|
КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее – «Законопроект»)
Законопроект предоставляет возможность проведения ряда процедур, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, в электронной форме.
Законопроект предполагает создание в акционерном обществе системы электронного взаимодействия[1], которая представляет собой совокупность правил, организационных мер и программно-технических средств, включая средства криптографической защиты информации.
О создании системы электронного взаимодействия организатор системы электронного взаимодействия (общество или регистратор) обязан уведомить всех акционеров.
Система электронного взаимодействия призвана обеспечить возможность проведения ряда процедур, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, а именно:
-
направление акционерам сообщения о проведении общего собрания акциoнеров;
-
получение акционерами, обладающими не менее чем 1% голосов, на общем собрании, по их требованию, списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
-
направление акционером в общество предложений о внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, предложений о выдвижении кандидатов на должность единоличного исполнительного органа общества и получение мотивированного решения совета директоров (наблюдательного совета) общества об отказе во включении предложенного вопроса в повестку дня общего собрания акционеров или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества;
-
направление акционером в общество требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров и получение мотивированного решения совета директоров (наблюдательного совета) общества об отказе в созыве внеочередного общего собрания акционеров;
-
получение акционером, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, до проведения общего собрания акционеров биллютеня для голосования и направление его в заполненном виде для голосования в общество;
-
обмен иной информацией между акционером и обществом по поводу проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования.
Необходимо отметить, что для реализации права на участие в общем собрании акционеров в форме заочного голосования путем электронного взаимодействия акционер должен падать на имя организатора системы электронного взаимодействия (общества или регистратора) заявление о присоединении к правилам системы электронного взаимодействия. В случае отказа акционера от присоединения к правилам системы электронного взаимодействия, участие акционера в общем собрании акционеров в форме заочного голосования осуществляется путем направления бюллетеней и иной информации посредством почтовой связи, либо иным установленным уставом общества способом.
БАНКОВСКОЕ ПРАВО
Указание Банка России от 25 июня 2012 г. № 2840-У «О требованиях к управлению операционным риском небанковскими кредитными организациями, имеющими право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций» (далее – «Указание»)
Банком России установлены требования к управлению операционным риском небанковскими кредитными организациями (далее – «НКО»), имеющими право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.
Указание дает определение операционного риска, под которым понимается риск возникновения убытков в результате:
-
нарушения законодательства Российской Федерации и (или) внутренних документов платежной НКО служащими платежной НКО;
-
отказов и (или) нарушений в работе автоматизированных информационных систем и технических средств и (или) несоразмерности (недостаточности) их функциональных возможностей (характеристик) характеру и масштабам деятельности платежной НКО;
-
несоответствия внутренних документов платежной НКО, определяющих порядок и процедуры осуществления переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, характеру и масштабам деятельности платежной НКО и (или) требованиям законодательства Российской Федерации;
-
ненадлежащего уровня квалификации служащих платежной НКО;
-
воздействия иных факторов операционного риска (пункт 1 Указания).
Банком России дан перечень мероприятий управления операционными рисками[2] и рекомендации по их осуществлению (пункты 5 – 5.6.3 Указания), приведены рекомендации по распределению полномочий между органами управления платежной НКО при управлении операционными рисками (Приложение № 2 к Указанию). Кроме того, в Указании установлены требования к содержанию внутренних документов платежной НКО, определяющих порядок управления операционными рисками (пункт 3 Указания).
Внутренние документы платежной НКО, определяющие порядок управления операционным риском, применяемые платежной НКО на день вступления в силу Указания, подлежат приведению в соответствие с требованиями Указания в течение 6 месяцев со дня его вступления в силу.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».
Указание официально опубликовано не было.
КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО
Приказ ФСФР России от 09.02.2012 № 12-7/пз-н «Об утверждении Порядка и условий открытия и закрытия клирингового и торгового товарных счетов, а также осуществления операций по указанным счетам» (далее – «Приказ»)
Установлен порядок взаимодействия организаций, осуществляющих проведение, контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу (далее – «Оператор товарных поставок»), и клиринговых организаций.
Приказ регламентирует порядок и условия открытия клиринговых товарных счетов[3] и торговых товарных счетов[4].
Оператор товарных поставок открывает клиринговый товарный счет и торговый товарный счет и осуществляет операции по этим счетам на основании договора с клиринговой организацией при соблюдении следующих условий:
для открытия торгового товарного счета:
-
заключение договора хранения имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств;
-
получение распоряжения поклажедателя, которое может быть подано как в письменной форме, так и на электронном носителе;
-
предоставление анкеты поклаже-дателя, содержащей информацию о поклажедателе[5];
-
согласие клиринговой организации, указанной в договоре хранения имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств.
для открытия клирингового товарного счета:
-
заключение с клиринговой организацией-поклажедателем договора хранения имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств;
-
предоставление анкеты клиринговой организации - поклажедателя[6];
-
получение распоряжения клиринговой организации - поклажедателя, которое может быть подано как в письменной форме, так и на электронном носителе.
Товарный субсчет (субсчета[7]) открывается на основании распоряжения клиринговой организации при предоставлении документов, предусмотренных внутренним документом Оператора товарных поставок (далее – «Условия оказания услуг оператора товарных поставок), а в случае если между Оператором товарных поставок и лицом, которому открывается товарный субсчет, заключен договор хранения - на основании распоряжения клиринговой организации и документов и информации, имеющихся у Оператора товарных поставок.
Приказ устанавливает порядок осуществления операций по товарным счетам: основания зачисления и списания имущества с торгового и клирингового товарных счетов, а также условия и документы, необходимые для закрытия указанных счетов.
В Приказе содержится обязанность Оператора товарных поставок предоставлять: (i) клиринговой организации выписки и отчеты по операциям, осуществленным по клиринговому товарному счету, товарным субсчетам и торговым товарным счетам по ее требованию; (ii) лицу, на имя которого открыт счет, выписки и отчеты по операциям, осуществленным по торговому товарному счету и по товарному субсчету, по требованию указанного лица. Конкретные сроки предоставления устанавливаются Условиями оказания услуг оператора товарных поставок, но не могут превышать 10 дней с даты направления соответствующего требования.
Закреплено право Оператора товарных поставок приостанавливать операции по товарному счету в случае наличия задолженности поклажедателя по оплате услуг Оператора товарных поставок (с предварительным уведомление не менее чем за 5 рабочих дней до даты приостановления), за исключением совершения операций в целях исполнения обязательств, определенных по итогам клиринга.
Приказом регламентированы действия Оператора товарных поставок в случае наложения ареста на имущество, находящееся на торговом товарном счете или товарном субсчете. В частности, Оператор товарных поставок обязан уведомить о данном обстоятельстве должника, клиринговую организацию, сообщить судебному приставу-исполнителю массу или объем имущества, арестованного по каждому товарному счету и (или) товарному субсчету, и зафиксировать указанное обременение по торговому товарному счету, клиринговому товарному счету и товарному субсчету. При этом наложение ареста на имущество должника не препятствует совершению операций (по распоряжению клиринговой организации), необходимых для исполнения (прекращения) обязательств, допущенных к клирингу на день, когда клиринговая организация получила информацию о наложении ареста, но не позднее дня его наложения.
Приказ официально опубликован не был.
Приказ вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования.
[1] Создание системы электронного взаимодействия является правом, а не обязанностью общества.
[2]К мероприятиям по управлению операционными рисками относятся: выявление операционного риска, оценка операционного риска, мониторинг операционного риска, меры по достижению и (или) поддержанию приемлемого уровня операционного риска, мониторинг эффективности управления операционным риском.
[3] Под клиринговым товарным счетом понимается отдельный банковский счет или отдельный счет депо, или товарный счет на котором оператор товарных поставок учитывает имущество (за исключением денежных средств и ценных бумаг), которое может быть использовано для исполнения и (или) обеспечения обязательств, допущенных к клирингу (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (далее – «Закон о клиринге»).
[4] Под торговым товарным счетом понимается учетный регистр, на котором оператор товарных поставок учитывает имущество (за исключением денежных средств и ценных бумаг) (п. 8 ст. 15 Закона о клиринге).
[5] Перечень информации, которая должна содержаться в анкете, устанавливается Условиями оказания услуг оператора товарных поставок.
[6] Перечень информации, которая должна содержаться в анкете, устанавливается Условиями оказания услуг оператора товарных поставок.
[7] В соответствии с п. 7 ст. 16 Закона о клиринге Оператор товарных поставок при зачислении имущества на клиринговый товарный счет обязан открыть субсчет владельца для учета прав на это имущество.
| |