|
||||
| ||||
Новости
| ||||
В этой статье, написанной в 2006 году, автор комментирует вступившую тогда в силу новую редакцию Закона Республики Беларусь "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
|
Парламентом была принята новая редакция Закона Республики Беларусь от 18 февраля 1991 года №611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – «Закон»), которая вступила в юридическую силу 4 февраля 2006 года. Это дает нам еще один повод поговорить о фермерстве в свете правового регулирования этого социально-экономического института. В Российской Империи, в состав которой входила тогда Беларусь, начало развитию фермерства в его сегодняшнем понимании было положено Императором Александром I, который издал в 1803 году Указ «О вольных хлебопашцах». Таким образом, первым названием отечественных фермеров стал термин «хлебопашец». Крестьяне имели возможность выкупить себя и свою семью из крепостной зависимости и начать собственное дело. его отличительными чертами были отсутствие какого-либо регистрационного характера, то есть ставший свободным подданный имел возможность свободно осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с ведением сельского хозяйства при условии уплаты установленных податей. указ имел огромное правовое и социальное значение: представители многих ставших известными на всю Россию людей вышли из числа тех, кто получил свободу по тому Указу. Окончательную точку в формировании класса фермерства в царской России поставил Высочайший Манифест от 19 февраля 1861 года «О даровании крестьянам состояния свободных сельских обывателей», сделавший крестьян свободными. однако на пути к фермерству осталась одна существенная преграда – община. С одной стороны этот институт, существовавший на Руси сыздавна, не давал слабым крестьянам пойти по миру, но с другой стороны он сдерживал проявление инициативы, ограничивал наиболее способных и талантливых крестьян проявить свою смекалку и предпринимательские задатки. с течением времени этот конфликт между бедными крестьянами и их успешными трудолюбивыми собратьями, которых стали называть кулаками. Это противоречие было ликвидировано Указом от 9 ноября 1906 года, дарованным Императором Николаем II: графу П.А. Столыпину было поручено начать аграрную реформу, вошедшую в историю под его именем. Крестьяне получили свободу в выходах из общины, создавались хутора и отруба, где крестьяне вели собственное дело, потом торговали выращенным урожаем. Отруба и хутора не имели статуса юридического лица, а лица, владевшие ими, выступали в гражданском обороте от собственного имени. За годы реализации реформы (1906 – 1916) было создано свыше 3 миллионов хуторов и отрубов, в кулаческих хозяйствах производилась подавляющая часть (75%) сельскохозяйственной продукции Империи, крестьянам принадлежало свыше 80% сельскохозяйственных угодий на праве собственности. Таким образом, в царской России правовое регулирование кулачества (фермерства) основывалось на выделении следующих отличительных признаков этого социально-правового явления: 1) семейный характер; 2) отсутствие статуса юридического лица; 3) личное трудовое участие; 4) специфика деятельности, предопределяющая образ жизни крестьянина. Учитывая то, что подавляющее число кулаков негативно встретило февральский и октябрьский перевороты 1917 года, советская власть декретом №1 отменила частную собственность на землю, которая к этому времени, как мы уже отметили, принадлежала преимущественно крестьянам. Начались реквизиции и репрессии – «военный коммунизм». Кулаки стали основой для формирования белых армий. Начавшийся упадок и массовые крестьянские восстания, охватившие страну после победы большевиков (самым крупным и известным стало восстание Антонова на Тамбовщине, откуда и выражение «тамбовский волк»), вынудили последних пойти на встречу крестьянам. Землю стали отдавать в аренду - начался нэп – новая экономическая политика (1921 – 1929). После сворачивания нэпа, когда подавляющее большинство кулаков было репрессировано, пропал и соответствующий институт. На смену кулачеству (фермерству) пришли колхозы – учреждения кооперации. В таком состоянии и соответствующем правовом регулировании сельское хозяйство пребывало до 1991 года. Незадолго до падения коммунизма и обретения Беларусью государственного суверенитета 18 февраля 1991 года был принят Закон БССР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Крестьяне не получили права собственности на землю, а их организация регулировалась подобно простым товариществам, если какие-либо отличия не устанавливались законодательством. Однако нужно отметить, что политика поддержки колхозов, не стимулировавшая крестьян к началу собственного дела, не привела к созданию крупного фермерского движения до сих пор. В этой связи, после принятия Программы возрождения и развития села, была осознана и необходимость правового стимулирования и регулирования фермерского движения: была принята новая редакция Закона, внесены соответствующие изменения в Гражданский кодекс. Закон регулирует отношения, связанные с созданием и деятельностью частного семейного бизнеса на земле. Он определяет правовое положение, условия создания, деятельности, реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – «фермерское хозяйство»), права и обязанности его членов. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 февраля 1991 г. N 611-XII О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ (в ред. Законов Республики Беларусь от 19.07.2005 N 44-З) Настоящий Закон определяет правовое положение, условия создания, деятельности, реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, права и обязанности его членов. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (далее - фермерское хозяйство). 2. Фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности. 3. Члены фермерского хозяйства имеют обязательственные права в отношении этого фермерского хозяйства. Следует отметить, что определение фермерского хозяйства (в новой редакции Закона законодатель отдал приоритет этому названию по сравнению с названием «крестьянское хозяйство») в Законе соответствует аналогичному определению, данному в статье 115-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Существенными критериями фермерского хозяйства являются: 1) коммерческий характер фермерского хозяйства; 2) учредителем выступает один гражданин или члены одной семьи; 3) предметом деятельности фермерского хозяйства является производство сельскохозяйственной продукции; 4) личное трудовое участие членов фермерского хозяйства в деятельности хозяйства. Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что Закон однозначно, в соответствии с п.2 ст.46 Гражданского кодекса, называет фермерское хозяйство самостоятельной организационно-правовой формой коммерческой организации. Этот подход белорусского законодателя, относящего фермерское хозяйство к юридическим лицам, не находит поддержки у соседей. Пункт 2 ст.50 Гражданского кодекса России не называет фермерское хозяйство среди форм юридических лиц, а п.3 ст.1 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» подчеркивает, что «фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица». Украинский законодатель также не выделяет фермерское хозяйство в отдельную организационно-правовую форму (ст.81, 84 Гражданского кодекса Украины). Не упоминается фермерское хозяйство как самостоятельная организационно-правовая форма и в польском законодательстве (§2 ст.1 Кодекса о хозяйственных обществах Республики Польша , §2 ст.5 Торгового кодекса Республики Польша). Действительно, существуют обоснованные доводы против признания фермерского хозяйства обособленной организационно-правовой формой. Если в основу разделений хозяйственных товариществ и обществ, а также унитарных предприятий и производственных кооперативов (артелей) положен критерий характера отношений учредителей между собой и с организуемым юридическим лицом, то очевидно, что фермерское хозяйство выделено по другим критериям. Ими стали предмет деятельности и состав членов. Однако сельскохозяйственным производством могут заниматься и юридические лица других организационно-правовых форм. Члены одной семьи, которые только и могут быть членами фермерского хозяйства, могут совместно организовывать и другие организационно-правовые формы юридических лиц. Доводом в пользу выделения фермерского хозяйства обыкновенно называют защиту семейного бизнеса от недружественного поглощения. Однако этот довод не имеет глубокой аргументированной базы. Если гражданин единолично организует фермерское хозяйство, он столь же безопасно может организовать бизнес и в форме унитарного предприятия, а затем реорганизовать его в общество или товарищество в случае вхождения новых членов. Если фермерское хозяйство организуется несколькими лицами, они могли бы сразу зарегистрировать хозяйственное товарищество, общество или артель, избрав конкретную форму в зависимости от того, насколько фидуциарны их отношения. Поэтому российское, украинское и польское законодательства и выделяют фермерское хозяйство как коммерческое объединение граждан без образования юридического лица, как простое товарищество. Подобная конструкция позволяет гражданам пользоваться преимуществами организации бизнеса как у юридического лица, пользуясь при этом упрощенным порядком регистрации и упрощенной схемой бухгалтерского учета. Такая модель, как представляется авторам, более приемлема для мелкого семейного бизнеса в деревне. Учитывая, что в деревне отнюдь не всегда доступны качественная помощь юриста, бухгалтера, аудитора, а потому схемы ведения бизнеса на земле, способствующего развитию сельскохозяйственного производства, следовало бы упростить, сопровождая этот процесс повышением уровня правового образования, правового воспитания и правовой культуры деревенского населения. Полагаем, что белорусскому законодателю стоило бы учесть опыт коллег из соседних стран, так как это вполне отвечает тем основным направлениям внутренней политики, которые были сформулированы Президентом во время Обращения к Белорусскому народу и Парламенту после церемонии подписания Решения Республиканского референдума 17 ноября 2004 года. При этом следует обратить внимание на то, что ни Закон, ни Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – «Декрет №11») не устанавливают требований к фермерскому хозяйству в отношении доли сельскохозяйственной продукции в общей структуре выручки. Полагаем, что это не обоснованно, поскольку смысл фермерского хозяйства состоит именно в сельскохозяйственном производстве, а остальные направления деятельности должны иметь дополнительное, непрофильное значение. Этот вопрос законодателю следовало бы урегулировать в процессе внесения изменений и дополнений к Закону. Также статья 1 Закона указывает, что фермерское хозяйство является собственником имущества, которое передано ему и может находиться в его собственности, в соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года №156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства». Указание на то обстоятельство, что фермерское хозяйство является собственником принадлежащего ему имущества, позволяет отграничить и не смешивать данную организационно-правовую форму с формой унитарного предприятия, где собственность находится на праве производного вещного права – права хозяйственного ведения. Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о фермерском хозяйстве 1. Отношения, связанные с созданием и деятельностью фермерского хозяйства, регулируются настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, гражданским законодательством, законодательством об охране и использовании земель и иным законодательством. 2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о фермерском хозяйстве, то применяются правила международного договора. Следует помнить, что деятельность фермерского хозяйства, вопросы его создания, реорганизации и ликвидации регулируются не только на основании Закона и подзаконных актов, но также и актов Республики Беларусь, имеющих большую юридическую силу: Конституции, Кодекса о земле, Гражданского кодекса, Декрета №11, иных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу: декретов и указов Президента и кодифицированных законов. В соответствии со ст.8 Конституции, п.2 ст.2 Закона предусматривает приоритет норм международных договоров при коллизии между ними и национальным законодательством. Статья 3. Государственная поддержка и гарантии деятельности фермерских хозяйств 1. Фермерским хозяйствам, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной ими продукции собственного производства растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов от общей выручки за предыдущий финансовый год, а также вновь созданным фермерским хозяйствам (в течение первого года со дня их создания) оказывается государственная поддержка за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке и формах, предусмотренных законодательством. Указанным хозяйствам оказывается государственная поддержка в сфере материально-технического снабжения, приобретения (в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, мелиорации земель и известкования почв, защиты растений, семеноводства, ветеринарного и племенного дела, научного обслуживания и в иных сферах наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции. 2. Фермерские хозяйства имеют равные права с другими производителями сельскохозяйственной продукции на поставку товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством. 3. Установление границ земельных участков, предоставленных для ведения фермерских хозяйств, разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства фермерских хозяйств, оформление документов, удостоверяющих права на земельные участки, осуществляются территориальными органами Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель, за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского и местных бюджетов. 4. Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные условия и формы государственной поддержки и гарантии деятельности фермерских хозяйств. 5. На территории, где отсутствуют объекты производственной инфраструктуры, районный исполнительный и распорядительный орган обеспечивает первичное обустройство фермерского хозяйства путем строительства дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи и иных объектов, а также мелиорацию земель за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством. Для фермерского хозяйства, в соответствии с указаниями Главы государства, устанавливаются льготы и система поддержки. В случаях, указанных в ст.3 Закона, фермерское хозяйство может рассчитывать на поддержку из республиканского бюджета, если выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной ими продукции собственного производства растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов от общей выручки за предыдущий финансовый год. Более того, вновь созданным фермерским хозяйствам оказывается поддержка из республиканского бюджета в течение первого года после создания вне зависимости от структуры выручки. Поддержка за счет средств республиканского бюджета может оказываться как в денежной, так и в материально-технической форме, произведении работ, оказании услуг за счет средств республиканского бюджета. Более того, настоящая норма Закона является императивной, следовательно, Парламент при принятии, а Правительство при реализации бюджета обязаны предусматривать выделении средств на поддержку фермерских хозяйств. Так, бюджет Республики Беларусь на 2005 год предусматривал расходы на поддержку фермерских хозяйств в размере 808 миллионов белорусских рублей. Но если для Парламента и Правительства эта норма является императивной, то для местных Советов – это лишь указание. Порядок, размеры и основания предоставления помощи фермерским хозяйствам из средств местных бюджетов определяются соответствующими местными Советами депутатов по представлению соответствующих исполкомов (ст.16 Закона Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года №617-ХII «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Непосредственная прямая государственная помощь фермерским хозяйствам, предусматриваемая Законом, служит реализации задач, поставленных в п.2.6 Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 года №150 (далее – «Государственная программа»), а именно: содействию кооперации фермерских хозяйств с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями, увеличению интенсивности и культуры сельскохозяйственного производства, поддержки сельскохозяйственного производства достаточного количества продукции для поставок для государственных нужд. Закон указывает, что Президентом могут быть установлены иные условия и формы предоставления государственной поддержки фермерским хозяйствам. Направление, в котором будет развиваться белорусское законодательство в вопросах развития фермерских хозяйств, устанавливаются Государственной программой. Государственная программа предусматривает дальнейшее развитие и увеличение численности фермерских хозяйств, создание по 100 – 150 новых фермерских хозяйств в каждой из областей страны. Введение подобной статьи в Закон, учитывая конкретику ее наполнения, позволяет сделать вывод о том, что белорусский законодатель гарантирует принципиально иную степень защищенности производства и гарантий производства для фермерского хозяйства по сравнению даже с соседями. Допустим, ст.2 упоминавшегося российского Федерального закона №74-ФЗ гарантирует только создание инфраструктуры для доступа фермерских хозяйств к финансовым и иным ресурсам в соответствии с законодательством о малом предпринимательстве, но не дает гарантий финансовой поддержки и государственных инвестиций. Глава 2. СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 4. Право на создание фермерского хозяйства 1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь. 2. Преимущественное право на создание фермерских хозяйств на земельных участках, изъятых у ликвидируемых и реорганизуемых сельскохозяйственных организаций, имеют члены (работники) этих сельскохозяйственных организаций. 3. Решение о создании фермерского хозяйства оформляется протоколом собрания учредителей фермерского хозяйства (кроме случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином). Правом на создание фермерского хозяйства обладают дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь. Постоянство проживания следует понимать в том значении, которое дается этому понятию в конституционном, а не в налоговом праве, то есть наличию у лица официального статуса лица, постоянно проживающего в Беларуси (ПМЖ). Требование ПМЖ отличает требование белорусского законодательства от российского аналога: в России любой дееспособный человек может стать учредителем фермерского хозяйства (ст.3 Федерального закона №74-ФЗ). Ст.4 Закона также указывает, что преимущественное право на создание фермерских хозяйств на земельных участках, изъятых у ликвидируемых и реорганизуемых сельскохозяйственных организаций, имеют члены (работники) этих сельскохозяйственных организаций. Правоприменитель должен при толковании этой нормы Закона ясно отграничивать понятие «создание» от понятия «участие». Если лицо может быть членом фермерского хозяйства (о чем мы будем говорить позже), но не отвечает требованиям п.1 ст.4 Закона, он должен быть принят при совпадении его соответствующей воли с волей общего собрания членов фермерского хозяйства в состав членов фермерского хозяйства. В частности, полагаем, что на основании ст.16, 17, 25, 27, 32 и 33 Гражданского кодекса, в состав членов фермерского хозяйства должны приниматься, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства, несовершеннолетние наследники-члены семьи умершего члена фермерского хозяйства. Однако к непосредственному участию, в том числе и трудовому, в фермерском хозяйстве они должны приступить после своего совершеннолетия. Соответствующие поправки следовало бы принять к п.2 ст.8 Закона. Статья 5. Устав фермерского хозяйства 1. Фермерское хозяйство действует на основании устава, в котором указываются: наименование фермерского хозяйства, которое должно содержать слова "крестьянское (фермерское) хозяйство" либо "фермерское хозяйство" или "крестьянское хозяйство"; сведения о главе и иных членах фермерского хозяйства (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства); место нахождения фермерского хозяйства; цели деятельности фермерского хозяйства; размер уставного фонда фермерского хозяйства, размер вкладов в уставный фонд его членов, состав, сроки и порядок их внесения; размер долей членов фермерского хозяйства в его уставном фонде; порядок формирования имущества фермерского хозяйства и условия распоряжения им; порядок трудового участия членов фермерского хозяйства в деятельности фермерского хозяйства; порядок распределения прибыли фермерского хозяйства; права и обязанности членов фермерского хозяйства; порядок вступления в состав членов фермерского хозяйства новых членов, выхода и исключения из состава членов фермерского хозяйства; порядок управления деятельностью фермерского хозяйства, прекращения его деятельности. В уставе фермерского хозяйства могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности фермерского хозяйства. 2. Устав фермерского хозяйства утверждается решением собрания учредителей фермерского хозяйства, которое оформляется протоколом собрания учредителей фермерского хозяйства. Протокол собрания учредителей фермерского хозяйства подписывается всеми учредителями фермерского хозяйства. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином устав фермерского хозяйства утверждается этим гражданином (главой фермерского хозяйства). 3. В устав фермерского хозяйства вносятся изменения и дополнения в порядке, установленном гражданским законодательством, в случае изменения положений пункта 1 настоящей статьи, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Единственным учредительным документом фермерского хозяйства является его устав. В отличие от иных организационно-правовых форм, появившихся в результате совмещения воль различных лиц, в фермерском хозяйстве не предусмотрен учредительный договор. В отличие от российского Федерального закона №74-ФЗ (ст.4), не предусматривает белорусский законодатель и заключения соглашения о создании фермерского хозяйства. Перечень сведений, которые обязательно должны быть указаны в уставе, называются в ст.5 Закона. В уставе могут указываться и иные сведения. Обращает на себя внимание, нетипичное для других организационно-правовых форм, указание на необходимость назвать в уставе руководителя фермерского хозяйства – его Главу. Полагаем, что это требование не целесообразно, поскольку смена руководителя повлечет для фермерского хозяйства необходимость в месячный срок произвести регистрацию изменений в учредительный документ. Учитывая незначительное число членов фермерского хозяйства и уровень благосостояния и доходов деревенского населения, считаем не соответствующим принципу минимизации расходов при ведении сельскохозяйственного производства норму, которая потенциально будет служить источником незапланированных организационных потерь и денежных трат для фермерского хозяйства. Второй момент, который следовало бы детализировать в этой статье Закона, это указание на место расположения. В отличие от частного унитарного предприятия, фермерское хозяйство не может размещаться по домашнему адресу учредителя. Считаем, что, учитывая специфику производства, преимущественно осуществляемого фермерским хозяйством, для него следовало бы предусмотреть возможность размещения юридического адреса по месту жительства одного из членов фермерского хозяйства. Следует помнить, что все члены фермерского хозяйства, по Закону, являются членами одной семьи, а, следовательно, решение хозяйственных вопросов в фермерском хозяйстве превращается в семейное дело. Оно может разрешаться в домашней обстановке и не требует выделения дополнительного офиса (помещения) для размещения руководящих органов фермерского хозяйства (общее собрание членов фермерского хозяйства и глава) вне семейного дома. Соответствующие поправки следовало бы внести законодателю. Но повторяем, на сегодняшний день Законом запрещается размещение фермерского хозяйства по домашнему (жилому) адресу главы или кого-либо из членов фермерского хозяйства. Также хотелось бы обратить внимание, что фермерское хозяйство – это коммерческая организация, следовательно, оно своей основной целью должно было бы преследовать извлечение прибыли, однако для фермерского хозяйства это не всегда так. В фермерском хозяйстве в значительной степени трудовой коллектив совпадает с членами. Поэтому члены фермерского хозяйства могут получать положительный эффект от деятельности фермерского хозяйства не только в виде распределения прибыли, но и в виде заработной платы. Второй вариант будет даже оптимальнее с точки зрения оптимизации налогообложения фермерского хозяйства. Исходя из сказанного, можно конкретизировать, что фермерское хозяйство, несмотря на то, что оно является коммерческой организацией, основной целью своей деятельности имеет зачастую (не всегда: это не относится к крупным фермерским хозяйствам, которых в Беларуси почти нет) не извлечение прибыли, а получение дохода. Нельзя забывать, что фермерское хозяйство кроме коммерческих целей своей деятельностью преследует и социальные цели: повышение уровня благосостояния деревенских жителей, повышение уровня развития сельскохозяйственного производства и культуры его ведения и т.п. В Законе будущим учредителям фермерского хозяйства замечается, что в уставе следует указывать не «основную цель», как чаще всего это происходит на практике, а «цели», то есть законодатель указывает фермерскому хозяйству на то, что его деятельность должна нести социально полезный характер, как это следует из статуса Республики Беларусь, как социального государства, и из принципов гражданского права нашей страны (ст.2 Гражданского кодекса). Статья 6. Уставный фонд фермерского хозяйства 1. При создании фермерского хозяйства формируется его уставный фонд в порядке, установленном настоящим Законом, иным законодательством и уставом фермерского хозяйства. Размер уставного фонда фермерского хозяйства должен быть не менее минимального размера, предусмотренного законодательством. 2. Уставный фонд фермерского хозяйства формируется из стоимости вкладов учредителей (членов) фермерского хозяйства. Вкладом в уставный фонд фермерского хозяйства могут быть принадлежащие учредителям (членам) фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе общей собственности) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада в уставный фонд фермерского хозяйства подлежит экспертизе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. В уставный фонд фермерского хозяйства не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено законодательством, договором либо собственником. 3. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов фермерского хозяйства окажется менее уставного фонда, фермерское хозяйство обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость указанных активов менее определенного законодательством минимального размера уставного фонда, фермерское хозяйство подлежит ликвидации в установленном порядке. 4. Для формирования и увеличения размера уставного фонда фермерского хозяйства не могут быть использованы привлеченные средства. 5. Уставный фонд фермерского хозяйства делится на доли, за исключением случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином. Размер доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в уставном фонде определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли учредителя фермерского хозяйства на момент формирования уставного фонда фермерского хозяйства равняется отношению стоимости его вклада в уставный фонд к размеру уставного фонда фермерского хозяйства. Стоимость доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в имуществе фермерского хозяйства равняется части стоимости чистых активов фермерского хозяйства, пропорциональной размеру его доли в уставном фонде фермерского хозяйства. 6. В случае внесения в уставный фонд фермерского хозяйства имущества, принадлежащего учредителям (членам) фермерского хозяйства на праве общей собственности, размеры долей членов фермерского хозяйства считаются равными, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства. 7. Уменьшение уставного фонда фермерского хозяйства допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств фермерского хозяйства и возмещения им убытков. 8. Увеличение уставного фонда фермерского хозяйства допускается после внесения всеми его учредителями (членами) вкладов в уставный фонд в полном объеме. Увеличение уставного фонда может осуществляться за счет имущества фермерского хозяйства, дополнительных вкладов в уставный фонд членов фермерского хозяйства и (или) за счет вкладов в уставный фонд граждан, принимаемых в состав членов фермерского хозяйства в качестве новых членов. При увеличении уставного фонда фермерского хозяйства за счет имущества фермерского хозяйства размер доли члена фермерского хозяйства может быть изменен с учетом вклада в уставный фонд и (или) личного трудового участия члена фермерского хозяйства в его деятельности по решению общего собрания членов фермерского хозяйства. В соответствии с Положением, утвержденным Декретом №11, уставный фонд фермерского хозяйства должен быть не менее 150 евро по курсу Национального банка на первое число месяца государственной регистрации. Требования к формированию и изменению уставного фонда, его функциях и правовом и экономическом значении не отличаются от общих положений гражданского законодательства. Положительной чертой новой редакции Закона стало указание в п.5 ст.6, что уставный фонд может разделяться между членами как в процентном соотношении, так и в соотношении дробей. Это имеет особенное значение, когда фермерское хозяйство формируется на паритетных началах простым числом членов: 3-мя, 7-ью, 9-ью, 11-ью… Однако именно в фермерском хозяйстве это при нынешних размерах белорусских семей скорее всего будет исключением. Это отнюдь не уменьшает заслуги этой нормы. Должным образом прокомментированная Пленумом Высшего Хозяйственного Суда, она могла бы использоваться на основании ст.5 Гражданского кодекса об аналогии в отношении других организационно-правовых форм, что положило бы конец необоснованным требованиям регистрирующих органов об обязательности разделения уставного фонда «на проценты». До принятия Закона этот вопрос в белорусском законодательстве не затрагивался. Специфической ситуацией является случай, когда в качестве вклада в уставный фонд является совместная собственность супругов. В таком случае оба супруга становятся членами фермерского хозяйства, если они оба при этом выражают желание стать членами этого фермерского хозяйства, и их доли считаются равными половине от размера доли, получаемой за счет внесения такого имущества. Статья 7. Государственная регистрация фермерского хозяйства 1. Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Государственная регистрация фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с законодательством. 2. Для государственной регистрации фермерского хозяйства представляются следующие документы: заявление о государственной регистрации фермерского хозяйства, оформленное в установленном порядке; два экземпляра устава фермерского хозяйства; копия решения соответствующего районного исполнительного и распорядительного органа о том, что земельный участок будет предоставлен для ведения фермерского хозяйства в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель; протокол собрания учредителей фермерского хозяйства (кроме случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином); копии паспорта, свидетельства о браке, свидетельства о рождении и иные документы, подтверждающие соответствие учредителей (учредителя) фермерского хозяйства требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона; документы, подтверждающие согласие собственников на внесение в уставный фонд фермерского хозяйства имущества, принадлежащего им на праве общей собственности; документы, подтверждающие формирование уставного фонда фермерского хозяйства в соответствии с требованиями статьи 6 настоящего Закона (платежный документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, и (или) заключение экспертизы достоверности оценки имущества и имущественных прав в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд); платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию. При представлении в регистрирующий орган копий документов учредители (учредитель) фермерского хозяйства обязаны предъявить их оригиналы либо эти копии должны быть нотариально засвидетельствованы. 3. Для государственной регистрации фермерских хозяйств, создаваемых с участием иностранных граждан, кроме документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, дополнительно представляются и иные документы в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. Порядок государственной регистрации фермерского хозяйства в Республике Беларусь не отличается от аналогичной процедуры для других организационно-правовых форм. Документы установленной формы и в установленном перечне подаются в регистрирующий орган, но требования к документам в Законе незначительно отличаются от требований, установленных в Положении. На основании ст.137 Конституции, применению подлежит Положение, так как оно утверждено декретом – актом большей юридической силы, нежели закон. Однако с учетом того, что Закон является ключевым нормативным правовым актом, регулирующим порядок регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации фермерских хозяйств, полагаем, что ввиду незначительности отличий, законодателю следовало бы или привести Закон в соответствие с Декретом, или внести в Декрет поправку, прекращающую распространение его деятельности на вопросы, связанные с регистрацией, реорганизацией и ликвидацией фермерских хозяйств. Регистрирующими органами, в соответствии с п.13 Положения, утвержденного Декретом №11, являются Минский городской и областные исполнительные комитеты. За государственную регистрацию фермерского хозяйства взимается государственная пошлина в размере эквивалентном 9 евро. Плата за государственную регистрацию определяется в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля по отношению к евро на первое число месяца, в котором учредительные документы подаются в регистрирующие органы (пункт 15.4. Положения, утвержденного Декретом № 11). Спорным является вопрос о том, обязательно ли получение фермерским хозяйством земли. Считаем очевидным, что земля для ведения сельскохозяйственной деятельности является необходимой, однако, при этом, мы не находим, чтобы земля обязательно должна была бы предоставляться фермерскому хозяйству решением местного органа самоуправления при государственной регистрации. Фермерское хозяйство вполне может приобрести землю у любого другого субъекта хозяйственных отношений как в аренду, так и в собственность (когда это возможно), так и на основании любого другого допустимого вещного права. Исходя из этого, считаем необоснованным требование к создаваемому фермерскому хозяйству обращаться к местным Советам за выделением земли. Земля может быть приобретена фактически позже, при этом к моменту государственной регистрации мы считаем необоснованным требования даже документов, подтверждающих намерение совершения сделки, по которой фермерское хозяйство намерено получить землю. Главное, чтобы соблюдалось правило о шестимесячном сроке, в течение которого с момента государственной регистрации фермерское хозяйство обязано приступить к осуществлению хотя бы одного из заявленных видов деятельности. Отсутствие земли будет препятствовать фермерскому хозяйству в осуществлении основной деятельности, однако само по себе не является основанием для отказа в регистрации или для принудительной ликвидации фермерского хозяйства. Остальные вопросы, связанные с регистрацией фермерского хозяйства, не имеют специфики по сравнению с регистрацией любого другого субъекта хозяйствования. Глава 3. ЧЛЕНСТВО В ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Статья 8. Члены фермерского хозяйства 1. Членами фермерского хозяйства могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи. Для целей настоящего Закона членами семьи признаются супруги, их родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, а также другие лица, признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье. 2. Членство в фермерском хозяйстве сохраняется, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства, за членами фермерского хозяйства, которые не могут принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства в связи с: выходом на пенсию по возрасту или инвалидности - пожизненно; переходом на работу на выборную должность, прохождением военной службы по призыву, обучением по дневной форме в учреждениях образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, - на время работы на выборной должности, прохождения военной службы по призыву, обучения по дневной форме в таких учреждениях образования. Новая редакция Закона значительно ограничила возможности для вступления в фермерское хозяйство. Теперь членами фермерского хозяйства могут являться только граждане, которые являются членами одной семьи и являются дееспособными, то есть или достигли 18-летнего возраста, или вступили в законный брак, или эмансипированы и не признаны судом недееспособными. Семейные связи при этом определяются в соответствии с брачно-семейным законодательством. Статья 59 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье называет членами семьи лиц, которые находятся в отношениях брака, родства и усыновления. Под родством при этом следует понимать отношения близкого родства, перечисленные в ст.8 Закона и ст.60 указанного Кодекса. Но следует помнить, что при условии ведения общего хозяйства и одновременно с этим – совместного проживания – другие родственники, иждивенцы, а в исключительных случаях и другие граждане, могут быть признаны судом членами семьи. Именно так следует трактовать круг лиц, которые могут быть членами одного фермерского хозяйства. Для сравнения, старая редакция Закона кроме членов семьи допускала в состав фермерского хозяйства «других лиц, совместно ведущих это хозяйство» (п.3 ст.2 старой редакции Закона). Российский законодатель допускает вступление в фермерское хозяйство «супругов, их родителей, детей, братьев, сестер, внуков, а также дедушек и бабушек каждого из супругов, но не более чем из трех семей», кроме того, в фермерском хозяйстве могут состоять до пяти человек, не состоящих в родстве или свойстве с главой фермерского хозяйства (п.2 ст.3 Федерального закона №74-ФЗ). Кроме семейных уз, членов фермерского хозяйства объединяет обязанность личным трудом принимать участие в деятельности фермерского хозяйства. Однако законодательство предусматривает случаи, когда отсутствие личного трудового участия может не являться основанием для исключения лица из состава числа членов фермерского хозяйства. Эти случаи перечислены в п.2 ст.8 Закона. Следует обратить внимание на структуру нормы права, определяющей случаи, когда гражданин, несмотря на отсутствие личного трудового участия, остается членом фермерского хозяйства. Эта норма предполагает диспозитивность в том плане, что круг этих случаев может быть сужен уставом фермерского хозяйства, однако устав не может предусматривать дополнительные основания, по которым гражданин сохраняет членство, не принимая личного трудового участия в деятельности фермерского хозяйства. Как отмечалось ранее, законодателю следовало бы в п.2 ст.8 Закона предусмотреть также и случай, когда умершему члену фермерского хозяйства наследуют несовершеннолетние (недееспособные) члены его семьи. Полагаем, что в случае недееспособности по возрасту дети должны пользоваться правами тех лиц, которые перечислены в нынешней редакции п.2 ст.8, а лица, признанные недееспособными, должны незамедлительно получать установленную компенсацию, если иное не будет устанавливаться уставом фермерского хозяйства. Статья 9. Основания для изменения состава членов фермерского хозяйства Изменение состава членов фермерского хозяйства может осуществляться по следующим основаниям: принятие нового члена фермерского хозяйства, в том числе в результате уступки доли (ее части) члена фермерского хозяйства в уставном фонде фермерского хозяйства; выход члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства; исключение члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства; смерть члена фермерского хозяйства или объявление его умершим. Статья 10. Принятие нового члена фермерского хозяйства в состав членов фермерского хозяйства Гражданин, соответствующий требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона, может быть принят в состав членов фермерского хозяйства по решению общего собрания членов фермерского хозяйства или главы фермерского хозяйства (в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином) при условии внесения вклада в уставный фонд фермерского хозяйства, а также в результате уступки доли (ее части) члена фермерского хозяйства в уставном фонде фермерского хозяйства в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства. В соответствии со ст.9 и 10 Закона, в фермерское хозяйство могут приниматься и новые члены. Решение о принятии нового члена принимается общим собранием членов фермерского хозяйства или главой фермерского хозяйства, если в фермерском хозяйстве состоит только один член. Новые члены должны быть связаны семейными узами с теми гражданами, которые уже являются членами фермерского хозяйства. Введение новых членов возможно также при отчуждении доли или ее части: как возмездном, так и безвозмездном. По правилам, предусмотренным ч.2 п.2 ст.92 Гражданского кодекса Республики Беларусь, действительные члены фермерского хозяйства имеют преимущественное право покупки доли при ее возмездном отчуждении, однако из смысла и буквального содержания указанной нормы Гражданского кодекса следует, что данное право не распространяется на безвозмездное отчуждение. Следовательно, при дарении доли или ее части лицу, которое является членом семьи членов фермерского хозяйства, другие члены не могут претендовать на эту долю. В статье есть положения, содержащие нюансы, требующие дополнительного рассмотрения. Во-первых, спорным является вопрос о принятии в состав членов фермерского хозяйства несовершеннолетних наследников умершего члена фермерского хозяйства, если наследники являлись членами семьи наследодателя. Считаем, что данный вопрос неясно разрешается в Законе, и статьи 4, 8, 10 и 13 входят в коллизию. Полагаем, что Пленуму Высшего Хозяйственного Суда следовало бы дать разъяснение по трактовке этого вопроса. Во-вторых, следует обратить внимание, что в случае, если происходит полная смена собственников, то старые члены фермерского хозяйства могут не состоять в семейных отношениях с новыми членами. Так происходит при выкупе фермерского хозяйства третьим лицом, при наследовании, когда наследник, не являющийся членом семьи наследодателя, являющегося единственным членом фермерского хозяйства, наследует это фермерское хозяйство. В-третьих, нужно обратить внимание на институт наследства. Если наследодатель не является единственным членом фермерского хозяйства, но наследник не является членом семьи остальных участников фермерского хозяйства, то наследник обязан распорядиться принятой в наследство долей в соответствии с правилами, установленными ст.239 Гражданского кодекса Республики Беларусь, то есть в течение года отчудить это имущество, если иной порядок не определен уставом фермерского хозяйства. Однако очевидно, что в этом случае наследник не может стать членом фермерского хозяйства, если они или члены его семьи не выкупят в течение одного года доли остальных членов фермерского хозяйства. Статья 11. Выход и исключение члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства 1. Член фермерского хозяйства вправе в любое время выйти из состава членов фермерского хозяйства независимо от согласия других членов фермерского хозяйства при условии предварительного их уведомления в порядке и сроки, установленные уставом фермерского хозяйства, но не позднее чем за месяц до выхода из состава членов фермерского хозяйства. 2. Член фермерского хозяйства может быть исключен из состава членов фермерского хозяйства на основании решения общего собрания членов фермерского хозяйства в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами или уставом фермерского хозяйства, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также по иным основаниям, установленным уставом фермерского хозяйства. Ст.11 Закона конкретизирует случаи, в которых член фермерского хозяйства может быть исключен, а также декларирует право члена фермерского хозяйства на добровольный выход из фермерского хозяйства в любое время. Очевидно, что член фермерского хозяйства в любой момент может заявить о своем выходе из числа членов фермерского хозяйства. При этом он должен уведомить членов фермерского хозяйства не позднее, чем за один месяц до фактического выхода, если иной срок не установлен уставом фермерского хозяйства. Следует обратить внимание потенциальных фермеров на необходимость детального указания в уставе процедуры уведомления остальных членов о своем выходе. В частности, формулировка Закона является относительно диспозитивной, то есть позволяет установить иной срок уведомления, но этот срок не может быть менее одного месяца до фактического выхода. Во-вторых, следует обратить внимание на то обстоятельство, что Закон не регулирует процедуру уведомления, он лишь указывает на то, что должны быть оповещены другие члены. При этом, нам представляется, что устав фермерского хозяйства должен предусматривать форму этого уведомления (письменная, письменная нотариальная, электронная или устная) и порядок (уведомление Общего собрания членов фермерского хозяйства или уведомление каждого отдельного члена). Должно указываться, по какому адресу производится уведомление: по месту нахождения производства, где работают все члены (они связаны с фермерским хозяйством обязанностью личного трудового участия), или по юридическому адресу, или по почтовому адресу. Аналогично, если уведомляется всё же каждый член фермерского хозяйства по отдельности, то следует указывать, какой адрес используется при уведомлении: фактический адрес места жительства или адрес прописки (стоит напомнить, что ст.30 Конституции Республики Беларусь гарантирует свободу перемещения и выбора места жительства, поэтому гражданин вправе проживать по иному адресу, нежели адрес прописки, и, следовательно, требовать надлежащего уведомления по фактическому месту жительства). Стоит также задуматься над тем, что ни формулировка Закона, ни иное законодательство не содержит указания о том, что право на выход может быть ограничено, пока фермерское хозяйство не вошло в процесс ликвидации. Поэтому теоретически может возникнуть ситуация, при которой из фермерского хозяйства выйдут все члены. Ситуация, когда в коммерческой организации не осталось членов, белорусским законодателем не урегулирована. Так как число членов фермерского хозяйства в этом случае становится меньше минимального размера, установленного Законом (один член), фермерское хозяйство будет подлежать ликвидации. По всей видимости, решение о ликвидации должно приниматься, в соответствии со ст.47 Хозяйственного процессуального кодекса, хозяйственным судом. Вне всякого сомнения, этот пробел в белорусском законодательстве подлежит обязательному разъяснению. Исключение члена фермерского хозяйства осуществляется в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им возложенных на него обязанностей. При этом Закон конкретизирует, что под обязанностями понимаются при этом не только обязанности, возлагаемые на члена фермерского хозяйства законодательством, но и уставом фермерского хозяйства. Необходимо обращать внимание на детальную разработку вопроса обязанностей члена фермерского хозяйства в уставе фермерского хозяйства: трудовых, по инвестициям, по участию в управлении, по участию в расходах и др. Следует обращать внимание на указание круга тех нарушений, которые могут считаться неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. Подобная конкретизация в уставе фермерского хозяйства позволила бы минимизировать риск споров между членами фермерского хозяйства по вопросам выхода из состава фермерского хозяйства, исключения из числа членов фермерского хозяйства. В частности, в этот перечень могут включаться неисполнение или грубое нарушение трудовой функции, нарушение законодательства о фермерских хозяйствах, отказ от внесения вклада в уставный фонд, уклонение от участия в управлении фермерским хозяйством, разглашение коммерческой тайны и др. Статья 12. Порядок осуществления расчетов при выходе или исключении члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства 1. При выходе или исключении члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства он вправе получить стоимость своей доли в имуществе фермерского хозяйства, а также часть прибыли, определяемой в соответствии с положениями статьи 17 настоящего Закона. 2. Причитающаяся гражданину, вышедшему или исключенному из состава членов фермерского хозяйства, стоимость доли в имуществе фермерского хозяйства определяется по бухгалтерскому балансу, составленному на момент его выбытия, а причитающаяся ему часть прибыли - на день расчета с ним. Выплата стоимости доли и части прибыли гражданину, вышедшему или исключенному из состава членов фермерского хозяйства, производится по окончании финансового года, в котором он вышел или исключен из состава членов фермерского хозяйства, в срок до 12 месяцев со дня подачи заявления о выходе или принятия решения об исключении, если иной срок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства. Статья 13. Изменение состава членов фермерского хозяйства в случае смерти члена фермерского хозяйства или объявления его умершим 1. В случае смерти члена фермерского хозяйства или объявления его умершим его наследник (наследники) может быть принят в члены фермерского хозяйства по решению общего собрания членов фермерского хозяйства. В случае смерти члена фермерского хозяйства, если его наследниками по завещанию являются юридическое лицо Республики Беларусь или административно-территориальная единица Республики Беларусь, им выплачивается стоимость наследуемой доли в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Закона. В случае смерти главы фермерского хозяйства, созданного одним гражданином, его наследник (наследники), изъявивший (изъявившие) желание вести фермерское хозяйство, признается членом (членами) этого фермерского хозяйства. При отказе наследника (наследников) от вступления в состав членов фермерского хозяйства либо при вынесении общим собранием членов фермерского хозяйства решения об отказе в принятии наследника (наследников) в состав членов фермерского хозяйства расчеты с ним (с ними) производятся в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Закона. 2. В случае отмены судом решения об объявлении гражданина умершим решение о членстве наследника (наследников) такого лица принимается общим собранием членов фермерского хозяйства. Следует обратить внимание на то, что при выходе или исключении из числа членов фермерского хозяйства, бывшему члену полагается выплата денежной компенсации его доли, определяемая по бухгалтерскому балансу. Также он может претендовать на выплату причитающейся ему доли прибыли на день расчета с ним. Следует обратить внимание на то, что норма в императивном порядке указывает на способ оценки стоимости доли, и устав фермерского хозяйства не может устанавливать иного порядка разрешения этого вопроса. Кроме того, выбывающий член не вправе претендовать на выдел ему доли в натуре. Выплата прибыли, которая причитается выходящему члену фермерского хозяйства, осуществляется на день расчета с ним. Это положение имеет принципиальное значение: во-первых, это указание Закона является императивным и не может быть пересмотрено в уставе фермерского хозяйства; во-вторых, оно стимулирует фермерское хозяйство произвести расчет с выходящим (выбывающим) членом в кратчайший срок, так как доля прибыли исчисляется не на день выхода, а на день расчета. Об этом следует помнить, на это необходимо обращать внимание. Вопрос о наследовании доли в фермерском хозяйстве является спорным и дискуссионным. Ст.13 Закона указывает, что по решению общего собрания членов фермерского хозяйства наследник может быть принят в состав фермерского хозяйства. Однако ст.13 не обращает внимания на то обстоятельство, что не каждый гражданин может стать членом фермерского хозяйства, поскольку не каждый гражданин удовлетворяет требованиям о принадлежности к одной семье с другими членами фермерского хозяйства. Авторы полагают, что в таком случае наследник должен либо отчудить долю в порядке, определяемом ст.239 Гражданского кодекса Республики Беларусь, либо выкупить остальные доли, как об этом уже говорилось раньше (о ситуации с несовершеннолетними наследниками авторы уже неоднократно упоминали). Важно отметить, что, в отличие от унитарного предприятия, фермерское хозяйство нет нужды продавать как имущественный комплекс, что сопровождается соответствующей регистрацией: достаточно простой уступки доли или ее завещания. Статья 14. Права и обязанности членов фермерского хозяйства 1. Члены фермерского хозяйства вправе: участвовать в управлении деятельностью фермерского хозяйства в порядке, установленном настоящим Законом и уставом фермерского хозяйства; получать информацию о деятельности фермерского хозяйства, в том числе о его доходах и расходах, знакомиться с его уставом, документами бухгалтерской отчетности и иными документами в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства; участвовать в распределении прибыли, полученной фермерским хозяйством; получать часть прибыли в порядке, установленном настоящим Законом и уставом фермерского хозяйства; получать вознаграждение за труд в денежных единицах и (или) натуральной форме, иметь ежедневный и еженедельный отдых, трудовые и социальные отпуска в соответствии с законодательством о труде; продать или иным образом уступить свою долю (ее часть) в уставном фонде фермерского хозяйства в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства; приобретать у членов фермерского хозяйства в преимущественном порядке перед другими гражданами (не членами фермерского хозяйства) доли (их части) в уставном фонде фермерского хозяйства; выйти из состава членов фермерского хозяйства независимо от согласия других его членов в порядке, установленном настоящим Законом и уставом фермерского хозяйства, и получить стоимость своей доли в имуществе фермерского хозяйства, а также причитающуюся часть прибыли; получить в случае ликвидации фермерского хозяйства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость пропорционально своей доле в уставном фонде фермерского хозяйства, а также с учетом их личного трудового участия, если иной порядок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства. Члены фермерского хозяйства в соответствии с законодательством о социальной защите и социальном страховании имеют право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы. Члены фермерского хозяйства могут иметь другие права, предусмотренные законодательными актами и уставом фермерского хозяйства. 2. Члены фермерского хозяйства обязаны: сформировать уставный фонд фермерского хозяйства в порядке и сроки, предусмотренные законодательством и уставом фермерского хозяйства; принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 8 настоящего Закона или уставом фермерского хозяйства; не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну фермерского хозяйства; соблюдать требования устава фермерского хозяйства и исполнять решения его органов управления, соответствующие настоящему Закону, иным актам законодательства и уставу фермерского хозяйства. Члены фермерского хозяйства выполняют и другие обязанности, предусмотренные законодательными актами и уставом фермерского хозяйства. Статья 14 Закона определяет основные права и обязанности сторон. Как мы уже говорили раньше, Закон позволяет, а здравый смысл практики хозяйственного оборота подсказывает, что в уставе фермерского хозяйства эти права и обязанности следовало бы конкретизировать с учетом специфики производства на конкретном фермерском хозяйстве. Фермерское хозяйство отличается доверительными (фидуциарными) отношениями между членами, благодаря связывающим их семейным узам. Каждый член знает о деловых качествах других членов фермерского хозяйства, создание которого предполагается. Поэтому разумно предположить негативные последствия пренебрежения этой детализацией и предупредить их, внеся соответствующие положения в устав. Остановимся подробнее на некоторых абзацах ст.14 Закона, требующих дополнительного толкования и разъяснения. Член фермерского хозяйства вправе получать информацию о деятельности фермерского хозяйства в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства. Такая формулировка Закона с одной стороны указывает на обязательность предоставления членам фермерского хозяйства такого права, но с другой стороны предоставляет решить процедурные вопросы с реализацией этого права самому фермерскому хозяйству в его уставе. В частности, в уставе фермерского хозяйства может указываться форма обращения за получением информации (устная, письменная, электронная), сроки рассмотрения и реализации права. В уставе могут быть предусмотрены обстоятельства, при которых реализация права не представляется возможной, а информация предоставляется после прекращения соответствующих помех: в частности, во время государственных ревизий, частных аудиторских проверок, изъятия документации государственными органами в установленном законодательством порядке. Член фермерского хозяйства вправе получать прибыль в установленном Законом и уставом фермерского хозяйства порядке. В этом праве можно обратить внимание на следующие нюансы: во-первых, получение прибыли – право члена, а не обязанность: его нельзя принудить получить прибыль (допустим, если член фермерского хозяйства полагает, что получение прибыли в указанный период времени будет нецелесообразным, с точки зрения оптимизации налогообложения); во-вторых, нормы Закона о порядке выплаты прибыли являются первичными, а нормы, установленные в уставе, носят субсидиарный, разъясняющий и поясняющий характер. После ликвидации фермерского хозяйства бывший член этого фермерского хозяйства может получить часть оставшегося имущества или его стоимость. Полагаем, что устав фермерского хозяйства должен уточнять форму, в которой будет производиться выплата доли оставшегося после ликвидации имущества: натурой или деньгам; после продажи оставшегося имущества на аукционе; иным, не противоречащим законодательству способом; любым способом по выбору самого члена; комбинированием различных способов и т.д. Обращаем внимание на то, что неразглашение коммерческой тайны – обязанность члена фермерского хозяйства, следовательно, устав может предусматривать ответственность за нарушение этой обязанности. Глава 4. ИМУЩЕСТВО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 15. Состав имущества фермерского хозяйства 1. Фермерское хозяйство может иметь в собственности необходимые для производства сельскохозяйственной продукции, а также ее переработки, хранения, транспортировки и реализации насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птицу, сельскохозяйственную и иную технику и оборудование, транспортные средства, инвентарь, имущество частных унитарных предприятий, созданных фермерским хозяйством, другое имущество, приобретенное фермерским хозяйством, а равно принадлежащие фермерскому хозяйству имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. 2. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности фермерского хозяйства, являются собственностью этого фермерского хозяйства. Статья 15 Закона дает расширенный перечень имущества, которое может находиться в собственности фермерского хозяйства. В собственности фермерского хозяйства может находиться любое имущество, любые объекты гражданских прав, в соответствии со ст.128, 129 Гражданского кодекса Республики Беларусь, но в ст.15 Закона законодатель особо подчеркивает подробным перечислением специфических объектов права собственности фермерского хозяйства, которые необходимы ему для осуществления сельскохозяйственного производства, что данное права (право на беспрепятственное производство) не может ограничиваться каким-либо образом, кроме ограничения на нахождение земли сельскохозяйственного назначения в собственности только у государства (ст.13 Конституции). Статья 16. Источники формирования имущества фермерского хозяйства 1. Источниками формирования имущества фермерского хозяйства могут быть: вклады в уставный фонд фермерского хозяйства; доходы, полученные от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством; иные источники, не запрещенные законодательством. 2. Организации и индивидуальные предприниматели вправе передавать фермерским хозяйствам неиспользуемые здания, сооружения, сельскохозяйственную технику и оборудование в аренду с последующим их выкупом и отсрочкой начала внесения арендной платы сроком до трех лет. Статья 16 Закона указывает, каким образом может быть увеличен уставный фонд фермерского хозяйства. Первый способ – внесение вклада. Под ним необходимо понимать не только довнесение вклада одним из членов фермерского хозяйства, но и способ, при помощи которого осуществляется вхождение в состав фермерского хозяйства нового члена. Подобное разъяснение имеет принципиальное значение с учетом той практики, которая сложилась в регистрирующих органах, а, следовательно, ее не хотелось бы распространять на аграрную сфер |
|
Прочитавших: 6085 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Яна Маламуд стала партнёром Адвокатского бюро «Бартолиус» [673] Legal Run 2025: стартовала онлайн-регистрация на забеги в первых 5 городах [466] |
|