Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

Рейтинги

  Новости


 

Допустимые условия госконтракта на строительство объекта "под ключ"

 

 12.04.2012
 Комментарии  



 

Высший Арбитражный Суд РФ признал недействующим письмо ФАС России, в котором служба разъясняла, как государственным заказчикам следует формулировать предмет конкурса при осуществлении строительства "под ключ". Письмо было отменено по формальным основаниям, как не прошедшее регистрацию и не опубликованное. Однако в практике арбитражных судов встречается позиция, которая не совпадает с основными выводами отмененного письма.


Компания "КонсультантПлюс"
www.consultant.ru
 

      

ВАС РФ признал недействующим Письмо ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19713 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", касающееся вопроса размещения заказа на строительство объекта "под ключ" (далее – Письмо).

Данное Письмо определяло, какое дополнительное оборудование заказчик может включить в предмет контракта на строительство объекта "под ключ", а какое – не может. В случае включения в один предмет торгов оборудования, не связанного с объектом строительства, в п. 6 Письма была предусмотрена ответственность в виде выдачи предписания об аннулировании результатов торгов.

Спор, рассмотренный ВАС РФ, возник в результате того, что заявитель посчитал Письмо нормативным правовым актом, который затрагивает права и интересы хозяйствующих субъектов, хотя Письмо не было зарегистрировано в установленном порядке и опубликовано. ФАС России в свою очередь не признавала Письмо нормативным актом: оно, по мнению службы, повторяло нормы действующего законодательства, соответственно, необходимость в его регистрации и опубликовании отсутствовала.

ВАС РФ квалифицировал Письмо в качестве нормативного акта по той причине, что в нем дается новое определение: оно устанавливает понятие "оборудование, неразрывно связанное с объектом строительства". Данное понятие не определено в иных нормативных актах, однако имеет существенное значение для хозяйствующих субъектов, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции [1] при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд запрещается включать в состав лотов продукцию (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанную с предметом торгов.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов [2] ФАС России вправе выдавать предписания об устранении нарушений прав и законных интересов участников размещения заказов, в том числе предписания об аннулировании торгов. Однако в абз. 6 Письма установлено, что включение в состав одного предмета торгов и строительных работ, и поставки (установки) оборудования, которое технологически и функционально не связано со строительно-монтажными работами, влечет выдачу предписания об аннулировании торгов.

ВАС РФ посчитал, что положения абз. 6 Письма существенно ограничивают положения Закона о защите конкуренции и Закона о размещении заказов, а также затрагивают права и интересы хозяйствующих субъектов. Также он указал, что Письмо содержит положения нормативного характера и рассчитано на многократное применение, а тот факт, что оно не было зарегистрировано и официально опубликовано, противоречит Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763.

ВАС РФ не рассматривал содержательную часть вопросов, рассмотренных в письме, а ограничился только ссылкой на несоблюдение порядка утверждения и опубликования нормативного акта.

Отметим, что в практике арбитражных судов встречается позиция, прямо противоположная положениям Письма. Так, некоторые суды придерживались вывода, что предметом конкурса может быть не только оборудование, неразрывно связанное со строительством здания, но также и оборудование, необходимое для его эксплуатации по целевому назначению, например мебель и учебные тренажеры для учебных заведений (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.03.2011 по делу N А56-39119/2010) или медицинское оборудование для стационаров (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.03.2012 по делу N А33-4323/2011).

 Документ:

Решение ВАС РФ от 29.03.2012 N ВАС-16112/11 "О признании недействующим письма Федеральной антимонопольной службы от 23.05.2011 N ИА/19713 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" по вопросу размещения заказа на строительство объекта "под ключ"

 Примечания:

[1] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 [2] Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

 


 

Прочитавших: 4842

Последние новости, пресс-релизы:

 

Управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев вошел в состав рабочей группы «Разрешение споров» Ассоциации стратегических инициатив.   [238]


«Городисский и партнеры» усиливает юридическую практику фирмы  [206]


Денис Качкин вошел в состав Общественного совета при Министерстве транспорта РФ   [612]