|
Данными рекомендациями ФАС России предлагает производителям и дистрибьюторам соблюдать определенные требования при установлении контрактных отношений с дилерами и сервисными центрами. В частности, рекомендуется:
-
заключать дилерские договоры как минимум на пять лет с дилерами, инвестировавшими в развитие своего бизнеса «существенные капиталовложения»;
-
приводить письменную мотивировку в случае расторжения дилерских договоров;
-
не создавать дискриминационных условий для дилеров и независимых сервисных центров; а также
-
разработать внутреннюю политику, регламентирующую критерии по отбору дилеров, а также принципы взаимодействия с дилерами.
Следует отметить, что сами по себе рекомендации ФАС России не являются нормативным документом и не накладывают каких-либо обязательств непосредственно на хозяйствующих субъектов. Однако же полномочие издавать рекомендации напрямую предусмотрено в Положении о Федеральной антимонопольной службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331). Таким образом, ФАС России, действуя в рамках своей компетенции, фактически доводит до сведения участников рынка те критерии, которые будут применяться антимонопольными органами в ходе административных расследований в случаях когда предметом рассмотрения станут действия автопроизводителей и дистрибьюторов, направленные на ограничение конкуренции среди дилеров.
Очевидно, рекомендации от 7 сентября 2012 г. отражают стремление ФАС России установить правила игры на конкурентных рынках (одним из которых является рынок автомобилей и автозапчастей) в условиях консолидации, когда крупные игроки могут поддаться соблазну ограничить доступ на рынок более мелким игрокам. Ранее попытку установить правила игры ФАС России предприняла в деле ООО «Ново-Нордиск» по отношению к фармпроизводителям. Можно сказать, что рассматриваемые рекомендации идут в развитие того прецедента (и во многом его повторяют); при этом ФАС России занимает проактивную позицию, делая шаг к предупреждению возможных нарушений антимонопольного законодательства.
| |