Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

Рейтинги

  Новости


 

В России принят закон о запрете суррогатного материнства для иностранцев. Комментирует Виктория Дергунова, к.ю.н., партнер, руководитель практики семейного права и наследственного планирования BGP Litigation

 

 09.12.2022
 Комментарии  



 


Lawfirm.ru
www.lawfirm.ru
 

      

Виктория Дергунова (BGP Litigation) для Lawfirm.ru :

Основное положение законопроекта состоит в запрете обращения к услугам суррогатного материнства иностранных граждан (если только иностранный гражданин не состоит в браке с российским гражданином) на территории Российской Федерации. Однако такое положение нельзя назвать дискриминационным (в отличие, например, от положений, которые содержались в первоначальной редакции законопроекта о возрастном цензе биологических родителей и годичном сроке состояния их в браке).

 Тенденция по ограничению права иностранных граждан на заключение договора суррогатного материнства прослеживается в ряде зарубежных стран, в которых иностранные граждане либо в принципе лишены такой возможности (Великобритания, Германия), либо утратили ее после изменения внутреннего законодательства вследствие ряда случаев нарушения прав детей, биологических родителей и суррогатных матерей, получивших широкий общественный резонанс (Индия, Таиланд). Подобное вмешательство в личную и семейную жизнь граждан может быть признано «необходимым в демократическом обществе» по смыслу пункта 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и соответствует пределам усмотрения, предоставленным государствам в таких вопросах. Кроме того оно пресекает практику использования этой технологии в обход закона гражданами тех государств, где суррогатное материнство запрещено под угрозой уголовного наказания (Китай) и митигирует риски попадания рожденных детей впоследствии в замещающие семьи или возвращения суррогатной матери из-за сложности установления родительского статуса или в связи с привлечением к ответственности биологических родителей или врачей (Швеция).  

 Достаточно вспомнить резонансное Дело «Парадизо и Кампанелли (Paradiso and Campanelli) против Италии» (жалоба № 25358/12), находившееся на рассмотрении Европейского суда по правам человека. Ребенок, рожденный в России якобы суррогатной матерью, был вывезен в Италию. Однако после проведенного ДНК-теста, показавшего отсутствие генетической связи с ребенком, мальчик был изъят из семьи, но остался на территории Италии. Поэтому во избежание нарушения прав и законных интересов детей решение указанного вопроса остается на усмотрении соответствующего государства. Подобное вмешательство государства в личную и семейную жизнь граждан может быть признано «необходимым в демократическом обществе» по смыслу пункта 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и соответствует пределам усмотрения, предоставленным государствам в таких вопросах.    

Дополнительной гарантией прав детей также стало включение в итоговую редакцию законопроекта положения о том, что ребенок, который рожден на территории Российской Федерации суррогатной матерью, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению. Это определяет его правовой статус в спорных ситуациях, например, в случае смешанных браков, когда родители решают дать ребенку иностранное гражданство одного из них, впоследствии разводятся или один из них уходит из жизни. В качестве существенного недостатка законопроекта отмечу исключение из его финальной редакции предложения о введении обязательной нотариальной формы договора суррогатного материнства, и как продолжение этой идеи – закрепления в законе его существенных условий, чего до сих пор нет.  

В настоящее время отношения суррогатной матери и биологических родителей регулируются исключительно договором, зачастую составленным ими самостоятельно, не предусматривающим большинства деталей и не исключающим возникновения возможных рисков по причине отсутствия у сторон договора медицинского и юридического образования.

Представляется, что само по себе введение нотариальной формы договора суррогатного материнства должно было заменить существующий институт выдачи суррогатной матерью согласия на запись биологических родителей родителями рожденного ею ребенка и установить презумпцию наличия такого согласия, выданного в момент удостоверения нотариусом договора суррогатного материнства, путем его подписания. И именно такой договор должен был стать основанием для внесения записи о потенциальных родителей (потенциального родителя) в качестве родителей ребенка в книги актов гражданского состояния вне зависимости от воли какой-либо из сторон договора по заявлению любой из них.   Исключение этого положения привело к тому, что стороны, включая рожденного ребенка, так и остались незащищенными от недобросовестного поведения друг друга.

Все участники программы суррогатного материнства могут без каких-либо санкций и последствий (за исключением предусмотренных договором, если они таковые предусмотрели) отказаться от рожденного ребенка. В этом случае никто не будет «автоматически» записан его родителями. Генетические родители часто отказываются от детей, когда они не удовлетворяют их ожиданиям (по состоянию здоровья, полу и пр.), суррогатные матери - потому что в принципе не планировали становится родителями биологически не родного им ребенка.   

 

Виктория Дергунова - партнер, руководитель практики семейного права и наследственного планирования BGP Litigation, Президент благотворительного фонда "Юристы помогают детям", адвокат, к.ю.н.  

 


 

Прочитавших: 1108

Последние новости, пресс-релизы:

 

Айдар Султанов награжден медалью Анатолия Кони – высшей наградой Минюста России  [124]


Новый партнер юридической фирмы «Городисский и Партнеры»  [132]


Управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев вошел в состав рабочей группы «Разрешение споров» Ассоциации стратегических инициатив.   [315]


«Городисский и партнеры» усиливает практику по разрешению споров  [262]