Отметим, что положения Проекта, касающиеся содержания договора хранения, прав и обязанностей его сторон, а также видов и содержания складских документов, в основном воспроизводят нормы § 2 гл. 47 ГК РФ "Хранение на товарном складе". Однако учтен и ряд особенностей, отражающих специфику отрасли.
Предполагается, что в случае прохождения Проектом всех стадий одобрения он вступит в силу с 1 июня 2014 г.
Статус зерновых товарных складов общего пользования
Проект определяет зерновые товарные склады общего пользования (далее – склады) как организации, осуществляющие хранение зерна и оказывающие связанные с этим услуги в качестве предпринимательской деятельности. Отношения между поклажедателями и складами строятся на основе возмездного публичного договора хранения.
Услуги по публичному хранению зерна согласно Проекту имеет право оказывать только склад. К таким услугам относятся:
- прием зерна на хранение от любого поклажедателя;
- отгрузка (отпуск) зерна;
- иные связанные с хранением услуги, осуществляемые складом за вознаграждение.
Все прочие услуги по хранению зерна могут оказывать не только склады, но и любые физлица и организации (ч. 1 ст. 5 Проекта). Какие именно «иные» услуги имеются в виду, не уточняется.
Для оказания услуг по публичному хранению склад должен отвечать ряду требований, а именно:
- быть членом саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования (далее – СРО складов). Если хранимое зерно приобретено в процессе государственных закупочных интервенций (ч. 2 ст. 5 Проекта), то склад не должен иметь более шести месяцев задолженности по уплате взносов в компенсационный фонд СРО;
- ежегодно проходить аудиторскую проверку.
Кроме того, предлагается установить в отношении складов запреты на:
- предоставление любого обеспечения исполнения обязательств за третьих лиц;
- участие имуществом в формировании имущества других организаций;
- осуществление деятельности, не относящейся к оказанию услуг по публичному хранению зерна.
Информационная система в сфере публичного хранения зерна
Согласно Проекту каждый склад должен иметь интернет-сайт, на котором будет размещаться информация о его деятельности, а именно сведения о:
- статусе склада (в частности, членство в СРО складов; зернохранилища и переход прав на них к другим лицам; регламент склада, извещения о его реорганизации или ликвидации);
- гарантиях возмещения ущерба (участие в компенсационном фонде СРО, страхование гражданской ответственности склада);
- публичном договоре хранения (текст договора, расценки на услуги хранения).
Помимо интернет-сайтов, Проект предполагает создание автоматизированных информационных систем в сфере публичного хранения зерна (далее – информационная система), операторами которых станут СРО складов. В них будут храниться, в том числе, реестры складских документов, сведения, включающие даты их выдачи и погашения. Помещаемые в систему данные надлежит удостоверять усиленной электронной подписью. Финансовые расходы по созданию и эксплуатации информационных систем будут нести СРО складов (абз. 3 ч. 6 ст. 25 Проекта).
Доступ к информационным системам будет открыт и для уполномоченных органов. За непредоставление информации или предоставление ее не в полном объеме предложено установить ответственность, но конкретные ее меры пока не определены (ч. 13 ст. 25 Проекта).
Саморегулируемая организация зерновых товарных складов
Среди наиболее значимых функций СРО складов, отраженных в Проекте, можно отметить следующие:
- создание компенсационного фонда. Организация должна объединять не менее 50 складов, которые формируют компенсационный фонд, обеспечивающий дополнительную имущественную ответственность СРО. Минимальный размер фонда - 50 тыс. руб. на одного участника СРО (подп. 2 ч. 4 ст. 21 Проекта);
- обеспечение складов складскими документами, которые согласно Проекту будут являться бланками строгой отчетности;
- организация проведения третейских разбирательств по спорам между хранителями зерна и поклажедателями, а также держателями складских документов.
Требования к членству в СРО складов установлены в ст. 23 Проекта. Одним из важнейших условий станет наличие зернохранилища, принадлежащего складу на вещном праве (праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) и соответствующего требованиям законодательства РФ [1]. В Проекте детально регламентируется порядок перехода прав на зернохранилище к новому собственнику (владельцу). Отметим, что обязательства склада, вытекающие из публичных договоров складского хранения, обременяют зернохранилище, т.е. переходят вместе с ним к новому собственнику (владельцу), который становится обязанным по этим договорам.
Компенсационный фонд СРО складов
Основными источниками формирования компенсационного фонда СРО складов станут вступительные взносы участников (в размере не менее 50 тыс. руб. с каждого из них) и ежегодные целевые взносы. Размер последних будет зависеть от емкости принадлежащего складу зернохранилища, указанной при вступлении в СРО складов. Впоследствии склад может подать заявление об уменьшении емкости хранилища. Это снизит его ежегодный целевой взнос (ч. 4 ст. 26 Проекта), однако лишит права принимать на хранение больше зерна, чем позволяет указанная в таком заявлении "сокращенная" емкость хранилища.
Поклажедатель или держатель складского документа сможет претендовать на выплату из компенсационного фонда, если ему был причинен вред в результате:
- утраты или недостачи зерна, принятого складом на хранение;
- утраты зерном потребительских свойств, приведшей к снижению товарной стоимости или состоянию, непригодному для использования по назначению.
Возмещение из компенсационного фонда будет носить субсидиарный характер и составит 90 процентов от суммы, не выплаченной потерпевшему складом (ч. 2 ст. 27 Проекта).
Поклажедатель лишается права на компенсацию, если:
- имел место умысел или грубая неосторожность поклажедателя;
- сказалось влияние обстоятельств непреодолимой силы;
- ущерб причинен из-за свойств зерна, о которых склад не знал и не должен был знать на момент приемки зерна;
- ущерб причинен после наступления срока, когда поклажедатель или держатель складского документа должен был забрать зерно из хранилища. При этом важно, чтобы на стороне склада не было умысла или грубой неосторожности.
Впоследствии СРО складов взыскивает с виновника причиненного ущерба выплаченную в порядке компенсации сумму. Кроме того, в следующем году он должен будет внести ежегодный членский взнос в двойном размере.
Документы, подтверждающие прием зерна на хранение
Перечень документов, которые должен выдавать склад, принимая зерно на хранение, а также их содержание в целом совпадают с установленными в ст. ст. 912, 913 и 917 ГК РФ. Важным отличием от общего гражданско-правового регулирования является придание складским документам статуса бланков строгой отчетности (ч. 8 ст. 15 Проекта).
Бланки можно будет получить только через СРО складов и только после уплаты взносов в компенсационный фонд и специальной госпошлины. Кроме того, в СРО складов будут храниться образцы подписей уполномоченных лиц складов и их печатей. Несоответствие проставленных на складском документе подписей и печатей образцам может стать причиной недействительности документа.
Еще одна новелла – введение в оборот электронных складских документов (ст. 16 Проекта) и совершение на них передаточных надписей в электронной форме.
Обращение взыскания на зерно
Проект определяет случаи, когда на зерно, хранящееся на складе, может быть обращено взыскание.
Если поклажедатель в срок не оплатил предоставляемые услуги, соответствующее требование выдвигает склад. В таком случае зерно может быть удержано вплоть до оплаты, а если она не произойдет, то требования склада компенсируются за счет удержанного зерна согласно положениям Гражданского кодекса РФ о залоге.
Требование залогодержателя об обращении взыскания на зерно может последовать в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, обеспеченного залогом зерна. Взыскание обращается по общим правилам, установленным Гражданским кодексом РФ (ст. 349 ГК РФ). Согласно Проекту стороны залогового правоотношения могут заранее оговорить возможность внесудебного обращения взыскания на зерно, находящееся на складе. Для этого на обеих частях двойного складского свидетельства делается соответствующая пометка с указанием начальной продажной цены или порядка ее определения.
Допускается выбор сторонами способа реализации предмета залога. Однако если такой договоренности нет, право выбора остается за залогодержателем. Это могут быть торги (в том числе – открытый или закрытый аукцион), продажа зерна третьему лицу без проведения торгов, а также поступление зерна в собственность залогодержателя. Все эти положения, с одной стороны, создают дополнительные гарантии для залогодержателей (например, банков), с другой – позволят, по замыслу авторов Проекта, привлечь дополнительные заемные средства в сферу сельхозпроизводства.
[1] См. п. 2 Инструкции по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы, утвержденной Приказом Минхлебопродуктов СССР от 24.06.1988 N 185
Документ:
Проект Федерального закона "О зерновых товарных складах общего пользования" (с текстом можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития России http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/doc20120504_04) |