|
||||
| ||||
Новости
| ||||
|
Одной из проблем в работе хозяйствующих субъектов Российской Федерации при заключении контрактов с резидентами Республики Белоруссия является вопрос о необходимости/отсутствии необходимости производства таможенного оформления товаров ввозимых с территории Республика Белоруссия на таможенную территорию Российской Федерации. Кроме того, принимая во внимание «прозрачность» российско-белорусской границы необходимо также решить, осуществляется либо нет таможенный контроль в отношении товаров ввозимых с таможенной территории Республика Беларусь на территорию России. В настоящей статье дан анализ положений законодательства регулирующих процесс формирования единого таможенного пространства Российской Федерации и Республики Беларусь. В таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное (ст.7 ТК России). Статьей 11 ТК России дано определение понятий применяемых в таможенном деле. Так, в ТК России основные понятия используются в следующих значениях: пп.7) перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом; пп.19) таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. В Соглашении от 6 января 1995 года «О Таможенном Союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» отмечено, что создание единого таможенного пространства будет осуществляться поэтапно. При этом Договаривающиеся Стороны (Российской Федерации и Республика Белоруссия) определили Таможенный союз, как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах: а) наличие единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем: - отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений; - установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли; - формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г.; б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Первый этап. Практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и, прежде всего, отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле в соответствии с Протоколом о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., являющимся неотъемлемой частью Соглашения. При этом, отмена ограничений во взаимной торговле будет происходить на основе применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г. и создания полностью идентичных систем регулирования внешних экономических связей (в том числе тарифного и нетарифного регулирования), а также установления одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран. - Унификация в течение четырех месяцев с даты подписания Соглашения внешнеторгового, таможенного, валютно - финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность, относящегося, в частности, к: - экономическим условиям хозяйствования на основе рыночных принципов, обеспечивающих равные возможности и гарантии для субъектов хозяйственной деятельности государств Договаривающихся Сторон; - ценовой политике; - валютному регулированию и валютному контролю; - экспортному контролю; - недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практике; - интеллектуальной собственности. - Формирование механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе делегирования соответствующих полномочий одной из Договаривающихся Сторон. - Договаривающиеся Стороны организуют работу по унификации национального законодательства, регулирующего экономическую деятельность. Договаривающиеся Стороны обязуются предоставлять друг другу тексты действующих актов, содействовать в разъяснении и уточнении содержания их положений, относящихся к реформированию национальной экономики. - Договаривающиеся Стороны организуют контроль за правоприменительной практикой и обеспечением единообразия осуществления методов: - установления надежных механизмов контроля за недопущением несанкционированного реэкспорта товаров в третьи страны; - осуществления платежно - расчетных отношений по торговым и неторговым операциям на двусторонней и многосторонней основе; - применения единого регулирования внешних экономических связей в отношении третьих стран; - сближения экономических условий хозяйствования; - ведения таможенной статистики внешней торговли; - осуществления надежного таможенного контроля на внешних таможенных границах государств Договаривающихся Сторон. На первом этапе были произведены мероприятия по отмене таможенного контроля на границе Республики Беларусь и Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. N 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь» Правительству Российской Федерации предписано: отменить таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь, обеспечить контроль на этой границе за транзитными грузами третьих стран по специальному плану - графику; осуществить совместно с Белорусской Стороной меры по переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Беларусь на внешние границы Республики Беларусь. 23.06.1995 Правительством Российской Федерации принято постановление N 583 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь"» ((в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.03.2000 N 254, от 22.08.2000 N 619). Постановлением ГТК России предписано отменить таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь. Приказом ГТК России от 19 сентября 2000 г. N 843 «Об утверждении Инструкции о порядке декларирования товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию» утверждена «Инструкция о порядке декларирования товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию». Инструкция определяет форму и порядок декларирования товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Белоруссия, и происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, или происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию, а также перечень сведений, заявляемых в таможенной декларации, необходимых для целей проведения статистического учета и контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров. В пункте 3 Инструкции отмечено, что декларирование товаров, перемещаемых по возмездному договору, предусматривающему оплату этих товаров или получение за них других встречных предоставлений (товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также подакцизных товаров и отдельных видов минерального сырья, за исключением случая, указанного в пункте 5, производится путем подачи в таможенный орган грузовой таможенной декларации (ГТД), заполненной в упрощенной форме в соответствии с порядком, установленным Инструкцией. В остальных случаях декларирование товаров производится путем подачи в таможенный орган письменного заявления лица, перемещающего товары, в котором содержатся сведения, необходимые для таможенных целей. Согласно приказа ГТК России от 07.07.1995 № 443 «Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь» приказано: - не осуществлять таможенный контроль и не производить таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь. - осуществлять таможенный контроль и производить таможенное оформление в пунктах принятия уведомлений и на железнодорожных передаточных станциях на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь товаров третьих стран, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, и товаров третьих стран, выпущенных на территории Республики Беларусь в свободное обращение и ввозимых на территорию Российской Федерации. - отмену таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь осуществлять согласно плану - графику, а также в соответствии с Приказом ГТК России от 21.06.95 N 398 "Об утверждении плана - графика мероприятий, проводимых в связи с созданием Таможенного союза Российской Федерации и Республики Беларусь". Необходимо отметить, что указанный выше приказ ГТК России от 07.07.1995 № 443 «Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь» применяется в части, не противоречащей Таможенному кодексу Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (письма ГТК РФ от 22.01.2004 N 01-06/2109, от 17.02.2004 N 01-06/5794). Анализ законодательных актов, актов органов исполнительной власти по вопросу наличия/отсутствия единого таможенного пространства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь был проведен Верховным судом Российской Федерации. Так, решением ВС Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N ГКПИ 99-881 по гражданскому делу отказано в удовлетворении жалобы Гавриленко Жанны Геннадьевны о признании недействительными абзаца 4 пункта 4 и пункта 5 Указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров". В решении ВС Российской Федерации отмечено, что несмотря на отсутствие таможенного контроля на границе Российской Федерации и Республики Беларусь таможенное оформление товаров и транспортных средств ввозимых с территории Республики Беларусь должно производиться во внутренних таможенных органах Российской Федерации независимо от того произведен ли товар или транспортное средство на территории Республики Беларусь или третьей страны. Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами: - таможенное оформление товаров и транспортных средств ввозимых с территории Республики Беларусь производится во внутренних таможенных органах Российской Федерации независимо от того произведен ли товар или транспортное средство на территории Республики Беларусь или третьей страны. - таможенный контроль на таможенной границе Российской Федерации и Республики Беларусь осуществляется только в отношении товаров, происходящих с таможенной территории Республика Беларусь. P.S. Законодательные акты перечисленные в настоящей статье размещены www.bsm-pravo.narod.ru . |
|
Прочитавших: 4702 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Яна Маламуд стала партнёром Адвокатского бюро «Бартолиус» [636] XII Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run пройдет с 12 апреля по 12 июня 2025 года [496] Legal Run 2025: стартовала онлайн-регистрация на забеги в первых 5 городах [428] |
|