|
||||
| ||||
Новости
| ||||
|
Содержимое статьи
Бюджет Европейского Союза представляет собой нормативно-правовой акт, который каждый год позволяет осуществлять законное расходование финансовых средств на деятельность сообществ. Он предусматривает размещение финансовых средств в таком виде, в котором отражаются существующие приоритеты и направления политики сообществ. С течением времени процесс развития бюджета отражает процесс изменения строительства Европы. В 1970 году бюджет Сообщества достигал 3.6 млрд. ЭКЮ (19 ЭКЮ на жителя в год) и почти полностью состоял из сельскохозяйственных отчислений, связанных с проведением общей сельскохозяйственной политикой. Сегодня бюджет Союза составляет 93 млрд. ЕВРО (250 ЕВРО на жителя в год), и направлен на финансирование всего перечня направлений общей политики Европейского Союза: сельское хозяйство, помощь на развитие регионов, расходы на исследование, обучение и образование, международная помощь и сотрудничество с другими странами и др. Несмотря на это расходы в соответствии с бюджетом Союза (выделенным средствам для платежей) составляют лишь 1.1 % совокупного валового национального продукта (ВНП) 15 государств-членов. Более того, только 5 % единого бюджета расходуется на проведение общей политики Сообщества, составление и исполнение бюджета Союза, на осуществление текущего контроля за расходами, одобренными Парламентом и Советом, на применение права Сообщества, а также на функции по управлению Союзом (которое, конечно, должно вестись с использованием 11 различных языков). Как составляется бюджет Европейского Союза Повестка дня 2000: многолетнее финансовое планирование в свете новых приоритетных направлений политики Европейского Союза. Начиная с 1988 года, годовой бюджет Союза составлялся в соответствии со среднесрочными запланированными финансовыми ограничениями (перспективный финансовый прогноз), устанавливающими пределы годовых расходов. В 1999 году часть переговоров по "Повестке дня 2000" проводилась относительно будущих приоритетов Союза, и был принят перспективный финансовый прогноз (охватывающий период с 2000 по 2006 год). Путем установления руководящих принципов на несколько лет этот пакет документов принятый совместно Европейским Парламентом и Советом Европейского Союза способствовал принятию годового бюджета, который неизбежно сам по себе повлек за собой заключение соглашения между Советом и Парламентом (бюджетными институтами Союза). Более того, установленные на несколько лет верхние пределы позволят контролировать совершенствование механизма расходования финансовых средств Европейского Союза. Перспективный финансовый прогноз на 2000 - 2006 годы предусматривает ассигнования на увеличение Союза путем приема стран Центральной и Восточной Европы без подвержения опасности основных приоритетов Союза на настоящий момент. Отчисления государств-членов в европейский бюджет (основанные на ВНП) также зафиксированы относительно их величины в 1999 году. Годовой бюджет: кто принимает решение? Учредительный договор и практика. Договор, учреждающий Европейское Сообщество, с учетом изменений внесенных Амстердамским договором (Статьи с 268 по 280), устанавливает процедуру составления бюджета. Европейская комиссия подготавливает предварительный проект бюджета с учетом предварительно рассчитанных средств на покрытие нужд, а также в соответствии с политическими приоритетами на предстоящий год. Он представляется в Совет, который вносит в него изменения и принимает его, в отношении Совета он становится проектом бюджета. Затем он направляется в Европейский Парламент, полномочия которого зависят от природы расходных статей. В случае обязательных расходов в соответствии с учредительными договорами, а также в соответствии с принятыми с ними актами (40 % расходов составляют расходы на поддержание сельскохозяйственного рынка) Парламент лишь может предложить внесение изменений, а Совет сохраняет полномочия по установлению окончательной суммы; в случае необязательных расходов (60 % расходов) Парламент сам вносит изменения в проект бюджета. После двух чтений, проведенных каждым институтом, Европейский Парламент принимает окончательный бюджет, и его Председатель подписывает его. На практике процедура, регламентированная учредительным договором, расширена различными межинституциональными соглашениями между Парламентом, Советом и Комиссией. Соглашения созданы для совершенствования механизма взаимодействия институтов при принятии годового бюджета, в особенности посредством заключения предшествующих бюджетному процессу соглашений о намерениях по реализации их соответствующих полномочий в соответствии с учредительным договором. Совсем недавно заключенное межинституциональное соглашение было подписано в 1999 году, и в принципе подлежит применению в период с 2000 по 2006 годы. Оно объединяет и дополняет все предыдущие соглашения. Упрощенный план перспективных финансовых прогнозов на 2000 - 2006 (Европейский Союз из 15, цены 1999, ассигнованные средства) (млн. ЕВРО)
Полномочие Европейского парламента как казначея Это важное полномочие позволяет Европейскому парламенту, который принимает бюджет Союза в декабре каждого года, выразить свои политические приоритеты. Бюджет, обеспечивающий ресурсами Союз, которые необходимы ему в следующем году, не вступает в силу до тех пор, пока он не подписан председателем Европейского парламента. Поскольку Люксембуржские соглашения дали Сообществу его собственные ресурсы, Европейский парламент и Совет стали руками исполнительной власти в области бюджетной политики, другими словами они делят полномочия казначея. Парламент имеет решающее слово в отношении расходов, связанных с региональной политикой (Европейский фонд регионального развития), с мерами по борьбе с безработицей особенно среди молодых людей и женщин (Европейский социальный фонд), с программами в области культуры и образования (Erasmus, Socrates и др.), в отношении которых Парламент не колеблется при увеличении в пределах потолка, установленного совместно с Советом и Комиссией. Особенно он имеет тенденцию к увеличению сумм выделяемых на гуманитарную помощь и финансирование беженцев. В отношении сельскохозяйственных расходов Парламент может внести предложения, но решающее слово имеет Совет. Если же Парламент и Совет не придут к соглашению по определению величины расходуемых средств после двух чтений проекта бюджета между маем и декабрем, то Парламент имеет право отклонить бюджет в целом, и тогда процедура должна начаться с самого начала. В заключение, именно подпись Председателя Европейского парламента придает бюджету силу закона. После принятия бюджета, Парламент также осуществляет текущий контроль за его исполнением при помощи Комитета по бюджетному контролю. В особенности это означает, что он постоянно осуществляет текущий контроль за расходованием ассигнований, а также постоянно принимает меры для улучшения механизма защиты, обнаружения и наказания за мошенничество, а также осуществляет проверку результатов финансового воздействия бюджета Сообщества. Каждый год Парламент определяет политическую ответственность Комиссии (Комиссия отчитывается за исполнение бюджета - курс. мой) перед утверждением отчета об исполнении бюджета. Таблица, демонстрирующая прохождение бюджета (2001 финансовый год) во времени с момента подготовки до утверждения отчета об исполнении
|