Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Новости


 

«Кто имеет право оказания правовой помощи в Узбекистане?»

 

«Кто имеет право оказания правовой помощи в Узбекистане?» В настоящее время в Узбекистане, к сожалению, сложилась довольно непрос¬тая ситуация, когда оказанием юридических услуг, а точнее - юридической помощи, занимаются немало лиц и организаций, которые не имеют ни профессиональной подготовки, ни соответствующе оформленных прав на занятие этим видом деятельности. И как следствие - плоды этого непрофессионализма пожинают простые граждане и юридические лица - потребители юридических услуг.

26.06.2008Адвокатское бюро "Галера"
      

В настоящее время в Узбекистане, к сожалению, сложилась довольно непрос¬тая ситуация, когда оказанием юридических услуг, а точнее - юридической помощи, занимаются немало лиц и организаций, которые не имеют ни профессиональной подготовки, ни соответствующе оформленных прав на занятие этим видом деятельности. И как следствие - плоды этого непрофессионализма пожинают простые граждане и юридические лица - потребители юридических услуг. Для начала разберемся, что означает термин «юридическая помощь». Статья 116 Конституции Республики Узбекистан четко указывает, что «гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям предоставляется право на профессиональную юридическую помощь». В своей второй части данная статья говорит: «Для оказания юридической помощи действует адвокатура». Статьи 5 и 6 Закона РУз... «Об адвокатуре» указывают на то, какие виды юридической помощи существуют по законодательству Республики Узбекистан. Такими видами юридической помощи считаются: • Предоставление консультаций и разъяснений по правовым вопросам, устные и письменные справки по законодательству; • Составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; • Осуществление представительства в судах, других государственных органах, перед физическими и юридическими лицами по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; • Участие на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков; • Осуществление юридического обслуживания предпринимательской деятельности; • Представление интересов и защита прав физических и юридических лиц по их поручению во всех органах, предприятиях, учреждениях и организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов; • Сбор сведений о фактах, которые могут быть использованы в качестве доказательств в судах, а также в органах, рассматривающих дела об административных правонарушениях; • Направление запросов и получение справок, характеристик и иных документов, необходимых в связи с оказанием юридической помощи, из государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений; • Направление запросов с согласия клиента и получение письменных заключений экспертов, справок-консультаций специалистов по вопросам, необходимым для оказания юридической помощи; • Представление собранных материалов в судах и других государственных органах, которые осуществляют производство по делу его доверителя или подзащитного; • Заявление ходатайств и подача жалоб должностным лицам и получение от них письменных мотивированных ответов; • Адвокат может оказывать и другие виды юридической помощи, не запрещенные законодательством. Теперь необходимо указать, какие именно организации имеют право заниматься оказанием юридической помощи. На территории Республики Узбекистан согласно ст.1 и ст.4 Закона РУз. «Об адвокатуре» оказанием юридической помощи гражданам Республики Узбекистан, иностранным гражданам, лицам без гражданства, предприятиям, учреждениям, организациям имеют право заниматься только адвокатские формирования, а именно: - Адвокатская фирма - Адвокатское бюро Коллегия адвокатов Иных организаций, оказывающих юридическую помощь, ни в Конституции, ни в других законах и подзаконных актах на территории Республики Узбекистан на Сегодняшний день не существует. Поэтому если гражданину или руководителю юридического лица предлагает юридическую услугу организация, не являющаяся одним из трех видов адвокатских формирований, указанных выше, то можно с уверенностью сказать, что перед вами самозванцы или мошенники, незаконно оказывающие «юридическую помощь». Вы должны знать, что деятельность таких организаций по оказанию юридической помощи является незаконной и уголовно наказуемой, и как следствие может привести к большим неприятностям для обеих сторон. Чтобы не стать жертвой таких «товарищей», вам необходимо знать следующее: Документами, удостоверяющими тот факт, что адвокатское бюро, фирма или коллегия как юридическое лицо имеют право оказывать юридическую помощь, являются: • Свидетельство Министерства юстиции РУз. (или его подразделения) о регистрации адвокатского бюро, фирмы или коллегии в данном подразделении Министерства юстиции с подписью его руководителя и гербовой печатью. Документом, удостоверяющим право адвоката предоставлять юридическую помощь непосредственно гражданам и предприятиям, организациям и т.п. является: • Лицензия, выданная на имя адвоката подразделением Министерства юстиции РУз. на право занятия адвокатской деятельностью на территории Республики Узбекистан с гербовой печатью и подписью руководителя подразделения Министерства юстиции РУз.; • Факт наличия действующего трудового договора (контракта) адвоката с руководством адвокатского бюро, фирмы или коллегии. Наличие одной лицензии на право занятия адвокатской деятельностью без нахождения адвоката в штате или официально за штатом адвокатского формирования не дает право адвокату (ст.4 Закона РУз. «Об адвокатуре») заниматься адвокатской практикой. Существуют организации, вид деятельности которых формально схож с оказанием юридических услуг. Пользуясь такой схожестью, разница которой зачастую не заметна для обывателя, некоторые из этих организаций (это утверждение не относится к добропорядочным организациям) трактуют свои полномочия шире, а именно практикуют те виды услуг, оказывать которые они не имеют права по закону. Ниже хотим перечислить те организации, которые, не являясь адвокатскими формированиями РУз., иногда незаконно размещают свою рекламу в СМИ под видом «оказания юридической помощи»: • Аудиторские организации; • Палаты товаропроизводителей и предпринимателей; • Нотариальные конторы (за исключением разъяснений по вопросам совершения нотариальных действий и составления проектов сделок и заявлений, что может быть отнесено к понятию «юридическая помощь»); • Страховые компании; • Консалтинговые компании; • Различные центры, ассоциации, объединения, сервисные агентства. Какая же ответственность предусмотрена действующим законодательством РУз. для таких организаций и как квалифицировать их действия? Ст. 190 Уголовного кодекса РУз. предусматривает уголовную ответственность за занятие видом деятельности без получения специального разрешения; максимальная санкция по данной статье предусматривает штраф до 100(ста) минимальных размеров заработной платы или арест до 6(шести) месяцев. В случае, если эта организация и ее руководители (должностные лица) кроме незаконного оказания юридической помощи распространяют еще и рекламу об этом виде деятельности, то помимо уголовной ответственности к ним может быть применены меры административной ответственности. • Статья 178-1. КоАО РУз. предусматривает административную ответственность за «нарушение законодательства о рекламе», а именно за «недостоверную рекламу, отказ в контррекламе», что влечет наложение штрафа на виновных должностных лиц в размере от 5 до 7 минимальных размеров заработной платы». • За те же нарушения законодательства о рекламе Государственный комитет РУз.. по демонополизации и развитию конкуренции согласно подпункту в) пункта 43 Положения о размещении рекламы (зарегистрировано Минюстом РУз. за N 1024 от 06 апреля 2001г.) имеет право принимать решения о наложении штрафов на рекламодателей, производителей и распространителей рекламы - на юридические лица - от 70 до 100 минимальных размеров заработной платы, - на физические лица - от 3 до 5 минимальных размеров заработной платы. (Для справки: на начало апреля 2008г. 1 минимальный размер заработной платы составляет 20.865 сум.). Последние две меры административной ответственности, если читатель обратил внимание, относятся в равной степени и к производителям, и к распространителям рекламы, т.е. газетам, журналам, рекламным справочникам, другим печатным изданиям, теле, -радиокомпаниям и т.п., другими словами, ко всем видам СМИ. Поэтому руководителям СМИ необходимо более тщательно подходить к проверке наличия специальных разрешений у рекламодателей для занятия ими определенными видами деятельности согласно требованиям ст.6 Закона РУз.. «О рекламе», в противном случае СМИ становятся соучастником уголовного преступления или административного правонарушения и должны будут по закону нести указанную выше ответственность. Обратим также внимание руководителей СМИ на такую обыденную вроде бы ситуацию, как «размещение рекламы», связанной с юридическими услугами: Юрист или адвокат приходит, например, в газету и подает рекламу на оказание юридических услуг от имени какой-либо крупной компании или организации, не занимающейся оказанием юридических услуг. Таким незаконным способом, чаще всего, они преследует лишь свои собственные корыстные интересы. Для того, чтобы «реклама прошла», этот юрист или адвокат предоставляет СМИ копию своей лицензии адвоката, юрисконсульта. У СМИ это не вызывает вопросов, ведь лицензия есть, т.е. требования ст.6 Закона РУз.«О рекламе» о проверке наличия специальных разрешений соблюдены и поэтому нет никаких препятствий для размещения этой рекламы. Вроде бы действительно в этом случае все хорошо. Но что же произошло на самом деле? Какие последствия могут ожидать СМИ, рекламодателя и потребителя рекламы? Для ответа на эти вопросы прежде нужно ответить на следующие: 1. Почему юрист или адвокат, размещающий рекламу на оказание юридических услуг, делает это от имени крупной компании или организации а не от своего имени? Возможно потому, что он желает незаконно воспользоваться именем этой крупной компании или организации, для того, чтобы ввести в заблуждение потребителей рекламы. Гражданин, звоня по телефону, указанному в такой рекламе, думает, что именно эта крупная компания или организация занимается оказанием юридических услуг. На что ему в этом случае обычно сообщают: «Компания не оказывает юридических услуг, но этим занимается наш юрист. Или - мы сотрудничаем с этим адвокатом. Вы можете связаться с ним по такому-то телефону». 2. Почему СМИ при оформлении заказа на размещение рекламы не требуют именно от рекламодателя, в данном случае юридического лица - компании или организации - специального разрешения (лицензии)? Почему в погоне за прибылью СМИ проявляют формализм к исполнению требований ст.6 Закона «О рекламе», довольствуются документами физического лица - сотрудника этой компании или адвоката, который не является фактическим рекламодателем? 3. Почему СМИ не знают, что для адвоката простое наличие лицензии на занятие адвокатской деятельности как физического лица не дает ему права заниматься оказанием юридической помощи, если он не является сотрудником адвокатского формирования, а если он юрисконсульт, то наличие соответствующей лицензии Минюста РУз. дает ему право предоставлять юридическую помощь только на предприятии, где он работает по трудовому договору. Ответы на эти вопросы чаще всего были риторическими. СМИ, если они намерены действовать по закону, необходимо сделать вывод о том, что правом на размещение рекламы, связан¬ной с оказанием юридической помощи гражданам, юридическим лицам, как иностранным, так и отечественным, обладают только адвокатские формирования, а именно: адвокатские бюро, фирмы, коллегии. Основанием для размещения указанной рекламы являются действующие Свидетельства Министерства юстиции РУз. о регистрации соответственно адвокатских бюро, фирм и коллегий или официальные письма за подписью руководителя адвокатского формирования с указанием реквизитов указанных свидетельств. Отдельно стоит сказать о представительствах иностранных юридических компаний, которые, грубейшим образом нарушая требования действующего законодательства РУз., а именно в обход требований ст.116 Конституции РУз., Закона РУз. «Об адвокатуре», сегодня вполне «легально» оказывают юридическую помощь гражданам и предприятиям на территории Узбекистана. Данные представительства, незаконно оказывая юридическую помощь в Узбекистане для иностранных инвесторов и крупных иностранных компаний, получают живую валюту на счета своих головных офисов за рубежом. А Узбекистан теряет большую часть валютных средств, которые могли бы остаться в Республике, если бы юридическую помощь иностранным инвесторам и крупным иностранным компаниям оказывали резиденты РУз. - адвокатские формирования. Согласно п.5 Положения «О порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан» (Приложение №-1 к постановлению Кабинета Министров РУз. от 23 октября 2000 г. № 410) «Инофирмы открывают на территории Республики Узбекистан свои представительства в целях представления и защиты своих интересов на территории Узбекистана», а п.7 гласит: «Представительства не являются юридическими лицами, не осуществляют хозяйственную или иную коммерческую деятельность». Другими словами, цель представительства - представлять интересы своей компании за рубежом, т.е. искать клиентов для оказания юридической помощи в своей стране, а не так, как это нередко происходит сейчас. Хотелось бы надеяться, что требования действующего законодательства о праве на оказание юридической помощи на территории Республики Узбекистан будут соблюдаться всеми государственными и частными организациями, а органы Министерства юстиции, Прокуратуры и Комитета по демонополизации и развитию конкуренции - осуществлять за этим соответствующий контроль.

 


 

Прочитавших: 6594

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Яна Маламуд стала партнёром Адвокатского бюро «Бартолиус»   [675]

ГК ЛИГАЛ объявляет о назначении Екатерины Калининой старшим партнером и руководителем практики «Защита состоятельных лиц и частного капитала»  [651]

Legal Run 2025: стартовала онлайн-регистрация на забеги в первых 5 городах  [466]

Команда АБ ЕПАМ завершила сопровождение пилотной сделки по секьюритизации потребительских кредитов в интересах Газпромбанка  [451]

Юристы «Пепеляев Групп» отстояли в арбитражных судах конституционное право на получение информации у государственных органов  [445]