Наиболее существенные поправки вносятся в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон о рынке ценных бумаг). У держателей реестров, эмитентов, доверительных управляющих появятся как новые права, так и новые обязанности.
Ниже будут рассмотрены наиболее значимые из изменений, которые начнут действовать уже с 1 июля. Отметим, что в Законе о внесении изменений есть и положения, которые начнут действовать позже: либо с 1 января 2013 г., либо тогда, когда будут приняты необходимые подзаконные акты, либо тогда, когда одному из профессиональных участников рынка ценных бумаг будет присвоен статус центрального депозитария.
Держатели реестров
1. Рассматриваемым Законом изменен срок, в течение которого держатель реестра обязан исполнить распоряжение зарегистрированного лица о проведении операции в реестре либо отказать в проведении операции.
В течение трех рабочих дней держатель реестра исполняет распоряжение зарегистрированного лица о проведении операции в реестре либо в течение того же срока с даты представления распоряжения отказывает в проведении операции в реестре (абз. 9 п. 3 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). Однако в других федеральных законах и подзаконных нормативных актах ФСФР России может быть установлен иной срок для исполнения распоряжения о совершении операций или отказа в исполнении операций.
Сроки для исполнения различных операций сейчас установлены Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 (далее – Положение о ведении реестра). В соответствии с этим документом операции должны исполняться в срок от трех до двадцати дней в зависимости от вида операции (п. 10.3 Положения о ведении реестра). Причем срок для направления заявителю мотивированного отказа установлен только для одного вида операций – внесения в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги – и равен пяти дням (п. 7.3 Положения о ведении реестра).
Таким образом, поскольку Закон о внесении изменений позволяет устанавливать в подзаконных нормативных актах иные сроки для совершения операций в реестре (отказа в их совершении), то с 1 июля 2012 г., несмотря на вступление указанного Закона в силу, данные сроки не изменятся. Они останутся прежними, пока не будут внесены изменения в названное выше Постановление ФКЦБ РФ. Но уже с 1 июля сроки для отказа в проведении любых операций в реестре будут равны трем рабочим дням.
2. С пяти до трех рабочих дней будет сокращен срок для предоставления зарегистрированному лицу выписки из реестра по его лицевому счету. Если сейчас общие требования к такой выписке закреплены в Законе о рынке ценных бумаг, а детальные – в п. 3.4.4 Положения о ведении реестра, то с 1 июля 2012 г. требования к выписке будут исключены из этого Закона и будут устанавливаться только нормативными актами ФСФР России.
По новым правилам выписка из реестра будет содержать информацию на дату, указанную в выписке. Напомним, согласно действующей редакции Закона о рынке ценных бумаг выписка должна содержать информацию на дату составления (абз. 7 п. 3 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг в действующей редакции).
Кроме того, будет уточнен вопрос о действительности выписок, выданных держателем, в случае передачи реестра новому держателю. Сейчас недействительными признаются выписки, выданные после даты прекращения действия договора с эмитентом (абз. 23 п. 3 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг в действующей редакции). После вступления в силу Закона о внесении изменений недействительными будут признаваться выписки, выданные после передачи реестра другому держателю реестра.
3. Будет установлена ответственность держателя реестра за убытки, причиненные его неправомерными действиями (бездействием). Держателя реестра обяжут возмещать такие убытки владельцам ценных бумаг и иным лицам, которые в соответствии с федеральными законами осуществляют права по ценным бумагам (абз. 8 п. 3 ст. 8 Закона о рынке ценных бумагах в новой редакции).
В действующем законодательстве вопрос о распределении ответственности между держателем реестра и эмитентом решен следующим образом: на уровне федеральных законов соответствующая норма установлена только для случаев передачи реестра акционеров регистратору для ведения и хранения. В п. 4 ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО) указано, что общество, поручившее регистратору ведение и хранение реестра акционеров общества, не освобождается от ответственности за его ведение и хранение.
В соответствии с данной нормой складывалась судебная практика по спорам акционеров с регистраторами и эмитентами, вызванным нарушением правил учета прав на их акции. Суды возлагали ответственность на акционерные общества за нарушение регистратором правил ведения реестра акционеров (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 N 16112/03 по делу N А40-35556/02-34-206, ФАС Московского округа от 18.03.2009 N КГ-А40/900-09 по делу N А40-36156/08-62-250, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2007 N Ф08-2440/2007 по делу N А32-9009/2006-17/236).
Общая норма, которая определяет ответственность держателей реестров именных ценных бумаг, содержится в подзаконном акте – в п. 5.4 Положения о ведении реестра. В данном Положении правила об ответственности держателя реестра сформулированы в самом общем виде с указанием на ответственность согласно законодательству РФ. На федеральном уровне до принятия Закона о внесении изменений общая норма об определении ответственности регистратора установлена не была.
4. Для держателей реестров, а также для депозитариев будут установлены дополнительные ограничения на предоставление им информации о лице, которому открыт лицевой счет (счет депо), а также информации о таком счете, включая операции по нему (ст. 8.6 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). По общему правилу такая информация будет предоставляться теперь только самому лицу (его представителю). Иные лица смогут получить ее только в случаях, установленных федеральными законами. Например, список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, акционерное общество составляет на основании данных реестра акционеров, а когда ведение и хранение реестра поручено регистратору, то общество может получить соответствующие сведения только у регистратора (см. п. 1 ст. 51 и п. 3 ст. 44 Закона об АО).
Если держатель реестра или депозитарий нарушит требования о конфиденциальности информации, лица, права которых нарушены, смогут требовать от него возмещения причиненных убытков.
5. Будут установлены виды лицевых счетов, которые депозитарии и держатели реестра смогут открывать для учета прав на ценные бумаги. Иные виды лицевых счетов будут устанавливаться только федеральными законами. Сейчас виды таких счетов определены в подзаконном акте – Приказе ФСФР России от 29.07.2010 N 10-53/пз-н "О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг", однако в Законе о внесении изменений данный перечень не повторяется полностью.
Так, Приказом ФСФР России от 29.07.2010 N 10-53/пз-н установлена двухуровневая классификация лицевых счетов. Они делятся на три типа:
- эмиссионный счет эмитента;
- лицевой счет эмитента;
- лицевой счет зарегистрированного лица.
Далее среди лицевых счетов зарегистрированных лиц выделяются шесть видов, в том числе лицевой счет владельца, лицевой счет номинального держателя и др.
Закон о внесении изменений скорректирует перечень лицевых счетов следующим образом:
- классификация лицевых счетов перестанет быть двухуровневой;
- для эмитентов не будет предусмотрена возможность открытия и ведения отдельно эмиссионного счета и лицевого счета эмитента – будет открываться казначейский лицевой счет эмитента;
- вместо лицевого счета нотариуса будет открываться депозитный счет.
В переходных положениях Закона о внесении изменений указано, что в течение шести месяцев со дня его вступления в силу эмитенты ценных бумаг, на лицевых счетах (счетах депо) которых учитываются права на выпущенные ими ценные бумаги, обязаны совершить действия, необходимые для зачисления указанных ценных бумаг на лицевой казначейский счет эмитента (казначейский счет депо) либо для внесения соответствующих изменений по лицевым счетам (счетам депо) (п. 5 ст. 6 Закона о внесении изменений).
Еще одним новым видом счетов станет депозитный счет, на котором будет осуществляться учет прав на ценные бумаги, переданные в депозит нотариуса или суда. В Приказе ФСФР России есть указание на лицевой счет нотариуса. На таком счете учитываются права на ценные бумаги, которые переданы в депозит нотариуса. Однако специального счета для учета прав на ценные бумаги, переданные в депозит суда, в настоящее время нет.
Переходными положениями Закона о внесении изменений установлено, что в течение шести месяцев со дня его вступления в силу лица, на лицевых счетах (счетах депо) которых учитываются права на ценные бумаги, переданные в депозит нотариуса или суда, обязаны совершить действия, необходимые для зачисления указанных ценных бумаг на лицевой депозитный счет (депозитный счет депо) либо для внесения соответствующих изменений по лицевым счетам (счетам депо) (п. 4 ст. 6 Закона о внесении изменений).
Только депозитарии смогут открывать следующие виды лицевых счетов:
- счет депо иностранного номинального держателя;
- счет депо иностранного уполномоченного держателя;
- счет депо депозитарных программ.
Счет депо иностранного номинального держателя и счет депо иностранного уполномоченного держателя открываются иностранным организациям, которые соответствуют требованиям подп. 1 и 2 п. 2 ст. 51.1 Закона о рынке ценных бумаг. Данными нормами установлены особенности допуска иностранных финансовых инструментов в Российской Федерации (п. п. 1 и 3 ст. 8.4 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).
На счете депо депозитарных программ учитываются эмиссионные ценные бумаги российского эмитента, размещение и (или) организация обращения которых за пределами РФ осуществляется посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов. Счет депо депозитарных программ может быть открыт только в российском депозитарии, которому открыт счет депо номинального держателя в центральном депозитарии (п. 4 ст. 8.4 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). Правила открытия счета депо депозитарных программ вступят в силу с 1 января 2013 г. (п. 2 ст. 7 Закона о внесении изменений).
6. Будут установлены правила внесения исправлений в записи по лицевым счетам (счетам депо), на которых учитываются права на ценные бумаги. С этой целью Закон о рынке ценных бумаг дополнен статьей 8.5 "Исправительные записи по лицевым счетам (счетам депо)".
В соответствии с данной статьей держатель реестра и депозитарий получат право изменить или отменить запись по лицевым счетам, на которых учитываются права на ценные бумаги, при наличии оснований, указанных в Законе о внесении изменений. К таким основаниям согласно п. 2 ст. 8.5 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции относятся:
- отсутствие поручения (распоряжения) лица, которому открыт лицевой счет (счет депо);
- отсутствие иного документа, являющегося основанием для проведения операции в реестре;
- нарушение условий, содержащихся в таком поручении (распоряжении) либо ином документе (запись, исправление которой допускается).
Данный перечень оснований является исчерпывающим.
Внесение изменений по инициативе регистратора (депозитария) допускается, если он обнаружит ошибку до окончания рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи. Обязательное условие для исправления – лицу, которому открыт лицевой счет, не должны быть направлены отчет о проведении операции или выписка по лицевому счету, отражающая ошибочные данные.
Если же регистратор или депозитарий пропустят соответствующий срок либо направят отчет или выписку по лицевому счету, они смогут исправить ошибку только с согласия лица, которому открыт счет, или иного лица, по поручению или требованию которого в соответствии с федеральными законами или договором могут быть внесены исправительные записи.
Эмитенты
1. Будет предусмотрен еще один случай, когда акционерные общества обязаны передавать ведение и хранение реестра своих акционеров регистратору.
Только регистратор сможет быть держателем реестра владельцев акций акционерных обществ, которые в связи с размещением и (или) обращением акций обязаны раскрывать информацию в соответствии со ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг (абз. 10 п. 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).
Сохранит свое действие правило, согласно которому только регистратор может быть держателем реестра акционеров акционерного общества, если число акционеров превышает 50 (абз. 2 п. 3 ст. 44 Закона об АО).
2. Из Закона о рынке ценных бумаг будет исключена норма о том, что только регистратор может быть держателем реестра, если число владельцев ценных бумаг превышает 500 (абз. 10 п. 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг в действующей редакции). Напомним, сейчас только ведение реестра российских депозитарных расписок может осуществляться их эмитентом-депозитарием независимо от числа владельцев российских депозитарных расписок (п. 22 ст. 27.5-3 Закона о рынке ценных бумаг в действующей редакции). Со вступлением Закона о внесении изменений в силу держателем реестра сможет быть эмитент, даже если число владельцев превышает 500 (при условии, что федеральным законом не установлены иные ограничения).
3. Для российских эмитентов, чьи ценные бумаги размещены и (или) обращаются за пределами РФ посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, установлена обязанность по составлению списка владельцев таких ценных бумаг иностранного эмитента.
Российский эмитент будет обязан не реже одного раза в квартал составлять список владельцев ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении акций российского эмитента, в который необходимо включать сведения о количестве принадлежащих им ценных бумаг этого иностранного эмитента. Владельцы ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении акций российского эмитента, будут должны предоставить всю необходимую информацию для составления указанного списка. При этом лицо, которому открыт счет депо депозитарных программ, обязано предоставить эмитенту указанную информацию, полученную от владельцев ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении акций российского эмитента (п. 13 ст. 8.4 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).
Российский эмитент будет обязан предоставлять данный список по требованию судов, ФСФР России и в некоторых случаях – по требованию следователей или сотрудников органов внутренних дел.
Управляющие
1. В договоре доверительного управления может быть установлено ограничение на осуществление управляющим права голоса (ч. 11 ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). При установлении такого ограничения доверительный управляющий будет обязан сообщить регистратору (эмитенту, если реестр ведет эмитент) информацию об учредителе управления для составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев ценных бумаг (ч. 13 ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).
2. Управляющий получит возможность самостоятельно обращаться в суд с любыми исками в связи с осуществлением им деятельности по управлению ценными бумагами. Это относится, в частности, к искам, право предъявления которых законодательством РФ предоставлено акционерам или иным владельцам ценных бумаг (ч. 14 ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).
Судебные издержки, включая государственную пошлину, будут оплачиваться управляющим за счет имущества, которое является объектом доверительного управления.
Трансфер-агенты
Закон о внесении изменений закрепит на федеральном уровне требования к деятельности трансфер-агентов (ст. 8.1 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). Сейчас требования к их деятельности содержатся в Положении о ведении реестра.
В соответствии с Законом о внесении изменений трансфер-агентами смогут быть только регистраторы, депозитарии и брокеры. Эмитенты, как и теперь, вправе будут выполнять определенные функции трансфер-агентов в отношении ценных бумаг, размещенных самими эмитентами. Закон о внесении изменений определил, какими именно видами договоров должны регулироваться отношения между регистратором и трансфер-агентом: это должен быть договор поручения или агентский договор, а полномочия трансфер-агента должны быть подтверждены доверенностью. Данную доверенность трансфер-агент обязан предъявлять всем заинтересованным лицам.
Законом о внесении изменений также установлено, что срок для проведения операции в реестре (отказа в проведении операции) исчисляется с момента приема трансфер-агентом документов для проведения операции в реестре. Регистратор и трансфер-агент обязаны при взаимодействии друг с другом обмениваться информацией и документами в электронной форме.
Полномочия трансфер-агентов сужены по сравнению с установленными в Положении о ведении реестра. Трансфер-агенты не вправе будут передавать регистратору подлинники документов на совершение операций в реестре и проверять подлинность подписи на распоряжениях.
Документ:
Федеральный закон от 07.12.2011 N 415-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии" |