения, наиболее подверженные риску хищений, и разделить их на несколько частей, чтобы переподчинить сотрудников.
-
Передавать полномочия внутри департаментов или проводить ротацию кадров между подразделениями.
-
Разграничить полномочия и основные рычаги передать клиентскому комитету или комитету по работе с проблемной задолженностью. В состав этих комитетов ввести лиц, не подчиняющихся топ-менеджерам.
-
Передать совету директоров право принятия всех важных решений. Например, внедрить структуру комплаенс контроля, подчинить ее напрямую совету директоров и наделить правом вести служебные проверки. Жалобы клиентов перенаправлять в эту службу.
-
Регулярно проводить ревизии должностей с учетом того, что на практике невозможно уголовное преследование сотрудников, которые совершили противоправные деяния, но при этом сами не стали субъектами преступлений.
Источник: Финансовый директор
Автор: Амдур Ксения, адвокат, Советник уголовно-правовой и общей практики Alliance Legal CG.
| |