Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Новости


 

Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний.

 

Осознание того, что знания стали важнейшей производительной си­лой, вызвало перемены, подрывающие значимость ключевых эконо­мических категорий и указывающие на необходимость создания новой экономической теории. Распространяющаяся сейчас экономика знаний — это капитализм, пытающийся по-новому определить свои основные категории: труд, стоимость и капитал, и распространяющийся на новые области. В трех главах настоящего эссе делается попытка показать значение этих перемен и обрисовать контуры общества знаний, чьи «зародыше­вые формы» уже вырисовываются достаточно ясно.

13.02.2008, www.ruthenia.ru
      

Человеческий капитал

В экономике знаний всякий труд, будь то в перерабатывающей промыш­ленности или в сфере услуг, содержит растущий компонент знаний. Од­нако знания, о которых здесь идет речь, не являются формализован­ными профессиональными знаниями, приобретаемыми в техникумах и институтах. Как раз наоборот: информатизация повысила в цене именно незаменимое, не поддающееся формализации знание. Растет спрос на знания, основанные на опыте, на сообразительность, способ­ность к ориентации, самоорганизации и нахождению общего языка, иначе говоря на формы живого знания, приобретаемые в обиходном общении, принадлежащие к повседневной культуре.

Как именно трудящиеся будут вкладывать это знание в свой труд, нельзя ни заранее определить, ни предписать. Здесь требуется самоот­дача, то, что на языке менеджеров именуется «мотивацией». Человек должен вкладывать в свой труд не профессионализм, а всего себя. От этого вклада зависит качество результатов его труда. Такое качество не­возможно измерить общей мерой. Его оценка зависит от суждения на­чальника или клиентов. Любой труд все сильнее напоминает в этом от­ношении сферу услуг.

Труд, который начиная с Адама Смита считался общей для всех то­варов основой стоимости, при таких условиях не поддается измере­нию в единицах времени. Уже не потраченное на работу время, а «ком­понент поведения» и мотивация выступают важнейшими факторами создания стоимости. Фирмы рассматривают их как свой «человече­ский капитал». Вопрос о том, как капиталу завладеть человеком цели­ком и сделать его полностью «мобильным», был решен отменой фик­сированного оклада: трудящиеся должны теперь сами стать предпри­ятием и даже на крупнейших заводах (таких, как «Фольксваген» или «Даймлер-Крайслер») вынуждены сами заботиться о рентабельности своего труда. Конкурентная борьба вынуждает их принять давление ло­гики рыночного сбыта за собственную внутреннюю мотивацию. На ме­сто наемного рабочего, получающего зарплату, приходит трудящийся-предприниматель, который сам заботится о своем образовании, по­вышении квалификации, медицинском страховании и т. д. Возникает «человек-предприятие». Место эксплуатации заступают самоэксплуата­ция и самосбыт со стороны «Я-АО», выгодные крупным фирмам — кли­ентам самопредпринимателей.

Капитал знаний

В отличие от человеческого капитала, капитал знаний — вещь отнюдь не новая. Применение знания в качестве капитала существует так же давно, как и промышленный капитализм. Только раньше это примене­ние происходило в основном через использование «мертвого знания», овеществленного в машинах, приборах и процессах.

Однако сегодня капитализация знаний наталкивается на новые гра­ницы. Всякое формализуемое знание может быть отделено от своего материального и человеческого носителя, практически бесплатно раз­множено в компьютерной форме и без ограничений используемо в уни­версальных машинах. Чем шире оно распространяется, тем выше его общественная полезность. Напротив, его товарная стоимость по мере распространения падает, стремясь к нулю: оно становится доступным

всякому в качестве общего достояния. Подлинная экономика знаний была бы коммунизмом знаний, в котором обменные и денежные отно­шения отмирают за ненадобностью.

Поэтому, чтобы можно было продавать знания как товар и исполь­зовать как капитал, их нужно приватизировать и держать под замком. В главе II будет показано, как это трудно, дорого и в конечном счете неосуществимо.

Знания в принципе не приспособлены к тому, чтобы служить това­ром. Затраты на их производство зачастую трудно определить, их сто­имость как товара невозможно измерить общественно необходимым трудом, затраченным на их создание. Никто не может определить, где в социальном контексте начинается и где кончается труд по открытию новых знаний. Он может быть творческой деятельностью, хобби, заня­тием в свободное время. Кроме того, не существует отношения эквива­лентности между формами знаний и содержанием знаний: одно знание невозможно заменить другим. Каждое из них может считаться несрав­нимой уникальной ценностью.

Но как раз эта несравнимость и была в конечном счете использова­на капиталом. Целью частных исследований почти всегда бывает обе­спечение данной фирме монополии знаний, дающей ей монополь­ный доход. Размер ожидаемого дохода при этом куда важнее, чем об­щественная полезность созданного знания. Каждая фирма, вкладывая деньги в дорогостоящие рекламные кампании и инновации, стремит­ся упредить другие в захвате монопольной позиции. Маркетинг и ре­клама порождают символические, эстетические и социальные цен­ности. В соединении с инновациями продукта они оттесняют на за­дний план уже существующие продукты и создают для фирмы рынок, где она на краткое время будет защищена от конкуренции с другими фирмами. Постоянно стремление хоть ненадолго обойти законы рын­ка. Постоянно стремление превратить «грозящее» изобилие в новые формы дефицита и с этой целью придать товарам несравнимую, не­измеримую, уникальную ценность художественных произведений, не имеющих эквивалента и потому предлагаемых на продажу по завышен­ным ценам.

Созданию максимального возможного всеобщего благосостояния предпочитается искусственное создание дефицита. Оно позволяет оптимально использовать капитал. Создание стоимости и создание бо­гатства все более явно расходятся между собой, однако это не решает основных проблем капитализма, применяющего все меньше труда, рас­пределяющего все меньше платежных средств, страдающего от пере­избытка капитала и недостатка платежеспособного спроса, развалива­ющего несущее его общество, затраты на воспроизведение и структу­ру которого он пытается сэкономить, приватизируя и/или сокращая государственные службы, образование, медицинское и пенсионное страхование.

Что такое богатство?

Сейчас все более очевидно, что умножение денег в таком контексте не создает богатства; что прирост экономики, основанный на разграбле­нии общественного достояния и ликвидации общинной жизни, порож­дает нищету, а не благосостояние; что понятие богатства отделяется от понятия стоимости товара и вопрос «что такое богатство?» должен быть поставлен заново. Лишь иная экономика может устранить оковы, которые погоня за увеличением стоимости налагает на удовлетворение человеческих потребностей и раскрытие человеческих способностей.

Именно об этом, в сущности, и идет речь в так называемом анти­глобалистском движении. В нем демонстративно выражается сопро­тивление разрушению общественного достояния, катастрофической «модернизации» пороговых стран, протест против приватизации как знаний, так и его производства, а также общественного достоя­ния в целом. Особенно эффективным и подрывным оказалось уча­стие многочисленных деятелей Движения за «свободные программы» и «хакеров». Они оказывают сопротивление в важнейшей для капита­ла области, а именно в области производства, распространения, обоб­ществления и передачи знаний. Они являются «диссидентами цифро­вого капитализма».

Превосходство создаваемого ими программного обеспечения дока­зывает, что люди наиболее полно раскрывают свой творческий потен­циал тогда, когда, освободившись от необходимости увеличения сто­имости и конкурентной борьбы, могут в свободном сотрудничестве применять свои знания и способности. В их практике обрисовывают­ся те предпосылки, при которых общественные отношения знаний по поводу знаний могли бы стать фундаментом подлинного общества зна­ний. В отличие от общепринятых концепций, знания выступают у них не в виде овеществленного знания, т.е. как сведений и информации, а в виде общественной деятельности, создающей коммуникативные отношения, свободные от господства и подчинения.

Осознание того факта, что не инструментализация и подчинение, а свободное самораскрытие человека со всеми его незаменимыми особенностями стало основной производительной силой, должно, по идее, открыть путь «в новую эру, требующую новых понятийных, куль­турных и этических рамок» (Патрик Вивре).

О родстве науки и капитала

На карту поставлено здесь не только господство, которое прежде имел над людьми капитал посредством машин. На карту поставлена так­же гегемония господствующего научного мышления — конгнитивно-инструментальной рациональности — которая дала технике средства «порабощения и изнасилования» всего сущего (Петер Слотердайк).

Стоит поставить под вопрос инструментализацию всего живого и че­ловечного, как под вопросом оказывается и понимание наукой самой себя и своего социального воздействия. Если общество благодаря но­вому определению понятия богатства заново определит себя в культур­ном и экономическом смысле, дух науки также должен получить новое определение. Ведь наука с древнейших времен была тесно связана с ка­питалом. Она пролагала ему путь, выводя за скобки чувственно воспри­нимаемый мир и интерпретируя действительность как систему, под­чиняющуюся голой логике расчета, мыслимую чисто математически. Обессмысленные, электронно управляемые математические мысли­тельные процессы дали политической экономии возможность преоб­разовать общественные отношения посредством вычислительных аб­стракций. Они создали отрезанный от живого опытного знания, недо­ступный чувствам системный мир. Человек в нем предстает устарелым, не отвечающим новейшим требованиям, неприкаянным существом. Ему требуются химические и электронные протезы, чтобы справить­ся с технической окружающей средой. Проект «искусственный интел­лект/искусственная жизнь» направлен на то, чтобы устранить биоло­гическую ограниченность человека. Первопроходцы искусственного интеллекта — Минский, Моравец, Курцвейль, де Гарис — не скрывают своего презрения к человеческой «машине из плоти». Природа, счи­тают они, наделила вид «человек» способностью отказаться от самого себя в пользу постбиологических форм жизни и разума, и более того: с помощью компьютерной обработки раствориться в космосе в каче­стве бессмертного духа.

То, что пишет Мойше Постоун о «форме капитала», можно отнести и к цели науки: «Ей свойственна мечта о внешней безграничности, фан­тазия свободы как полного освобождения от всякой материальности, от природы. Эта греза капитала становится кошмаром для всего того и для всех тех, от кого капитал пытается освободиться — для нашей планеты и ее обитателей»(2).

Вонон, июль 2004 г.

I. Нематериальный труд

1. «Человеческий капитал»

Мы живем в переходный период, когда существуют одновременно не­сколько способов производства. Промышленный капитализм, ориен­тированный на использование больших объемов овеществленного по­стоянного капитала все быстрее сменяется капитализмом постмодерна,

для которого сущностным является использование так называемого не­материального капитала. Его называют еще «человеческим капиталом», «капиталом знаний» или «интеллектуальным капиталом». Этот пере­ходный период связан с новыми преобразованиями труда. Простой аб­страктный труд, со времен Адама Смита трактовавшийся как источник стоимости, сменился трудом более сложным. Производительный труд, измерявшийся в единицах произведенного продукта за единицу време­ни, сменился так называемым нематериальным трудом, который уже не поддается измерению классическими способами.

В англоязычных странах говорят о возникновении knowledge economy и knowledge society, в немецкоязычных — о Wissensgesellschaft, а у французских авторов мы встречаем capitalisme cognitif и societe de la connaissance. Уже Маркс считал, что знания (knowledge) станут «круп­нейшей производительной силой» и важнейшим источником богатства. «Труд в его непосредственной форме», измеримый и оцениваемый ко­личественно, должен перестать быть мерой созданного богатства(3). Бо­гатство должно зависеть в меньшей степени от «рабочего времени и ко­личества затраченного труда» и в большей — от «общего состояния нау­ки и прогресса технологии». «Непосредственный труд и его количество [исчезают] как определяющий принцип производства», превращаясь все больше в «хотя и необходимый, но подчиненный момент по сравнению с общим научным трудом». «Процесс производства» уже нельзя отождест­влять с «процессом труда».

Здесь любопытна расплывчатость Марксовой терминологии. То он говорит об «общем состоянии науки», то об «общем социальном зна­нии, knowledge», то о general intellect, то об «общих способностях чело­веческого мозга», то о «художественном, научном и прочем образовании индивида», достигаемом благодаря «увеличению свободного времени», образовании, влияющем «на производительность труда». Высвобожде­ние времени «для полного развития индивида» может «рассматриваться с точки зрения непосредственного процесса производства как производ­ство постоянного капитала (capital fixe). Постоянным капиталом являет­ся в этом случае сам человек (capital fixe being man himself)» (с. 599). Идея «человеческого капитала» обнаруживается, таким образом, уже в рукопи­сях 1857—58 годов.

Я указал на расплывчатость Марксовой терминологии, потому что современные тексты по экономике и менеджменту пестрят столь же не­четкими формулировками: «нематериальная экономика», «когнитив­ный капитализм», «знания как важнейшая производительная сила», «на­ука как движущая сила экономики»... Что в точности подразумевается здесь под знаниями и наукой? Приведем две цитаты, несколько прояс­няющие дело: «Сегодня источником стоимости являются интеллект и во­ображение. Знание индивида важнее, чем рабочее время машины. Как носитель своего собственного капитала, человек составляет часть капита­ла предприятия»(4).

В этом примечательном тексте речь идет не о науке и не о научно-техническом знании, а об интеллекте, воображении и живом опытном знании, которые в совокупности и составляют «человеческий капитал». Эта терминология указывает на отход от когнитивизма и слепой веры в науку. Ведь научно-техническое знание принципиально отличается от живого опытного знания. Научно-техническое знание связано с фор­мализованным и объективированным содержанием, которое по опре­делению не может быть собственностью отдельного человека. Одно де­ло — «знать» грамматические правила, а совсем другое — обладать «зна­нием», позволяющим говорить на языке. Чтобы уметь говорить, нужно отказаться от когнитивного подхода к языку. Живое знание состоит из опыта и навыков, ставших интуитивной очевидностью и привычкой. По­нятие интеллекта покрывает целый спектр способностей, от способно­сти суждения и различения до душевной открытости и обучаемости но­вому, включая и способность связывать новое с уже наличным опытным знанием. Поэтому выражение «интеллектуальное общество» — наиболее адекватный перевод английского knowledge society.

А теперь вторая цитата. Это выдержка из текста неопубликованного выступления Норберта Бензеля, начальника отдела кадров в концерне Даймлер-Крайслер:

Сотрудники составляют часть капитала предприятия... Их мотивация и ноу-хау, гибкость, способность к новаторству и ориентация на клиентов — это сырье, из которого создаются новые продукты в виде услуг... Достижения отдельного работ­ника все чаще измеряются не присутствием на предприятии, а достигнутыми целя­ми и качеством результатов... А поскольку при оказании услуг значительную роль играет компонент поведения, то мы все больше учитываем в наших оценках также и социальную и эмоциональную компетентность сотрудника (5).

Бросается в глаза, что речь не идет ни о знаниях, ни о профессиональ­ной квалификации. Для «сотрудников» одного из крупнейших мировых концернов важнейшими качествами оказываются поведение, развитие речи и воображения, а также самоотдача при решении поставленных за­дач. Все эти качества и способности присущи обычно тем, кто занят ин­дивидуальными услугами и нематериальным трудом, не поддающимся ко­личественному измерению, складированию, формализации и тем более овеществлению.


2. Труд - это работа над самим собой, самосозидание

Информатизация промышленного производства все чаще превращает материальный производительный труд в управление непрерывными по­токами информации. Пользователь должен быть постоянно сосредото­чен на управлении этими потоками, выказывая внимание и инициативу, которых от него невозможно потребовать приказом или инструкцией. Он должен сделать субъектом своего труда самого себя, обеспечить про­изводство самого себя, постоянное самосоздание. Коммуникация и коо­перация между пользователями принадлежат к самой сути такого труда. «Результаты обусловлены прежде всего системой и зависят от отноше­ний между индивидами, — пишет Пьер Вельтц. — Решающую роль играет не общее количество труда, затраченное индивидами, а качество и реле­вантность коммуникации, завязывающейся в рамках производственной системы"(6). Труд уже невозможно измерить заранее заданными мерилами и нормами. «Сейчас уже нет возможности объективно определить зада­чу и оценить результат по отношению к поставленной задаче. Результат зависит непосредственно от людей». Для его достижения от людей тре­буется самоотдача. На жаргоне менеджеров это называется «мотиваци­ей». Поскольку способ, которым нужно выполнять задание, не поддается формализации, его нельзя и предписать. Напротив, теперь предписыва­ется субъективность, т. е. как раз то, что пользователь может произвести не иначе, как «вкладывая себя» в задание(7). Качества, которых невозмож­но добиться по приказу — это рассудок, умение справляться с непредви­денными ситуациями, распознавать и решать проблемы. «Затраченное на труд время уже не может считаться мерилом созданной стоимости. Са­мым важным является качество координации»(8).

Поскольку невозможно измерить произведенную индивидом работу и предписать средства и методы, ведущие к запланированному результа­ту, руководители фирм прибегают к «руководству посредством целей»: они «ставят перед сотрудниками цели и предоставляют им самим решать, как этих целей достичь. Работа снова становится службой»(9), servitium, obsequium, какая причиталась сюзерену от вассалов до начала Нового времени(10).

Эти примеры помогают понять высказывания начальника отдела ка­дров Даймлера-Крайслера. Оказание услуг, нематериальный труд стано­вятся господствующими видами труда, а материальный труд, напротив, оттесняется на обочину производственного процесса или просто переме­щается в страны с более дешевой рабочей силой. И хотя без этого труда по-прежнему не обойдешься, а в количественном отношении он продол­жает составлять львиную долю, он тем не менее становится «подчинен­ным моментом» производственного процесса. Сердцем создания стоимо­сти становится нематериальный труд.

Нам важно было показать, что этот нематериальный труд в принци­пе базируется не на научно-технических знаниях исполнителей. Скорее, он коренится в способности общаться и кооперироваться с другими, спо­собности, относящейся к общей культуре и не являющейся предметом обучения. В этом состоит важное различие между работниками ману­фактур или заводов, управлявшихся по тэйлоровской системе, и работ­никами эпохи постфордизма. Первые должны были отбросить свою об­щую культуру, умения и навыки, чтобы подчиниться отупляющему, обол­ванивающему разделению труда с его бесконечным повторением одной операции. Об этом много написано, в особенности у Адама Фергюсона и Эндрю Юра, на которых опирается Маркс в «Капитале»(11). В1950—70 гг. подобное разрушение общечеловеческой компетенции, в особенности у сельскохозяйственных рабочих, повторилось в форме дисциплинарных мер почти тюремной строгости. Нужно было добиться, чтобы работник без вопросов, с регулярностью автомата, подчинялся требованиям про­мышленных агрегатов, задававших скорость и ритм производимых им однообразных действий.

Напротив, работники эпохи постфордизма должны привносить в производственный процесс весь свой культурный багаж, приобретен­ный в играх, командных состязаниях, конфликтах, дискуссиях, в заняти­ях музыкой, через участие в театральных представлениях и проч. Во всех этих занятиях в нерабочее время они развивают в себе живость ума, спо­собность к импровизации и кооперации. Эта их личная сущность на пост-фордистских предприятиях вовлекается в трудовой процесс и эксплуати­руется. Ян Мулье-Бутан называет такое «включение коллективного тру­да в категорию капитала, причем коллективного труда как живого труда, а не как мощи науки и машин» эксплуатацией второй степени. «Работ­ник предстает уже не только обладателем своей привнесенной извне рабочей силы [т.е. определенных за него, вдолбленных работодателем умений], а продуктом самопроизводства, продолжающимся трудиться над самосозданием»(12).

К сходному выводу приходят Мюриэль Комб и Бернар Асп: «Сегодня уже не отдельные трудящиеся усваивают себе «культуру фирмы», а, на­против, фирмы отыскивают во «внешнем мире», в общей человеческой культуре, нужные им умения и способности»(13).

То, что фирмы рассматривают как «свой» человеческий капитал, — на самом деле бесплатный ресурс, «внешняя данность», которая воз­никла сама собой и продолжает производить самое себя. Фирмы лишь присваивают эту способность самосоздания и направляют ее в нуж­ное им русло. Разумеется, этот человеческий капитал не чисто инди­видуален. Самосоздание не возникает на пустом месте. Оно развива­ется на основе общей культуры и общего знания, распространяемых в процессе первичной социализации. Родители и воспитатели, шко­ла и дальнейшее образование участвуют в создании general intellect, они делают доступным знание и информацию, а также умение объяс­нить, понять, найти общий язык с другим, все то, из чего состоит об­щая культура. Однако индивид должен сам усвоить эту культуру и сооб­разоваться с ней. Общество и его составляющие не могут производить самостоятельных субъектов. Они могут лишь создать и воспроизводить рамки, в которых субъекты в ходе своей социализации производят са­мих себя, используя язык и жесты, образцы понимания и примеры по­ведения, принятые в их культуре и обществе. Никакая институция не может за индивида выполнить работу обучения, овладения навыками и становления. Субъект никогда не задан социально; пользуясь выраже­нием, примененным Морисом Мерло-Понти к сознанию, скажем: субъ­ект дан самому себе как существо, которое должно сделать себя тем, что оно есть. Никто не может ни освободить его от этой обязанности, ни принудить к ней.

В следующей главе мы вернемся к этому подробнее. Знания, ставшие важнейшим источником создания стоимости, — это прежде всего жи­вые знания на основе новаторства, коммуникации и постоянно заново импровизируемой самоорганизации. Живой труд знаний не порождает ничего ощутимо материального. Это, особенно в сетевой экономике, — труд субъекта, производящего самого себя как деятельность. Каждый пользователь в сетевом труде постоянно сообразуется с другими, и вво­димые им данные запускают процесс, в котором общий результат инди­видуально введенных данных намного превосходит их сумму. Пьер Леви сравнивает возникающий таким образом коллективный интеллект с «импровизированым полифонным хором»(14), с деятельностью, приспособляющейся к деятельности других, превосходящей и питающей ее и при этом порождающей общий результат, превышающий индивиду­альные возможности участников.

Перед нами отличный пример так называемых положительных внешних эффектов (экстерналий) — коллективных результатов, кото­рые возникают из взаимодействия индивидов и оказывают на это вза­имодействие обратное положительное влияние. Положительные экс­терналий всегда являются общеполезными, приносят пользу каждому из индивидов; предприятие не может производить их по заранее на­меченному плану, их нельзя ни купить за деньги, ни превратить в част­ную собственность. Общее живое знание и бытовая культура относят­ся к положительным экстерналиям(15). Парадигма импровизирующего полифонного хора особенно хорошо приложима к виртуальным сооб­ществам интернета, но является, по крайней мере потенциально, мо­делью для любой интерактивной, сетевой работы. Разделение труда на специализированные и иерархические задачи потенциально устра­нено, и возможным становится овладение и самоуправление средства­ми производства со стороны самих производителей. Таким образом, потенциально отменяется и различие между работниками и овещест­вленным трудом, а также между овеществленным трудом и его продук­том. Ведь средства производства допускают присвоение и могут стать общественным достоянием. Компьютер предстает универсальным и общедоступным орудием, благодаря которому всякое знание и вся­кая деятельность в принципе может становиться общественным до­стоянием. Как раз этот свободный доступ и это обобществление явля­ются одновременно целью и практикой анархо-коммунистических со­обществ, таких как Движение за свободные программы и Свободный интернет. Невольно вспоминается следующий пассаж из «Немецкой идеологии»:

Все прежние революционные присвоения были ограниченными; индивиды, само­деятельность которых была скована ограниченным орудием производства и огра­ниченным общением, присваивали себе это ограниченное орудие производства и приходили в силу этого только к новой ограниченности. Их орудие производства становилось их собственностью, но сами они оставались подчиненными разделе­нию труда и своему собственному орудию производства. [...] При пролетарском присвоении масса орудий производства должна быть подчинена каждому индивиду, а собственность — всем индивидам. Современное универсальное общение не может быть подчинено индивиду никаким иным путем, как только тем, что оно будет под­чинено всем им вместе(16).

В конце этого рассуждения Маркс определяет коммунизм как «устра­нение труда», который «потерял всякую видимость самодеятельности» и при котором индивиды, «лишенные всякого подлинного содержания жизни», стали «абстрактными индивидами».

3. «Тотальная мобилизация» (17)

Растущее значение живого знания вызвало глубочайшие изменения в ха­рактере труда. Деятельность самосоздания стала необходимой гранью всякой нематериальной трудовой деятельности и мобилизует те же спо­собности и те же личные склонности, что и свободная деятельность в не­рабочее время. Комб и Асп пишут:

В этом смысле можно говорить о «тотальной мобилизации» способностей и склон­ностей, включая чувства и эмоции [...]. Отныне мы уже не знаем, когда мы находим­ся «вне» работы и чего от нас работа может потребовать. В предельном случае уже не субъект присваивает себе труд, а труд присваивает себе субъекта [...]. Какой бы жалкой и бессмысленной ни была деятельность, какими бы презренными и достой­ными осмеяния ни были ее цели, она требует интеллектуальной и эмоциональной энергии индивида, его «виртуозности», того, что в его собственных глазах состав­ляет его ценность. Однако если на работе мы проявляем свою художественную виртуозность, мы уже не можем «саботировать» эту работу, не вызывая презрения у самих себя и окружающих. Как может при этих условиях функционировать эко­номика нематериального, не подчиняя индивидов новой форме добровольного рабства? Как нам избежать того, чтобы вкладывать свое достоинство в недостой­ную работу?(18)

Во всяком случае, сейчас все крупные фирмы знают, что в рамках от­ношений найма не приходится ожидать от работников полной иденти­фикации со своей задачей. Уже сам тот факт, что наем — это договор меж­ду двумя сторонами, свидетельствует о том, что эти две стороны различ­ны, как различны и их интересы. В договоре найма скрыты потенции эмансипации, поскольку он ограничивает права работодателя и сводит обязанности наемного работника к выполнению определенной задачи. Тем самым проводится граница между сферами работы и личной, част­ной жизни.

Поэтому крупные фирмы стремятся превратить отношения трудового найма в отношения участия, предлагая незаменимым работникам фондо­вые опционы, — участие в капитале и прибылях фирмы. Однако это ре­шение имеет лишь ограниченный эффект. Чем больше труд апеллирует к дарованиям сотрудника, к его способности продуцировать самого себя, к тому, что придает «ему ценность в его собственных глазах», тем больше эти способности стремятся выйти за рамки реализации лишь в пределах поставленной задачи. Работник будет постоянно стремиться доказать се­бе, что он стоит больше того, что делает на работе. Он захочет проявить свои умения во внерабочей или побочной рабочей деятельности, кото­рую будет считать самоцелью. Так журналисты пишут книги, рисоваль­щики из рекламных агентств — картины, а компьютерщики проявляют свою виртуозность как хакеры и создатели свободных программ. Им важ­но спасти свою честь и не «продать душу». Чтобы спасти хотя бы часть своей жизни от тотального утилитарного применения, «работники не­материального труда» начинают приписывать своим игровым, спортив­ным, культурным и общественным занятиям, в которых самосоздание яв­ляется самоцелью, большую важность, чем работе. Ален Лебоб сформули­ровал эту ситуацию в двух предложениях: «Самые блестящие выпускники университетов отказываются работать с полной отдачей. Они делают то, что от них требуется, однако свою душу хранят для себя и довольствуются тем, чтобы производить ожидаемое хорошее впечатление»(19).

4. Появление «самопредпринимателя» (self-entrepreneur)

Окончательное подчинение самосоздания капиталу натыкается на непре­одолимую границу до тех пор, пока сохраняется различие между индиви­дом и предприятием и пока рабочая сила может сопротивляться своей полной мобилизации на нужды предприятия. Стоит указать на эту грани­цу, чтобы тут же увидеть и возможность ее устранения: нужно лишь устра­нить различие между субъектом и предприятием, между рабочей силой и капиталом. Личность должна стать для самой себя предприятием, она должна сама рассматривать себя как рабочую силу, как постоянный капи­тал, требующий непрерывного воспроизводства, модернизации, расши­рения и утилизации. Она уже не подчинена внешнему принуждению, на­против, она превратилась в собственного производителя, работодателя и продавца, и вынуждена принять на себя все принуждение, необходимое для выживания и конкурентоспособности предприятия, которым она яв­ляется. Короче говоря, нужно устранить отношение наемного труда.

Именно об этом и шла речь в выступлении Норберта Бензеля, назы­вавшего «сотрудников» завода «предпринимателями». Они предпринима­тели не только потому, что стремятся к намеченным результатам, но и — прежде всего — потому, что сами управляют своей рабочей силой, высту­пающей как их постоянный капитал, независимо от занимаемого ими места в иерархии. Отношение найма должно исчезнуть, заявляли в нача­ле 1990-х годов Чарльз Хэнди и Уильям Бриджес. Должны остаться лишь индивидуальные предприниматели, оказывающие индивидуальные услу­ги. Каждый работающий человек должен сам отвечать за свое здоровье, свою мобильность, свою способность приноровиться к меняющимся ме­стам работы, как и за повышение уровня своих знаний. Люди должны управлять всей своей жизнью как человеческим капиталом, постоянно инвестировать в него средства путем курсов повышения квалификации и понимать, что продажная цена их рабочей силы зависит от того бес­платного, невидимого и добровольного труда, посредством которого они все время заново производят самих себя.

Крупная фирма сохранит теперь лишь небольшое ядро постоянных сотрудников с полным рабочим временем. Остальную часть «их» персо­нала — в 100 крупнейших американских фирмах она составляет 90 процен­тов — составляет меняющаяся масса внешних сотрудников с частичной, домашней или удаленной занятостью, действительно или по видимости самостоятельных, но при этом высококвалифицированных специали­стов. Держа таким образом большую часть рабочей силы на расстоянии, фирма может сэкономить часть производственных затрат. Расходы на по­вышение квалификации, медицинское и пенсионное страхование внеш­ние сотрудники должны частично или полностью оплачивать сами. Фир­ма покупает их услуги, обговаривая цену, которая действительна только для данного сотрудника, и сводит исполнителей в отношения конкурен­ции. Работодатель обеспечивает себе возможность значительно изме­нять требуемый от сотрудников объем работы, не заботясь о законном рабочем времени и не мучаясь с увольнениями, набором новых сотруд­ников или возмещениями.

Будущее принадлежит самопредпринимателям. Их процент среди трудящегося населения стремительно растет в Великобритании, Италии и Швеции. Исследовательский фонд Немецкого объединения профсо­юзов (DBG) предлагает объединить самопредпринимателей в организа­ции, сходные с профессиональными союзами или союзами работодате­лей(20), чтобы дать им возможность отстаивать свои тарифы.

5. Жизнь - это бизнес

Такое самопредпринимательство ведет к тому, что человек целиком и вся его жизнь превращаются в труд, сбываются на рынке. Жизнь становит­ся «самым дорогим капиталом». Граница между частной жизнью и рабо­той размывается, причем не потому, что рабочая и нерабочая деятель­ность требуют одних и тех же умений, а потому, что вся жизнь оказыва­ется в плену экономического расчета и стоимости. Всякая деятельность должна допускать превращение в бизнес и, как пишет Доминик Меда, «отношение к самому себе и к другим мыслится исключительно в модусе денег»(21). Томас Аклемайер пишет:

На фоне проникновения неолиберальной утопии даже в массовую культуру [...] уже не только люди на руководящих постах оказываются перед требованием превратить свою жизнь в предприятие («Я-АО»). [...] Приставка «само-» становится важнейшим требованием к новой основной форме рабочей силы: самоуправление, самоорга­низация, самостоятельная ответственность, самоэкономизация, самоинтеграция и т. д., все это в сочетании с активным самосбытом посредством перформативных стратегий саморекламы (22).

Самопродажа и даже самоотчуждение красноречиво воспеваются Пье­ром Леви:

В будущем все будут торговать. [...] Все непрерывно заняты превращением всех сто­рон жизни в бизнес: сексуальность, брак, зачатие, здоровье, красота, идентичность, познание, отношения, идеи [...]. Мы уже не можем точно сказать, когда мы рабо­таем, а когда нет. Мы постоянно заняты проворачиванием разнообразных сделок [...]. Даже наемные работники становятся индивидуальными предпринимателями, управляющими своей карьерой, как маленькой фабрикой [...], постоянно готовы­ми приспособиться к новейшим тенденциям. Человек становится фабрикой [...]. Ни семья, ни нация не могут устоять перед этой тенденцией (23).

Самопродажа распространяется на все области жизни, все измеряет­ся в деньгах. Логика капитала, жизни, превратившейся в капитал, под­чиняет себе все сферы деятельности, в том числе и те, в которых само­создание изначально было бесцельным проявление энергии, порождаю­щим наилучшее развитие человеческих способностей. Вот как Пьер Леви пропагандирует тотальное подчинение самосоздания категориям рынка: «Наиболее полное «развитие личности» имеет следствием большую эмо­циональную устойчивость и контактность, а также к лучший контроль за интеллектом, что влечет и лучшие экономические результаты» (там же).

По крайней мере, так видят будущее труда неолибералы: устранение наемного труда, ставшее общим правилом самопредпринимательство, превращение всего человека и всей жизни в «капитал», с которым каж­дый себя полностью идентифицирует.

Этот взгляд пренебрегает не только ненадежностью и необустро­енностью существования, прерывностью, рисками, которые на со­временном этапе будут сопровождать всякую трудовую деятельность, как наемную, так и так называемую самостоятельную. Он умалчивает о том, что самостоятельные работники в большинстве случаев зависят от одного-единственного или от очень немногих крупных концернов, и эти концерны подчиняют их чередованию периодов гиперактивно­сти с периодами безработицы. Он молчит и о том, что частные клиенты, которым самостоятельные работники продают свои услуги, сами подвержены всякого рода риску и очень редко обладают постоянной платежеспособностью.

Однако дело даже не в этом. Главной аксиомой либеральных защитни­ков общества без наемного труда является утверждение, что вместе с от­ношением найма исчезнет и безработица. Если кто-то и окажется без­работным, то только по причине недостаточной продаваемости своих знаний — недостаточной «нанимаемости». Такие люди сами должны по­заботиться об улучшении этого положения. Для этого служат тайм-ауты, паузы и перерывы в трудовой деятельности, а также все увеличивающе­еся «свободное время». Workfare(24) в блэровском варианте, распростра­нившаяся постепенно и на другие страны, отменяет пособие по безрабо­тице, превращая его в «пособие на поиск работы», причем «поиск рабо­ты» сам становится обязательной и требующей усердния «работой». При этом подразумевается, что безработный обязан приобретать знания, бо­лее востребованные на рынке, чем те, которыми он уже обладает. Само­создание становится таким же «job», как любая другая работа.

Тотальная мобилизация личности как «человека-работника» поощря­ется, таким образом, и на государственном уровне. Однако успехи этой политики в борьбе с безработицей, ненадежностью существования и пре­рывностью трудовой занятости остаются весьма скромными. И это неу­дивительно: ведь главная ее цель — усилить господство капитала над тру­дящимися и внушить людям, что они сами виноваты в том, что остались без работы — более того, что рабочее место нужно им самим для самоува­жения, однако они просто сами не умеют его заслужить.

Однако не все позволяют заморочить себе голову. Мощное давление, оказываемое власть имущими на трудящееся население с целью сохра­нить фикцию сохраняющегося общества труда, в котором «кто не рабо­тает, тот не ест», вызывает сопротивление и обратное давление. Требо­вание достаточного и безусловного «пособия на существование» распро­страняется с 1995 года удивительно быстро. Оно должно не только помочь всем справиться с прерывностью, ненадежностью, разнообразными па­узами в трудовой занятости. Оно должно также дать людям формы само­деятельности, социальное и культурное значение которых не измеряет­ся в экономических категориях.

6. Две концепции пособия на существование

На самом деле параллельно существуют две концепции пособия на су­ществование, причем иногда даже у одних и тех же авторов. Некоторые видят в нем способ спасти жизнь от товарных отношений и тотального превращения себя в стоимость. Другие, наоборот, понимают его как необходимую компенсацию за нерабочее время, которое, будучи временем на самосоздание, значительно повышает производительность труда. Эта вторая концепция содержит опасную ловушку. Поскольку она исходит из того, что капиталистический процесс производства получает пользу от всех способностей, профессиональных знаний и ресурсов человека, то она рассматривает жизнь в целом как производство постоянного чело­веческого капитала. Таким образом, вся деятельность человека, направ­ленная на производство самого себя, сводится к экономическим целям. Поскольку все люди вносят свой вклад в общественное производство уже тем, что живут в данном обществе, они заслуживают, чтобы этот их вклад был оплачен пособием на существование.

Эта концепция не просто учитывает факт тотального использования человека в трудовом процессе, она этот факт легитимирует. Ведь если по­собие на существование «оплачивает» невидимый труд как источник про­изводительности видимого труда, то общество вправе требовать, чтобы этот незримый труд действительно как можно эффективнее способство­вал увеличению продукта. Тем самым мы остаемся на уровне трудовой ценности и продуктивизма. За капиталом признается право требовать, чтобы люди развивали свои способности именно так, как это непосред­ственно выгодно предприятию и чтобы — как предписывается, в частно­сти, «Договором о мультиактивности» (т. наз. Rapport Boissonat)(25) — ка­питал имел право это развитие контролировать.

Пособие на существование приобретает смысл «покушения на цен­ность труда» (Комб и Асп) только в том случае, если оно ничего не возна­граждает и ничего не требует. Напротив, его функция — ограничить сфе­ру создания экономической стоимости и позволить расширение видов деятельности, не производящих ничего, что можно купить, продать или обменять на другой товар, т. е. ничего, что имело бы (в экономическом смысле) стоимость.

Пособие на существование должно избавить самосоздание от эконо­мического принуждения и облегчить развитие личности вне сферы про­дуктивной для капитала целесообразности. Только способности, разви­тие которых является самоцелью, только бесполезная культура позволяют обществу поставить под вопрос происходящие в нем изменения и допы­тываться их смысла.

В наступающей экономике знаний основной конфликт состоит в ан­титезе между полной инструментализацией всех человеческих способ­ностей, с одной стороны, и тем абсолютным, вне всякой заранее заданной мерки, расцветом творческих способностей человека, о котором говорил Маркс, с другой. На карте стоит не больше, не меньше, как пра­во всех на неограниченный свободный доступ к не являющимся ничьей собственностью коммуникативным формам распространения знаний и культуры.

П. «Нематериальный капитал»

1. Кризис понятия «стоимости»

Выражение «экономика знаний», если только это не чистая метафора, означает фундаментальные изменения экономической системы. Оно указывает на то, что знания стали основной производительной силой, и что, следовательно, основные продукты общественной деятельно­сти — уже не кристаллизованный труд, а кристаллизованные знания. Кроме того, оно означает, что меновая стоимость материальных и не­материальных товаров зависит в конечном счете не от количества со­держащегося в них совокупного общественного труда, а в первую оче­редь от содержания в них знаний, информации и интеллекта. Уже не измеримый единой мерой абстрактный общественный труд, а содержа­ние знаний становится важнейшей общественной субстанцией всех то­варов, основным источником стоимости и прибыли, а следовательно, по мнению многих авторов, основной формой труда и капитала.

Знания, каковы бы они ни были, не могут, в отличие от совокупно­го общественного труда, быть переведены в абстрактные единицы и из­мерены с их помощью. Они не сводятся к определенному количеству абстрактного труда как его результат, продукт или эквивалент. Поня­тие «знаний» охватывает широкий спектр разнородных способностей, способностей, не измеримых общей мерой. Таковы сообразительность, интуиция, художественные способности, образованность, обучаемость и умение приспособиться к неожиданным ситуациям. Эти способности, в свою очередь, требуют разнообразных знаний, талантов и навыков.

Разнородность так называемой «когнитивной» трудовой деятельно­сти и ее продуктов, а также обуславливающих ее форм знания, дела­ет величину и соотношение стоимости товаров в значительной мере непредсказуемыми. В таблицах расценок на труд полно противоречий. Унифицировать и стандартизировать все параметры труда невозмож­но. Это видно по безуспешным попыткам пересчитать их качественное измерение в количественное, или провести мелочное нормирование до секунды, не способное учесть требуемое «коммуникативное» качество оказываемой услуги.

Невозможность измерить труд ведет к невозможности измерить сто­имость. Когда общественно необходимое время на производство про­дукта неопределимо, это неизбежно влияет и на меновую стоимость продукта. Все более качественный и все менее измеримый характер труда ставит под вопрос релевантность понятий «прибавочный труд» и «прибавочная стоимость». Кризис измерения стоимости заставляет пересмотреть саму сущность этой категории, а тем самым и систему эквивалентностей, на которых основывается товарный обмен.

В экономическом смысле «стоимость» по-прежнему означает мено­вую стоимость товара по отношению к другим товарам. Она относитель­на по самой своей сути и отвечает не на вопрос «Что есть стоимость?», а на вопрос «Сколько это стоит?». «Стоимость» обозначает различные количества различных товаров, за которые можно выменять опреде­ленное количество какого-то определенного товара, т. е. отношение эк­вивалентности. Она превращает каждый товар в нечто, что можно об­менять на все остальные товары в определенных пропорциях, опреде­ляемых отношением эквивалентности.

Само отношение эквивалентности выражается в единицах особого товара, служащего мерилом: денег. Стоимость денег, как и прочих това­ров — всего лишь меновая стоимость, их так называемая «покупатель­ная способность». Таким же образом стоимость товара «рабочая сила» равна стоимости товаров, на которые трудящийся может ее обменять — «покупательной способности» оплаты, которую он получает за реализа­цию своей рабочей силы(26).

Понятие стоимости в экономическом смысле как меновой стоимо­сти применимо лишь к товарам — к предметам и услугам, произведен­ным с расчетом на обмен. То, что не произведено человеческим трудом, и тем более то, что не может быть произведено или обменено, а также не предназначено для обмена, не имеет экономической стоимости. Это касается, например, природных ресурсов, которые нельзя ни произве­сти, ни сделать собственностью, ни «оценить». В принципе это верно также для всеобщего достояния, которое, как, например, культурное наследие, не может быть ни распределено между собственниками, ни обменено на что-то другое. Конечно, можно завладеть природным или культурным общественным достоянием. Достаточно приватизировать возможности доступа к нему, чтобы заявить свои права на этот доступ. В таком случае общественное достояние превращается в псевдотовар, обеспечивающий доход продавцам доступа к нему. Мы еще увидим, что контроль над доступом — это основной способ превращения нематери­альных предметов в псевдокапитал.

Эти предварительные замечания дают нам возможность перейти те­перь к вопросу о «стоимости» живого знания и формальных познаний. Живое знание — существенный компонент культурного наследия. Оно охватывает повседневные навыки и умения, на основе которых выстраи­ваются профессиональные, имеющие стоимость компетенции, представ­ляющие из себя так называемый «человеческий капитал» работников.

В отличие от живого знания, научно-технические знания поддаются формализации. Эти знания можно отделить от их живого носителя, рас­пределить и передать во всеобщее использование. Кроме того, они соз­даются во «всеобщем общении» (Маркс), посредством взаимодействия и коммуникации между исследователями, учеными и техническими ис­полнителями. Еще Томас Джефферсон говорил, что это знание не пред­назначено для того, чтобы быть частной собственностью.

Кроме того, его рыночный сбыт наталкивается на следующее препят­ствие: формализованные знания невозможно свести к общей измеримой общественной субстанции стоимости, без чего невозможно определить для них отношение эквивалентности. Невозможно представить себе ры­нок формальных знаний, на котором они продавались бы по меновой стоимости. Поскольку их невозможно измерить в величинах стоимости, оценка их представляет такие же сложности, как и оценка произведений искусства.

Невозможность выразить формализованное знание в абстрактных единицах стоимости вынуждает капитализм знаний к фиктивной и чи­сто умозрительной оценке «капитала знаний». Ведь он в принципе не мо­жет обращаться со знанием и его функционированием иначе, чем с капи­талом. Он не может отказаться от оценки, подсчета и присвоения этой производительной силы, не сводимой к категориям политической эко­номии. Поэтому для капитала чрезвычайно важно «капитализировать» знание, чтобы оно отвечало важнейшим условиям, при которых капи­тал существует и функционирует как капитал, а именно: знание должно экономить больше труда, чем стоило его приобретение; труд его реали­зации должен контролироваться капиталом; оно должно стать исключи­тельной собственностью фирмы, которая реализует его в своих матери­альных или нематериальных товарах.

Но прежде чем разобраться, как именно формализуемые знания и жи­вое знание могут функционировать в качестве нематериального капита­ла, нам нужно точнее определить различие между тем и другим.

2. Живое знание, стоимость и капитал

Живое знание — это прежде всего практическое умение, способность, не обязательно включающая в себя формализуемые и систематизируе­мые знания. Большая часть живых, воплощенных умений никак не может быть формализована. Их нельзя преподать, им обучаются на прак­тике, так сказать, в школе жизни. Они возникают благодаря способно­сти субъекта работать над собой и создавать самого себя, и передаются таким же образом. Это относится как к спорту, так и к ручным умени­ям и искусствам. При настоящем овладении подобное умение так входит в плоть и кровь человека, что он не может вспомнить, как мог когда-то этого не уметь.

То же относится к неписаным законам социальной деятельности и че­ловеческих отношений. Здесь применяются неписаные правила обихода, не требующие осознания и формализации и подобные в этом граммати­ческим правилам языка. Всякая разумная педагогика должна учитывать, что путь от знания, умения, навыка к познанию имплицитных законов, правил и приемов намного короче, чем обратный путь. Например, тот, кто станет учиться языку, изучая грамматику, должен пройти долгий путь, прежде чем сможет говорить на этом языке. Напротив, тот, кто практи­чески говорит на языке, без труда может выучить грамматические прави­ла, задав себе вопрос, как функционирует тот язык, на котором он умеет говорить, не зная правил.

Культура тем богаче, чем с большей легкостью общее знание, из ко­торого она соткана, способно интегрировать новые научно-технические открытия и превращать их в живое опытное знание. И напротив, культу­ра тем беднее, чем в большей степени общество превращает общее зна­ние в формализуемые и систематизируемые познания. Во 2-ой половине XX века большая и все большая часть обиходного знания — того, которое Иван Иллич называл «народным», — была превращена в сертифициро­ванные профессионализированные знания, с целью превратить их в под­дающиеся тарификации услуги. Рост профессионализации дисквалифи­цировал навыки и отношения, основанные на обиходном знании, и заме­нил их профессиональным трудом с его свойствами товара.

Однако профессионализации не удается превратить все применяемые специалистами формы знаний в формальные сведения и приемы, отра­женные в законе. Довольно значительный остаток не поддается форма­лизации. Продукт профессионального труда остается отмеченным лич­ностью произведшего его работника в той мере, в какой результат труда не сводится целиком к выученным и формализуемым познаниям. В са­мом деле, этот результат — реализация знаний в единственной форме, в которой их можно объективировать, а именно в виде действия, в кото­ром эти знания проявляются. Производство же подобных действий с не­обходимостью включает в себя компонент самосоздания и самоотдачи. Это совершенно очевидно в профессиях, непосредственно работающих с людьми (образование, здоровье, социальная работа), а также в художе­ственных сферах, таких как мода, дизайн и реклама.

Следовательно, измерить стоимость труда тем труднее, чем сильнее в нем компонент самоосуществления и самоотдачи, чем в большей сте­пени несравнимый личный характер произведенного труда придает ему стоимость, не исчерпывающуюся меновой. Крайний случай — когда личное умение превосходит норму профессиональной компетентности и предстает искусством, а его реализующий — виртуозом. Его имя оказы­вается сравнимо с маркой или фирмой. Поскольку его достижения не поддаются измерению и сравнению, они становятся источником моно­польных доходов.

Формы общего знания, активизируемые в нематериальном труде, су­ществуют лишь в живой практике и благодаря ей. Они не были приобре­тены или созданы в расчете на их применение в определенной работе. Их нельзя ни отделить от производящих работу членов общества, ни из­мерить в денежном эквиваленте, ни купить, ни продать. Они возникают из обиходного опыта общественной жизни и не могут быть приравне­ны к постоянному капиталу. Кристиан Марацци говорит по этому пово­ду в своей новаторской работе о «новом постоянном капитале», у которо­го отсутствуют традиционные признаки. Его нельзя присвоить, он неде­лим, не поддается количественному измерению и локализации. «Другими словами, новый постоянный капитал состоит из всей совокупности об­щественных и личных отношений, из тех способов, которыми произво­дится и воспринимается информация, которая сперва должна накопить­ся в рабочей силе, чтобы ее можно было затем активизировать в ходе производственного процесса»(27). Я бы добавил: не только в ходе, но и по­мимо производственного процесса. Этот «новый постоянный капитал» не представляет из себя аккумулированный труд и не может принимать форму стоимости. Он является общественным по самой своей сути, об­щим для всех.

3. Формальное знание, стоимость и капитал

Вопрос о соотношении формального и живого знания представляется важнейшим как с социальной, так и с культурной точки зрения. Можно ли согласовать научно-технические знания с живым опытным знанием и интегрировать их в общую культуру? Или они, вместо того, чтобы обо­гащать и питать эту культуру, напротив, ведут к ее отмиранию? Ответ за­висит одновременно от направления и содержания производства этих знаний, и от способности общей культуры к их осмыслению.

Но историю индустриализации можно прочитать, в частности, как историю все более глубокого расхождения между общей культурой и раз­витием научно-технических знаний. Системный характер этого расхо­ждения ясно виден в истории мануфактуры и «автоматической фабри­ки», которую рисует Маркс в Капитале (т. I, гл. 12—13) с многочисленны­ми ссылками на Адама Фергюсона, Эндрю Юра и Уильяма Томпсона. Там находится, в частности, следующая цитата из Томпсона: «Человек науки отделяется от производительного рабочего целой пропастью, и наука, вместо того чтобы служить в руках рабочего средством для увеличения его собственной производительной силы, почти везде противопостав­ляет себя ему. [...] Познание [knowledge] становится орудием, которое способно отделиться от труда и выступить против него враждебно» (28). Из Фергюсона Маркс цитирует следующую формулировку: «И самое мыш­ление в этот век разделения труда становится особой профессией» (29). Со­гласно Марксу, как независимая от труда производительная сила, постав­ленная на службу капиталу,

наука [...] посредством машины воздействует [на рабочего] как чуждая сила, как сила самой машины. Присвоение живого труда посредством овеществленного труда [...], которое заложено в понятии капитала, в производстве, основанном на маши­нах [...] положено как характер самого процесса производства. [...] Рабочий высту­пает как излишний, если только его деятельность не обусловлена потребностью [капитала]. Он лишь живое приложение к машине(30).

Следовательно, научно-техническое знание, как господство над жи­вым трудом и подчинение его машине, не только с самого начала нахо­дится на стороне капитала, оно является средством, с помощью которо­го постоянный капитал выколачивает прибавочный труд. Обладатели этого знания, инженеры, явно стоят идеологически на стороне капита­ла. Они обладают властью приказывать. Они представляют работодате­ля и отвечают за управление капиталом и его использование. На этом этапе формализуемое знание находится «в голове» «офицеров производ­ства», а также в материальных средствах производства, как сила, господ­ствующая над трудом(31). Это знание еще не существует как «нематериаль­ный» капитал, который отделен и отделим от своего носителя и может быть произведен помимо него.

Решающий шаг в направлении самостоятельного производства зна­ния и его «капитализации» был сделан в 1880 г., когда Карл Дуйсберг, ди­ректор фирмы «Байер», провел индустриализацию исследовательской работы на химическом производстве. При этом производство формаль­ного знания было подчинено тому же иерархическому разделению тру­да, фрагментации рабочих задач и отделению интеллектуального труда от физического, что и в производстве самой продукции. Цель была той же самой: воспроизвести в сфере производства знаний тройное отчуж­дение, которое позволило капиталу с помощью мануфактур разорить са­мостоятельных ремесленников и сделать отношения найма всеобщими. Тогда у трудящихся были отняты средства труда, их власть над условиями и способами работы, а также власть над продуктами труда. Средства тру­да стали исключительной собственностью капитала, он стал определять труд и трудовые отношения и присваивать себе продукты производства. Но в индустрии знаний продукты сами по себе не являются товаром. Научно-технические и формальные знания производятся не ради их ме­новой стоимости, а ради того, чтобы придать стоимость товару — напри­мер, лекарству — в котором воплощается знание. Их потребительская стоимость несомненна, но их денежная стоимость так же непредсказу­ема, как успех исследований и расходы на внедрение. Как пишет Энцо Руллани:

Ни марксистская, ни либеральная (ныне господствующая) теория стоимости не в состоянии объяснить процесс превращения знания в стоимость. [...] Действитель­но, затраты на производство знания крайне неопределенны (...) и, прежде всего, они принципиально отличны от затрат на его воспроизводство. Как только про­изведен первый экземпляр, необходимые затраты на воспроизводство других стре­мятся к нулю (если знание подлежит кодификации). В любом случае, эти затраты не сопоставимы с изначальными.(32)

Разумеется, эти замечания особенно применимы к знаниям, получив­шим вид компьютерных программ. Их разработка и перевод на цифро­вой язык зачастую стоят дорого, в то время как воспроизводиться про­граммное обеспечение может почти бесплатно в практически неограни­ченных количествах. То же самое было верно и для фармацевтического производства Дуйсберга. Таблетки того или иного лекарства могут про­изводиться в неограниченном количестве, и затраты на их производство в конечном счете невелики, независимо от того, сколь дорого обошлась разработка действующего вещества. Поэтому и следующее замечание Рулани можно применить к любому товару, где затраты на производство от­дельной единицы крайне незначительны, а материальная субстанция — лишь малоценный носитель нематериального, интеллектуального, худо­жественного или символического содержания, как, например, в случае генетически модифицированных семян:

Таким образом, меновая стоимость знания целиком зависит от практической воз­можности ограничить его свободное обращение, т. е. юридическими (патенты, авторские права, лицензии, контракты) или монополистскими способами ограни­чить возможность копировать, подражать, «перепридумывать», перенимать знания других. Иными словами, стоимость знания не является продуктом естественной редкости, но вытекает исключительно из тех ограничений доступа к знанию, кото­рые устанавливаются институционально или явочным порядком. Конечно, этим ограничениям удается лишь временно затормозить копирование, переоткрытие и вторичное овладение потенциальными производителями. Но в целом редкость знания проистекает из способности «власти», какого бы характера она ни была, временно ограничить его распространение и регламентировать доступ к нему(33).

Это отчасти объясняет, почему и в каком отношении «когнитивный капитализм функционирует иначе, чем просто капитализм». Прежде все­го он должен найти адекватный ответ на совершенно новую ситуацию. Знания — его основная производительная сила — это продукт, возникаю­щий главным образом из коллективной неоплачиваемой деятельности, а именно из «самосоздания» и «личного самосовершенствования». Значи­тельную его часть составляет «общий интеллект», общая культура, живое, основанное на жизненном опыте знание. У него нет меновой стоимости. Это означает, что все и каждый могут по желанию свободно распростра­нять его, например, в интернете. С другой стороны, та часть knowledge, ко­торая изначально не поддается обобществлению — а именно, формали­зованные знания, отделимые от своих производителей и существующие только в силу своего целенаправленного производства, — также потен­циально бесплатно, поскольку оно может при незначительных затратах воспроизводиться и распространяться в неограниченных количествах, не обязательно принимая денежную форму стоимости. Кроме того, бла­годаря интернету, оно общедоступно, по крайней мере, в принципе, а это значит, что основная производительная сила и основной источник стои­мости впервые могут быть отделены от частной собственности.

Однако собственно «революционное» новшество состоит даже не в этом. Оно состоит в том, что формальные знания, отделенные от ка­кого бы то ни было продукта, в который они облечены или могут быть облечены, могут самостоятельно продуктивно функционировать в фор­ме программного обеспечения. Они могут организовывать и регулировать сложное взаимодействие между большим числом участников и перемен­ных. Они могут проектировать и управлять машинами, приборами и гиб­кими изготовляющими системами. Одним словом, они могут играть роль постоянного капитала, подставляя аккумулированный, «мертвый» труд на место живого труда, как материального, так и нематериального. По­скольку предельные издержки программного обеспечения крайне неве­лики, оно может сэкономить намного больше труда, чем его собственная стоимость, причем в гигантских, еще недавно немыслимых масштабах. Это означает, что формальные знания разрушают несоизмеримо больше «сто­имости», чем позволяют создать. Другими словами, они экономят огромное количество оплачиваемого общественного труда и тем самым уменьшают (денежную) меновую стоимость растущего числа продуктов и услуг.

Формализуемые знания открывают тем самым перспективу экономи­ческого развития в сторону экономики изобилия, то есть, в частности, такой экономики, при которой производство, требующее все меньше непосредственного труда, распределяет все меньше платежных средств.

В тенденции (меновая) стоимость продуктов падает. Рано или поздно это должно привести к падению (денежной) стоимости всего произве­денного богатства, к сокращению объема прибыли — и, возможно, к кра­ху производства, основанного на меновой стоимости. Экономика изо­билия ведет в тенденции к бесплатной экономике, к формам производ­ства, кооперации, обмена и потребления, основанных на общинном духе и общинной форме жизни, и, возможно, на новых платежных средствах. «Когнитивный капитализм» действительно представляет из себя кризис капитализма как такового. Призрак его краха бродит с 1980-х годов не только по тем странам, которые уже его переживают или приближают­ся к этому.

В этой ситуации перед капиталистической экономикой встает двой­ная проблема: платежеспособность спроса на продукты, производимые все меньшим количеством труда, и «капитализация» и реализация одного из продуктов, а именно знаний, которые капитал должен присвоить се­бе, чтобы заставить функционировать как «нематериальный капитал».

Это присвоение не обязательно должно быть прямым. Чтобы сохра­нить контроль над знаниями и воспрепятствовать тому, чтобы они ста­ли в изобилии всеобщим достоянием, капиталу достаточно присвоить доступ к знанию, в особенности в интернете. Доступ и средства доступа становятся основным предметом важнейшего конфликта. Я еще вернусь ниже к этой теме. Сначала необходимо тщательно исследовать, как про­исходит превращение знания в нематериальный капитал и как обеспечи­вается реализация этого в значительной степени фиктивного капитала установлением монополий. Очень показательны в этой связи тенденции, которые выявляет Джереми Рифкин в своей книге Эра доступа (34).

4. Превращение формализованного знания в нематериальный капитал

От чуда к миражу. На основании большого массива наблюдений Ривкин описывает развитие «новой экономики» (не путать с new economy, основанной на т. наз. start-up, «интернет-компаниях»). Новое в ней то, что она получает «прибавочную стоимость» не из «прибавочного тру­да». В «новой экономике» «стоимость» продуктов должна зависеть от их уникальных качеств. Они должны обеспечить фирме клиентуру, которая из убеждения и верности покупает или берет у нее на прокат последние новинки.

Новую концепцию реализации можно вкратце описать так: немате­риальная сторона продукта получает намного большее значение, чем его материальная реальность, и их символическая, эстетическая или соци­альная стоимость превосходит потребительскую стоимость и затушевы­вает меновую стоимость. Источник большей части прибыли заключен в нематериальном измерении товара. Его «материализация с экономи­ческой точки зрения второстепенна». Предприятия перерабатывающей промышленности становятся вассалами фирм, чья продукция и капитал в значительной мере нематериальны.

К примеру, все больше фирм берут свой материальный постоянный капитал (здания, машины, транспортные средства, оборудование) напро­кат, вместо того чтобы приобретать их в собственность.

 


 

Прочитавших: 7521

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Яна Маламуд стала партнёром Адвокатского бюро «Бартолиус»   [673]

ГК ЛИГАЛ объявляет о назначении Екатерины Калининой старшим партнером и руководителем практики «Защита состоятельных лиц и частного капитала»  [649]

Legal Run 2025: стартовала онлайн-регистрация на забеги в первых 5 городах  [466]

Команда АБ ЕПАМ завершила сопровождение пилотной сделки по секьюритизации потребительских кредитов в интересах Газпромбанка  [451]

Юристы «Пепеляев Групп» отстояли в арбитражных судах конституционное право на получение информации у государственных органов  [443]