Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Новости


 

Юридические аспекты организации игорного бизнеса в Беларуси

 

С 1 июля 2009 г. казино и залы игровых автоматов смогут создаваться в России только в пределах четырех специально предназначенных для этого игорных зон. Вместе с тем, спрос на "азарт" в Москве весьма высок. Возможно, стоит рассмотреть возможность создания игорного заведения в близлежащей Беларуси: в досягаемости 45 минут на самолете?

04.07.2008Представительство Ecolive Limited в Российской Федерации
      

О некоторых ЮРИДИЧЕСКИХ вопросах

организации и осуществления игорного бизнеса

в Республике Беларусь

ВОПРОСЫ:

1. Юридические рекомендации по выбору организационно-правовой формы ведения бизнеса с учетом того, что Заказчик имеет белорусских партнеров и планирует формирование уставного фонда (уставного капитала) со своей стороны путем внесения неденежного вклада – игровых автоматов.

2. Разъяснение лицензионных условий и требований, а также порядка получения лицензии на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса (вид деятельности – содержание зала игровых автоматов; вид деятельности – содержание казино).

3. Разъяснение порядка сертификации и иных разрешительных процедур, в том числе таможенных, кроме вопросов таможенного оформления, в отношении игровых автоматов.

4. Разъяснение порядка оформления трудовых и гражданско-правовых отношений с персоналом в сфере игорного бизнеса. Особенности трудового законодательства Республики Беларусь, касающиеся трудоустройства (применительно к рассматриваемым правовым отношениям).

5. Разъяснение общих положений налогообложения в сфере игорного бизнеса.

Вопрос 1.

Юридические рекомендации по выбору организационно-правовой формы ведения бизнеса с учетом того, что Заказчик имеет белорусских партнеров и планирует формирование уставного фонда (уставного капитала) со своей стороны путем внесения неденежного вклада – игровых автоматов.

Ответ-резюме:

оптимальной организационно-правовой формой для ведения предполагаемого бизнеса в Беларуси считаем форму закрытого акционерного общества, однако обращаем внимание на существование определенных рисков, связанных с выбором такой организационно-правовой формы.

Обоснование:

С учетом специфики игорной деятельности (закрытый круг участников, высокий уровень рентабельности, нетранспарентность, серьезная зависимость от административного фактора) полагаем, что возможными формами организации бизнеса могут служить общество с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерное общество (закрытое или открытое: ЗАО или ОАО).

С учетом того, что основной инвестор является нерезидентом Республики Беларусь, может быть создана организация в режиме иностранных инвестиций (ст.80 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). Вместе с тем полагаем, что с учетом того, что льготы для иностранных инвесторов отменены, а дополнительные обременения существуют (больший размер уставного фонда (капитала)[1], вклад иностранного инвестора в который должен быть в эквиваленте не менее 20000 долларов США; обязательный ежегодный внешний аудит), целесообразнее будет создавать организацию в общем порядке без использования института коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Кратко охарактеризуем приведенные организационно-правовые формы, указав на особенности реализации обязательственных прав участников (акционеров) в отношении общества, а также процедуры гражданского оборота указанных прав.

В соответствии с п.1 ст.86 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) ООО признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Доля в уставном фонде общества удостоверяет обязательственные права требования участника по отношению к обществу. Участник не имеет вещных (право собственности и др.) прав на имущество общества и претендует только на дивиденды от деятельности. Вместе с тем в ООО участник вправе в любой момент заявить о выходе из состава участников без согласия других участников (ст.93 ГК).

В случае выхода участника ему выплачивается стоимость части имущества ООО, соответствующая доле этого участника в уставном фонде, если иное не предусмотрено учредительными документами ООО, а также часть прибыли, приходящаяся на его долю. По соглашению выходящего участника с оставшимися участниками выплата ему стоимости имущества может быть заменена выдачей имущества в натуре.

Причитающаяся выходящему участнику часть имущества ООО или ее стоимость определяются по балансу, составляемому на момент его выбытия, а причитающаяся ему часть прибыли - на момент расчета. Моментом расчета с выходящим из ООО участником является дата выплаты этому участнику стоимости имущества или выдачи ему имущества в натуре, определенная решением общего собрания участников ООО (ст.103 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года №2020-XII «О хозяйственных обществах», далее именуемый – Закон о хозяйственных обществах).

При этом расчет с участником можно произвести не ранее окончания финансового года, в котором участник заявил о выходе, но не позднее двенадцати месяцев с момента выхода. Таким образом, образуется значительный период времени (с момента выхода до момента расчета), в течение которого лицо не является участником, то есть не участвует в рисках ООО, но участвует в распределении его прибыли.

В соответствии со ст.97 Закона о хозяйственных обществах может быть ограничено право участника на отчуждение доли третьим лицам.

Участники ООО пользуются преимущественным правом покупки доли (части доли) участника в уставном фонде общества пропорционально размерам своих долей в уставном фонде этого общества, если уставом или решением общего собрания участников, принятым единогласно, не предусмотрен иной порядок осуществления этого права. Порядок действий участника ООО, намеренного продать свою долю (часть доли) в уставном фонде общества, определяется уставом (ст.98 Закона о хозяйственных обществах).

Таким образом, при реализации права на отчуждение доли в уставном фонде участник ограничен волей других участников и самого общества (ст.99 Закона о хозяйственных обществах).

Учредительные документы ООО могут предусматривать ограничение по наследованию доли в уставном фонде ООО, а также в переходе доли в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц (ст.102 Закона о хозяйственных обществах).

Таким образом, с учетом того, что все первоначальные инвестиции осуществляются вами, считаем необоснованным создание организации в форме ООО, поскольку это создает риск потери вами половины вложенных средств в результате выхода белорусских партнеров.

Акционерное общество (АО) – это вид хозяйственного общества, уставный фонд которого разделен на определенное число акций одинаковой номинальной стоимости (ч.1 п.1 ст.96 ГК). Учредить АО и быть его участниками могут не менее двух лиц.

В соответствии с ч.1 ст.70 Закона о хозяйственных обществах, акция – это бессрочная эмиссионная ценная бумагой, свидетельствующая о вкладе в уставный фонд АО и удостоверяющая в соответствии с законом и уставом АО права ее владельца на участие в управлении АО, получение части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимости в случае ликвидации АО.

В соответствии со ст.3 Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» (далее – Закон о ценных бумагах) акции в Беларуси могут быть двух видов: простыми (обыкновенными) и привилегированными.

Обыкновенная акция дает ее владельцу следующие права (ч.1 ст.71 Закона о хозяйственных обществах, п.1 ст.3 Закона о ценных бумагах):

получение части прибыли АО в виде дивидендов;

получение в случае ликвидации АО части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимости;

участие в общем собрании акционеров с правом голоса по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров.

Часть 2 п.1 ст.3 Закона о ценных бумагах устанавливает такую отличительную особенность прав владельцев привилегированных акций по сравнению с правами владельцев простых акций, как право на получение дивиденда в качестве фиксированного процента. Кроме того, указанная норма лишает владельцев привилегированных акций права голоса на общих собраниях акционеров.

Данные положения находят детализацию в Законе о хозяйственных обществах (ч.2 ст.71), который устанавливает следующие права владельца привилегированных акций:

получение части прибыли АО в виде фиксированных размеров дивидендов;

получение в случае ликвидации АО фиксированной стоимости имущества либо части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами;

на участие в общем собрании акционеров с правом голоса в случаях, предусмотренных этим законом.

Владелец привилегированной акции получает право на участие в общем собрании акционеров с правом голоса в следующих случаях (ч.3, 4 ст.71 Закона о хозяйственных обществах):

при принятии решений о реорганизации и ликвидации АО, о внесении в устав АО изменений и (или) дополнений, ограничивающих их права;

если на общем собрании акционеров было принято решение о невыплате дивидендов по привилегированным акциям определенного типа или было принято решение об их неполной выплате либо решение о выплате дивидендов не было принято, акционеры - владельцы привилегированных акций такого типа могут участвовать в последующих общих собраниях акционеров с правом голоса с момента принятия (непринятия) такого решения до момента выплаты по указанным акциям дивидендов в полном объеме.

В соответствии с ч.10 ст.70 Закона о хозяйственных обществах доля привилегированных акций в уставном фонде АО не должна превышать 25%.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность эмиссии АО привилегированных акций различных типов. Типы привилегированных акций отличаются объемом удостоверяемых ими прав.

Законодательство Республики Беларусь не содержит императивных норм, указывающих на то, какие типы привилегированных акций могут эмитироваться акционерным обществом. Закон о хозяйственных обществах лишь устанавливает, что типы привилегированных акций должны отличаться объемом удостоверяемых ими прав (ч.8 ст.70). Такие отличия, как отмечает законодатель, могут быть связаны с размером фиксированного дивиденда, очередностью его выплаты, фиксированной стоимостью имущества, подлежащего передаче в случае ликвидации АО, и (или) очередностью его распределения. Содержание указанной нормы указывает, что приведенный перечень является примерным, а не исчерпывающим.

Институт привилегированных акций может быть использован для привлечения стороннего инвестора или стимулирования труда топ-менеджмента, вознаграждения для лиц, оказывающих содействие бизнесу в иных формах, без предоставления этим лицам возможности управлять бизнесом.

Также институт эмиссии привилегированных акций может быть использован для оформления обязательственных прав к обществу после внесения вклада в уставный фонд в форме игровых автоматов. В таком случае, Вы на законном основании сможете получить вложенные средства в первоочередном порядке. Недостатками такого пути будут являться ограничение в правах на участие в общем собрании акционеров, а также последующая необходимость конвертации привилегированных акций в обыкновенные. В этой связи предлагаем подумать над схемой продажи автоматов создаваемому закрытому акционерному обществу в кредит (ст.488 Гражданского кодекса Российской Федерации – далее ГК России), а не внесение игровых автоматов в качестве вклада в уставный фонд создаваемой коммерческой организации.

При учреждении АО обязано зарегистрировать выпущенные акции в территориальной инспекции Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь (далее – ДЦБ Минфина) в месячный срок с момента государственной регистрации такого общества (п.1 ст.8 Закона о ценных бумагах, п.7 Инструкции о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной Постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 11.04.2006 №09/П). В соответствии с ч.1 ст.2 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года №280-З «О депозитарной деятельности и Центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь» в Беларуси установлена депозитарная деятельность в отношении акций. В соответствии с п.8 Инструкции о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг договор с депозитарием на депозитарное обслуживание должен быть заключен до государственной регистрации акций.

Порядок обращения акций в Республике Беларусь зависит от вида АО, которое является эмитентом этих акций: ЗАО или ОАО.

В соответствии с ч.2 ст.66 Закона о хозяйственных обществах акционеры ОАО вправе отчуждать принадлежащие им акции общества неограниченному кругу лиц без предварительного согласия других акционеров.

В соответствии с п.2 ст.165 ГК ст.12 Закона о ценных бумагах установлено, что все сделки, связанные с обращением ценных бумаг, осуществляются только с участием профессионального участника рынка ценных бумаг в порядке, установленном центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг (на сегодняшний день в соответствии с п.1.3.1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 года №982 таким органом является Минфин, при котором действует ДЦБ Минфина).

В случаях и порядке, установленных законодательством, в соответствии со ст.27 Закона о ценных бумагах, сделки по распоряжению ценными бумагами могут осуществляться на фондовой бирже.

Закон устанавливает процедурные ограничения по совершению сделок с ценными бумагами для отдельных категорий граждан. В частности, в соответствии со ст.35 Закона о ценных бумагах руководящие работники эмитента (как члены наблюдательного совета, так и члены администрации) обязаны сообщать о совершенных ими сделках по распоряжению акциями эмитента в течение пяти дней с момента совершения сделки.

Ограничения по распоряжению акциями ЗАО устанавливаются п.2 ст.97 ГК, ч.4 ст.66, ст.73 Закона о хозяйственных обществах.

Оборот акций ЗАО ограничен двумя правилами: 1) получением согласия других акционеров на отчуждение акций; 2) преимущественным правом покупки акций, отчуждаемых акционерами.

Исходя из смысла ст.97 ГК и ст.66 Закона о хозяйственных обществах устав ЗАО может предусматривать дачу согласия другими акционерами на отчуждение акций и (или) ограничение по кругу лиц, среди которых возможно размещение акций, однако п.4 ст.69 Закона о хозяйственных обществах обязывает указывать в уставе ЗАО круг лиц, среди которых возможно размещение акций или порядок их определения.

Указанные ограничения сводятся к нулю положением части четвертой ст.73 Закона о хозяйственных обществах, предусматривающим возможность отчуждения акций любому третьему лицу в случае отказа от приобретения акций другими акционерами и самим обществом.

Самым действенным механизмом ограничения обращения акций ЗАО является преимущественное право покупки акций.

Преимущественное право покупки акций предполагает для лица, которое обладает таким правом (акционеры общества), возможность приобрести отчуждаемые кем-либо из акционеров акции по цене их предложения третьему лицу с соблюдением процедуры, установленной уставом, а если уставом такая процедура не установлена, то в порядке, установленном законом. В случае если акционеры не реализовали свое преимущественное право, право покупки отчуждаемых акций переходит к самому обществу.

Преимущественное право состоит из двух хронологических этапов: 1) реализация преимущественного права другими акционерами; 2) реализация права на приобретение акций самим обществом в отношении эмитированных им акций.

Устав ЗАО должен устанавливать срок для реализации преимущественного права покупки акций другими акционерами и права покупки акций самим обществом, а также порядок реализации ими этого права. Иначе будет применяться процедура, установленная ст.73 Закона о хозяйственных обществах.

Если применяется процедура, установленная законом (то есть уставом иное не установлено), акции приобретаются по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций соответствующих категории и типа, принадлежащему каждому из акционеров. В случае если кто-либо из акционеров отказался от приобретения акций, в отношении которых такому акционеру принадлежало преимущественное право их приобретения, эти акции приобретаются остальными акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующих категории и типа.

В отличие от России в Беларуси не установлено требование, чтобы остальные акционеры выкупили все выставленные к продаже акции. Однако если по итогам осуществления акционерами своего преимущественного права приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, такие акции не были приобретены в предложенном количестве, само общество вправе, а при отказе третьих лиц от приобретения обязано приобрести оставшиеся акции на условиях их продажи акционерам закрытого акционерного общества.

Данная норма ст.73 Закона о хозяйственных обществах создает скрытую угрозу для бизнеса: акции могут быть выставлены к продаже по заведомо завышенной цене, третьи лица откажутся их приобретать, как и другие акционеры, и у общества возникнет обязанность их выкупа по такой завышенной цене. Пытаясь сгладить этот недочет, некоторые юристы полагают, что должна применяться норма ст.78 Закона о хозяйственных обществах, устанавливающая ограничение по направлению обществом средств на выкуп собственных акций 10% стоимости чистых активов. Вместе с тем, по нашему мнению, данная ограничительная норма (ст.78) не подлежит применению к отношениям, возникающим в развитие реализации правомочий, предоставленных ст.73, т.к. ст.78 применяется к иному перечню правовых оснований, перечисленных в этой статье. Однако в целях защиты интересов клиента считаем возможным, исходя из принципов гражданского права (ст.2 ГК) и аналогии закона (ст.5 ГК) применять ст.78 Закона о хозяйственных обществах по аналогии. Вместе с тем, поскольку новая редакции Закона о хозяйственных обществах вступила в юридическую силу менее одного года назад, судебная практика по применению данной статьи пока отсутствует. Но указанная норма может являться средством корпоративного шантажа (гринмейлинга) со стороны недобросовестных партнеров по бизнесу.

Закон устанавливает для акционеров пятидневный срок для реализации права преимущественной покупки акций со дня извещения их акционером, отчуждающим принадлежащие ему акции, о намерении произвести их отчуждения. С истечением этого срока начинает течь пятидневный срок реализации преимущественного права самим обществом, если акционеры реализовали свое преимущественное право в отношении не всех акций.

Уступка преимущественного права приобретения акций не допускается.

При продаже акций с нарушением преимущественного права акционеров ЗАО или права самого общества на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества, любой акционер этого общества и (или) само общество вправе в течение трех месяцев с момента, когда акционер или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя.

На залог акций распространяются правила о преимущественном праве покупки акций, однако залогодержатель вправе вместо отчуждения акций третьему лицу оставить их за собой.

В силу возможности использования института залога в целях недобросовестной конкуренции и недружественного поглощения, считаем необходимым остановиться на данном институте подробнее.

В соответствии с частью девятой ст.73 Закона о хозяйственных обществах акционер может самостоятельно, не получая согласия общества, использовать залог акций ЗАО в качестве меры обеспечения исполнения обязательства. Закон не предусматривает возможности ограничения уставом общества этого права акционеров. Возможность ограничения иных, чем продажа, способов отчуждения акций требованием о получении согласия общества в лице его акционеров не может трактоваться расширительно и применяться к залогу, поскольку залог не является способом отчуждения акций, но является способом обеспечения исполнения обязательства (ст.315 ГК).

В случае если акционер не исполнил обязательство, обеспеченное залогом акций ЗАО, залогодержатель имеет право реализовать эти акции в порядке, предусмотренном законом для преимущественного права покупки акций. Обращаем внимание, что если преимущественное право покупки акций при отчуждении акций третьему лицу реализовывается в порядке, определенном уставом общества (устав может изменить этот порядок по сравнению с законом), то при залоге норма закона делает отсылку к другой норме закона. Полагаем, что потому при залоге преимущественное право реализуется в порядке, определенном законом, даже если уставом установлен иной порядок для реализации преимущественного права приобретения акций при купле-продаже. Нормы устава при этом могут носить факультативный характер, то есть устранять пробелы в законе.

Закон указывает, что залогодержатель вправе удержать акции за собой вместо их отчуждения третьему лицу. В этой связи полагаем, что залогодержатель в случае неисполнения обязательства перед ним обязан предложить акции для приобретения акционерам ЗАО. Условия такого предложения должны соответствовать принципам гражданского законодательства, то есть залогодержатель не вправе произвольно определять условия отчуждения акций, которые составляют предмет залога, но связан условиями основного обязательства. Условия отчуждения акций должны обеспечивать залогодержателю получение той выгоды, на которую он мог бы рассчитывать при добросовестном исполнении основного обязательства перед ним.

Если акционеры не приобрели акции на условиях, указанных залогодержателем, залогодержатель вправе произвести их отчуждение третьим лицам или оставить их за собой, то есть приобрести право собственности на эти акции.

Специальный закон не регламентирует порядок отчуждения третьим лицам акций залогодержателем, поэтому полагаем, что применению подлежат нормы общего законодательства. В соответствии со ст.331 ГК реализация заложенного имущества производится путем продажи с публичных торгов. Полагаем, что данный порядок должен распространяться и на акции, как частный случай залога, если залогодержатель принял решение об отчуждении акций третьим лицам.

Считаем, что залог акций по заведомо неисполнимому или мнимому обязательству является способом отчуждения акций третьему лицу, минуя других акционеров. Условия отчуждения могут быть заведомо неприемлемыми для других акционеров, затем залогодержатель оформляет право собственности на акции, избегая необходимости продажи их с публичных торгов, и становится акционером. Затем он, уже в качестве акционера, может произвести их отчуждение на общих основаниях.

Правовых механизмов, гарантирующих защиту от подобного развития событий, на сегодняшний день мы не видим. Единственный способ защиты – признание соответствующих сделок мнимыми или притворными с последующим установлением их ничтожности в хозяйственном суде.

Акции ЗАО переходят к наследникам гражданина или правопреемникам юридического лица, являвшегося акционером, если уставом этого общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия общества.

Уставом ЗАО может быть предусмотрена необходимость получения согласия общества на отчуждение акций третьим лицам иным образом, чем продажа.

Размещение АО дополнительно выпускаемых акций может быть открытым либо закрытым.

При открытом размещении АО дополнительно выпускаемых акций они размещаются среди неограниченного круга лиц, при закрытом размещении - среди ограниченного круга лиц.

Открытая подписка на акции может осуществляться только ОАО. Порядок открытой подписки регулируется законодательством о ценных бумагах и включает регистрацию проспекта эмиссии акций в ДЦБ Минфина.

В случае размещения АО дополнительно выпускаемых акций уставом АО может быть предусмотрено преимущественное право акционеров, владеющих простыми (обыкновенными) или иными голосующими акциями, на покупку дополнительно выпускаемых АО акций, таким образом, подобное право не может быть предусмотрено для владельцев привилегированных акций.

Размещение дополнительно выпускаемых АО акций может осуществляться по цене, превышающей их номинальную стоимость, указанную в решении о выпуске акций.

До государственной регистрации акций в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах, АО не имеет права распоряжаться денежными средствами, отчуждать иное имущество, полученные в оплату размещенных акций, а владелец акций не имеет права отчуждать приобретенные акции.

По сравнению с ЗАО ОАО имеет ряд обременений, как тип АО. Эти обременения заключаются в обязанности ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет в объеме, определяемом законодательством (ст.88 Закона о хозяйственных обществах), и обязанности проводить ежегодный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1.1 Указа Президента Республики Беларусь 12 февраля 2004 года №67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности»). Учитывая специфику деятельности игорного заведения, полагаем, что указанные обременения могут рассматриваться как неприемлемые или, по крайней мере, нежелательные.

Следует также рассмотреть ситуацию с возможным расторжением брака, который может иметь место, если участником (акционером) создаваемой организации будет физическое лицо. В силу ст.161 Семейного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с разделом имущества, будут применяться нормы права Российской Федерации, если граждане в период брака постоянно проживали в России. В силу п.1 ст.39 Семейного кодекса Российской Федерации, если иное не определено брачным договором, доли супругов в общей совместной собственности признаются равными. Если доля в ООО станет предметом судебного разбирательства, то супруга сможет получить возможность заявить о выходе и потребовать выплаты ей соответствующей части стоимости имущества общества, а также претендовать на часть прибыли общества в течение еще некоторого периода (до момента расчета с ней). Если же предметом раздела являются акции, то супруга получит только акции – ценные бумаги – и не сможет потребовать реального имущества или выплаты его стоимости. В этот период активы АО могут быть оптимизированы от соответствующего раздела. В этом отношении форма АО также представляется более предпочтительной.

В качестве вклада в уставный фонд создаваемой коммерческой организации вы планируете вносить дорогостоящее имущество – неденежный вклад. Именно пользование имуществом является основным источником прибыли в предполагаемом для осуществления виде экономической деятельности. В этой связи полагаем, что гарантии от вывода активов из организации должны приниматься в расчет в первую очередь. Поэтому, в целях создания максимальной устойчивости бизнеса, минимизации рисков, связанных с выводом активов, считаем необходимым рекомендовать создание коммерческой организации в форме ЗАО. При этом рекомендуем обратить внимание на возможные риски, как то гринмейлинг с использованием требования о выкупе акций в силу ст.73 Закона о хозяйственных обществах и другие риски, указанные нами в заключении.

Вопрос 2.

Разъяснение лицензионных условий и требований, а также порядка получения лицензии на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса (вид деятельности – содержание зала игровых автоматов; вид деятельности – содержание казино).

Ответ-резюме:

лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса осуществляется Министерством спорта и туризма Республики Беларусь (далее – Минспорта). До обращения в лицензирующий орган необходимо получить кассовый суммирующий аппарат, пройти сертификацию игровых автоматов и подать заявление об их регистрации в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС), а также пройти проверку в органе Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – МВД). В Беларуси установлены лицензионные требования, связанные с работниками соискателя, а также с наличием в собственности соискателя игровых автоматов или иных объектов, с использованием которых осуществляется лицензируемая деятельность.

Обоснование:

Правовые основы для лицензирования отдельных видов экономической деятельности в Беларуси установлены п.3 ст.45 ГК. Лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности (утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года №17) и Положением о лицензировании деятельности в сфере игорного бизнеса (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 года №1377).

Органом, осуществляющим лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса, выступает Минспорта.

Специальное разрешение (лицензия) выдается на осуществление отдельных составляющих работ и услуг при условии исполнения специальных лицензионных требований. В том числе к таковым видам деятельности относят содержание казино и содержание зала игровых автоматов. Лицензии выдаются сроком на 5 лет и действуют на всей территории Республики Беларусь. Однако лицензиат вправе осуществлять игорную деятельность только в тех помещениях, которые указаны в его лицензии (п.3 Положения о порядке содержания зала игровых автоматов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2005 года №140).

Законодательством установлены ограничения по месту нахождения залов игровых автоматов. Так, такие залы не могут располагаться в детских, медицинских, культовых учреждениях, библиотеках, музеях и выставочных галереях, в помещениях организаций системы образования, операторов почтовой связи, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в местах расположения государственных органов. Игровые автоматы, устанавливаемые в магазинах, на рынках, на железнодорожных вокзалах, автобусных станциях, в аэропортах должны иметь ограждение высотой не менее 0,7 метра или устанавливаться в обособленных помещениях.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при ее выдаче, являются наличие у руководителя (заместителя руководителя) юридического лица, для которого работа в этой организации является основной с установленной нормальной продолжительностью рабочего времени, или индивидуального предпринимателя стажа работы в сфере игорного бизнеса в должности руководителя (заместителя руководителя) юридического лица (за исключением работы по совместительству) или индивидуального предпринимателя, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, не менее трех лет; сертифицированного игрового оборудования, находящегося на техническом обслуживании в центре технического обслуживания; заключения соответствующего территориального органа внутренних дел об отсутствии сведений, препятствующих выдаче лицензии.

Обращаем внимание, что законодательство не устанавливает одновременных требований и к руководителю, и к заместителю руководителя. Следовательно, для соответствия лицензионным условиям и требованиям достаточно, чтобы хотя бы один из них (или руководитель, или его заместитель) имели необходимый стаж работы. Но стаж работы может быть получен только в Беларуси. Не предъявляется требований к гражданству лица. Следовательно, не обязательно, чтобы руководитель и (или) заместитель руководителя были гражданами Республики Беларусь.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им лицензируемой деятельности, являются:

соблюдение установленного порядка сертификации, технического обслуживания игрового оборудования, регистрации объектов налогообложения в налоговых органах, а также положений и правил, определенных законодательством;

обеспечение:

законности проведения азартных игр;

своевременной уплаты налога на игорный бизнес;

выплаты выигрыша игроку;

охраны игорного заведения и безопасности его посетителей;

беспрепятственного допуска работника лицензирующего органа и привлекаемых им специалистов для проведения проверки на территорию проверяемых объектов и доступа к документам;

нахождение в игорном заведении игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор, зарегистрированных в налоговых органах и принадлежащих лицензиату на праве собственности, хозяйственного ведения.

Особым условием и требованием осуществления лицензируемой деятельности является осуществление работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в игорных заведениях, местонахождение которых указано в лицензии.

Данные требования являются едиными для всех видов игорной деятельности.

Правила проведения игр установлены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2005 года №140.

Лицензиат обязан обеспечить нахождение в игорном заведении игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор, зарегистрированных в налоговых органах и принадлежащих лицензиату на праве собственности (хозяйственного ведения). Нахождение в игорном заведении игровых автоматов, не зарегистрированных в налоговых органах и (или) не принадлежащих лицензиату, содержащему зал игровых автоматов, на праве собственности (хозяйственного ведения), запрещается. Сумма денежных средств, проходящая по обороту незарегистрированного и (или) не принадлежащего лицензиату, содержащему зал игровых автоматов, на праве собственности (хозяйственного ведения) игрового автомата, считается сокрытым доходом и подлежит взысканию в бюджет в соответствии с законодательством.

Для получения лицензии соискатель лицензии (лицензиат) представляет в Минспорт дополнительно к документам, указанным в пункте 8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом:

копию трудовой книжки руководителя (заместителя руководителя) юридического лица или индивидуального предпринимателя;

копию зарегистрированного в налоговом органе заявления о регистрации кассовых суммирующих аппаратов, компьютерных систем;

копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на право пользования помещением, в котором предполагается осуществлять данный вид деятельности (на каждое помещение);

копии сертификатов игрового оборудования;

копию договора на техническое обслуживание игрового оборудования, компьютерных систем;

акт соответствующего территориального органа внутренних дел на предмет обследования помещения, в котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность (на каждое помещение).

Для решения вопроса о выдаче лицензии Минспорт в пятидневный срок со дня поступления заявления соискателя лицензии запрашивает у соответствующего территориального органа внутренних дел по месту государственной регистрации соискателя лицензии заключение о сведениях, препятствующих выдаче лицензии.

Территориальный орган внутренних дел в пятидневный срок со дня получения указанного запроса представляет в Минспорт истребуемое заключение.

При представлении соискателями лицензии заключения соответствующего территориального органа внутренних дел при подаче заявления о выдаче лицензии Минспорт вправе его не запрашивать.

В выдаче лицензии отказывается при:

наличии в представленном заявлении с приложением необходимых документов недостоверных сведений;

несоответствии представленных документов требованиям Положения о лицензировании деятельности в сфере игорного бизнеса;

наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки и (или) экспертизы;

обращении за получением лицензии до истечения одного года со дня вынесения решения об аннулировании лицензии, за исключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленного порядка.

При наличии одного из указанных оснований Минспорта принимает решение об отказе в выдаче лицензии, о чем в 5-дневный срок со дня принятия такого решения письменно уведомляет соискателя лицензии.

Как было указано, Минспорта до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести проверку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Порядок проведения такой экспертизы определен Положением о порядке проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 года №1382).

Проверка проводится на предмет соответствия представленных соискателем лицензии документов лицензионным требованиям и условиям, установленным в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности.

По результатам проверки составляется заключение о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Данное заключение составляется и подписывается в порядке, установленном Минспорта.

Если по результатам проверки принято решение о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, то ему выдается лицензия в месячный срок со дня подачи в лицензирующий орган заявления с приложением необходимых документов.

Если по результатам проверки принято решение о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, то Минспорта принимает решение об отказе в выдаче соискателю лицензии и в 5-дневный срок со дня принятия такого решения уведомляет об этом соискателя лицензии.

Экспертиза проводится на основании решения Минспорта о ее проведении. Для проведения экспертизы заключаются договоры о проведении экспертизы между:

Минспорта и соискателем лицензии;

Минспорта и экспертом.

При отказе соискателя лицензии заключить договор на проведение экспертизы Минспорта вправе принять решение о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Если по результатам экспертизы принято решение о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, то лицензирующий орган принимает решение об отказе в выдаче соискателю лицензии в срок, указанный в части первой настоящего пункта, и в 5-дневный срок со дня принятия такого решения уведомляет об этом соискателя лицензии.

Для получения одобрения со стороны МВД на осуществление соответствующей деятельности, необходимо обратиться в управление внутренних дел администрации соответствующей территориальной единицы. Порядок обращения и получения акта об отсутствии препятствий для осуществления лицензионной деятельности, со стороны органов внутренних дел будут изложены дополнительно. С подразделением территориального органа «Охрана» должен быть заключен договор на размещение тревожной кнопки. После размещения тревожной кнопки территориальный орган внутренних дел выдает соответствующий акт.

До получения лицензии соискатель должен обеспечить сертификацию своего игорного оборудования и заключить договор на его техническое обслуживание. Должно быть подано заявление о регистрации игровых автоматов в инспекцию МНС по месту постановки на налоговый учет соискателя. Лицензиаты, содержащие зал игровых автоматов, используют типы кассовых суммирующих аппаратов, включенных в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, в которых прием и выдача денежной наличности осуществляются по разным отделам кассового суммирующего аппарата, либо используют разные кассовые суммирующие аппараты на каждый вид операции.

При осуществлении деятельности зала игровых автоматов лицензиат обязан осуществлять соответствующую деятельность законно, то есть в соответствии с правилами, установленными Советом Министров Республики Беларусь.

В зале игровых автоматов обязательно должны находиться правила игры на все типы игровых автоматов, установленных в зале игровых автоматов. Игровой автомат должен иметь заводской номер, который указывается во всех документах, отражающих показания систем учета (счетчиков), а также в документах, отражающих перемещение (передислокацию с объекта на объект, передачу другому собственнику). По месту эксплуатации игрового автомата должен находиться его технический паспорт (формуляр). Эксплуатация игровых автоматов без технического паспорта (формуляра) запрещается.

Лицензиат обязан обеспечить наличие на месте эксплуатации игрового автомата оформленной в установленном порядке технической и учетной документации (паспорт (формуляр). Данный документ предоставляется по требованию проверяющего.

Ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт игрового автомата производятся предприятиями-изготовителями, центрами технического обслуживания с соответствующей отметкой в его техническом паспорте (формуляре). Ввод игровых автоматов в эксплуатацию оформляется актом ввода, в котором отражаются показания электронных, электромеханических счетчиков, сведения о количестве и виде пломб и местах их расположения.

Лицензиаты, содержащие зал игровых автоматов, обязаны вывесить копию лицензии и Положение о порядке содержания зала игровых автоматов в таком зале на видном месте.

Обслуживание посетителей (игроков) должно осуществляться с использованием кассовых суммирующих аппаратов, зарегистрированных в инспекциях МНС.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрен исчерпывающий закрытый перечень способов ввода кредита в игровые автоматы. Такими способами являются: кредитный ключ, жетон, пульт дистанционного управления и денежные купюры в национальной валюте Республики Беларусь.

Порядок обслуживания клиентов зала игровых автоматов при условии действия тех или иных способов ввода кредита регламентирован законодательством.

Лицензиаты, содержащие зал игровых автоматов, обязаны осуществлять контроль за работой залов игровых автоматов путем проведения инвентаризации и подсчета денежных средств в кассе, сумма которых заносится в акт инвентаризации. При эксплуатации игровых автоматов, оснащенных купюроприемниками, денежные средства извлекаются из кассовых отсеков игровых автоматов и оприходываются.

Выручка зала игровых автоматов определяется как разница между принятыми и выданными денежными средствами за проверяемый период. Сумма принятых (выданных) денег определяется как разница между настоящими и предыдущими (на момент предыдущей проверки) показаниями счетчиков отдела кассового суммирующего аппарата, работающего на «прием» («выдачу»). Показания принятых, выданных денежных сумм заносятся в акт инвентаризации. Если определяемый остаток денег больше имеющегося в наличии в кассе, недостающая сумма вносится в кассу по приходному кассовому ордеру. Недостача относится на виновных лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Если виновные лица не установлены или судебные органы отказали во взыскании с них недостач, то недостача относится на издержки производства (обращения). Если определяемый остаток денег меньше имеющегося в наличии в кассе, по кассовому суммирующему аппарату пробивается чек на сумму выявленного излишка, который прикладывается к акту инвентаризации наличия денежных средств.

Лицензиаты, содержащие зал игровых автоматов, определяют правила и меры внутреннего контроля за финансовыми операциями.

Важным требованием законодательства, действующим в Беларуси, является то, что выплаты наличных денежных средств в зале игровых автоматов производятся только при предъявлении игроком документа, удостоверяющего его личность (паспорт, вид на жительство гражданина иностранного государства или лица без гражданства и т.д.).

Лицензиаты при выплате в кассе наличных денег игроку обязаны регистрировать указанные выплаты в журнале учета выплат наличных денег по форме согласно приложению. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью лицензиата, содержащего зал игровых автоматов. При заполнении журнала используется сквозная нумерация.

Вопрос 3.

Разъяснение порядка сертификации и иных разрешительных процедур, в том числе таможенных, кроме вопросов таможенного оформления, в отношении игровых автоматов.

Ответ-резюме:

при ввозе оборудования для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса подлежат уплате таможенная пошлина и ввозной НДС, товар должен быть заявлен в таможенном режиме свободного обращения. Размер платежей зависит от того, ввозятся ли собранные автоматы или комплектующие для последующей сборки. После ввоза и выпуска для свободного обращения оборудование подлежит обязательной сертификацией. При наличии сертификата, выданного уполномоченным органом России или другой страны СНГ, может быть осуществлено признание сертификата в упрощенном порядке. Непосредственно после сертификации должен быть заключен договор технического обслуживания оборудования. До подачи документов для получения лицензии подается заявление о регистрации оборудования в инспекции МНС. После получения лицензии инспекция МНС осуществляет регистрацию оборудования для целей налогообложения.

Обоснование:

Общий порядок сертификации в Беларуси установлен Законом Республики Беларусь от 5 января 2004 года №269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – Закон об оценке соответствия).

В соответствии со ст.28 Закона об оценке соответствия обязательная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия. Схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом, а в случае, если схемы подтверждения соответствия в нем не установлены либо технический регламент отсутствует, - техническим нормативным правовым актом в области технического нормирования и стандартизации, утвержденным Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Госстандарт). Если схемой подтверждения соответствия установлена необходимость проведения испытаний продукции, то они проводятся аккредитованной испытательной лабораторией (центром) на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия.

В отношении игорного оборудования обязательная сертификация установлена в соответствии с п.5 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 года №9. Порядок такой обязательной сертификации регулируется Положением о порядке обязательной сертификации и технического обслуживания игрового оборудования, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2005 года №531.

Обязательной сертификации подлежит игровое оборудование, производимое в Республике Беларусь или ввозимое на территорию Республики Беларусь, с момента включения в Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденный Постановлением Госстандарта от 8 октября 2007 года №51.

Обязательной сертификации в Беларуси подлежат с 20 ноября 2007 года:

│ Игровое оборудование для проведения азартных игр │

│ и использования в качестве средств развлечений │

├─────┬──────────────────────────┬──────────────────┬──────────────┤

│ 1 │автоматы игровые для │СТБ ГОСТ Р 50897 │ │

│ │азартных игр (новые, а │СТБ ЕН 55014-1 │ │

│ │также бывшие в │СТБ ЕН 55022 │ │

│ │эксплуатации, впервые │СТБ ЕН 55014-2 │ │

│ │ввозимые в Республику │СТБ ЕН 55024 │ │

│ │Беларусь) │СТБ МЭК 61000-3-2 │ │

│ │ │СТБ МЭК 61000-3-3 │ │

├─────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────┤

│ 2 │автоматы игровые для │СТБ ГОСТ Р 50897 │ │

│ │азартных игр, находящиеся │(пункты 4.1, 5.1 -│ │

│ │в эксплуатации или │5.3, 5.5 - 5.9, │ │

│ │реализуемые после снятия │5.11, 7.1.3, │ │

│ │с эксплуатации в │7.1.5) │ │

│ │Республике Беларусь │ │ │

├─────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────┤

│ 3 │автоматы игровые для │СТБ ГОСТ Р 50897 │ │

│ │использования в качестве │СТБ ЕН 55014-1 │ │

│ │средств развлечения │СТБ ЕН 55022 │ │

│ │ │СТБ ЕН 55014-2 │ │

│ │ │СТБ ЕН 55024 │ │

│ │ │СТБ МЭК 61000-3-2 │ │

│ │ │СТБ МЭК 61000-3-3 │ │

├─────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────┤

│ 4 │столы игровые для │ГОСТ 16371 │ │

│ │азартных игр │СТБ МЭК 60335-1 │ │

├─────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────┤

│ 5 │программно-аппаратные │ГОСТ 28147 │ │

│ │комплексы для регистрации │ГОСТ 28147 │ │

│ │ставок в тотализаторе │СТБ 1176.1 │ │

│ │ │СТБ 1176.2 │ │

│ │ │СТБ МЭК 60950-1 │ │

│ │ │ГОСТ 26329 │ │

│ │ │СТБ ЕН 55022 │ │

│ │ │СТБ ЕН 55024 │ │

│ │ │СТБ МЭК 61000-3-2 │ │

│ │ │СТБ МЭК 61000-3-3 │ │

Сертификация указанного оборудования производится на соответствие техническим нормативным правовым актам, указанным в таблице.

Сертификация игрового оборудования, признание зарубежных сертификатов и протоколов испытаний оборудования осуществляется согласно Закону об оценке соответствия и проводится в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь согласно Положению и техническому кодексу установившейся практики ТКП 5.1.02-2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основные положения» (далее - ТКП 5.1.02-2004), утвержденному Постановлением Госстандарта от 28 июня 2004 года №28 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене государственных стандартов и руководящего документа Республики Беларусь, технических кодексов установившейся практики, межгосударственных стандартов и рекомендаций по межгосударственной стандартизации».

Испытания образцов игрового оборудования в целях его сертификации проводятся в порядке и на условиях, определенных ТКП 5.1.02-2004 в аккредитованных Госстандартом испытательных лабораториях (центрах) на основании договоров на подтверждение соответствия, заключенных заявителем с испытательной лабораторией (центром) или органом по сертификации.

Сертификация игрового оборудования проводится органами по сертификации продукции по заявкам на сертификацию. Оформление заявки на сертификацию и перечня прилагаемых к ней документов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ТКП 5.1.02-2004.

Обратиться для получения сертификата соответствия вправе только лицо, имеющее статус субъекта предпринимательской деятельности и имеющее игорное оборудование в собственности или хозяйственном ведении.

Сертификаты, выданные изготовителю игрового оборудования на его серийное производство, распространяются на выпущенное в период действия сертификата игровое оборудование независимо от его количества. Сертификаты, выданные изготовителю (продавцу) на партию игрового оборудования, действуют после его реализации, ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь и в процессе эксплуатации в течение сроков, указанных в сертификатах.

При изменении условий сертификации владелец игорного оборудования, на которое выдан сертификат, обязан в месячный срок обратиться в орган по сертификации для внесения изменений в сертификат.

Сертификация может проводиться путем признания представленных заявителем на подтверждение соответствия зарубежных сертификатов или протоколов испытаний игрового оборудования в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь со страной, в которой выдан сертификат или протокол испытаний. Страны-участницы Содружества Независимых Государств, в том числе Россия и Беларусь, установили такой порядок на основании взаимности в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (г.Москва, 13 марта 1992 года).

В период действия сертификатов органы по сертификации на основании заключаемых договоров с владельцами сертификатов проводят инспекционный контроль игрового оборудования в соответствии с ТКП 5.1.02-2004.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз, реализацию или эксплуатацию игрового оборудования, подтверждают факт его обязательной сертификации оригиналами или копиями сертификатов, заверенными органами по сертификации.

Соискатель или лицензиат после получения сертификата соответствия заключает договор на техническое обслуживание своего оборудования в соответствующей аккредитованной Госстандартом организации.

После прохождения процедуры сертификации автоматы подлежат регистрации в инспекции МНС. До регистрации игорного оборудования заявитель обязан уведомить инспекцию МНС об общем количестве объектов, которые будут регистрироваться для целей последующего налогообложения. Указанная норма является лицензионным условием и должна быть выполнена соискателем на получение соответствующей лицензии до обращения в Минспорта.

Порядок регистрации устанавливается в соответствии с Положением об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, а также Постановлением МНС от 29 ноября 2007 года №114.

В том числе регистрации в инспекциях МНС подлежат игровые столы и игровые автоматы.

Регистрация осуществляется в пятидневный срок с момента предоставления всех необходимых документов.

Свидетельство о регистрации оформляется должностным лицом инспекции МНС, уполномоченным на регистрацию объектов налогообложения налога на игорный бизнес (далее - объекты налогообложения), в двух экземплярах. Один экземпляр свидетельства о регистрации выдается руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо уполномоченному представителю юридического лица или индивидуального предпринимателя, второй экземпляр хранится в инспекции МНС.

Заявление о регистрации объектов налогообложения налога на игорный бизнес, в том числе и игрового автомата, представляется по форме, утвержденной МНС. Формы списка игровых автоматов, в также журнала их учета также утверждены МНС.

Журналы учета регистрируются в инспекции МНС в день представления должны быть прошнурованы, пронумерованы, подписаны руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем), скреплены оттиском печати юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также подписаны должностным лицом инспекции МНС и скреплены оттиском печати инспекции МНС с указанием даты его регистрации. Журнал учета ведется на каждый игровой автомат. Начальные показания счетчиков, отраженные в журналах учета, должны совпадать с показаниями, отраженными в списке игровых автоматов.

При намерении плательщика изменить общее количество объектов налогообложения каждого вида, зарегистрированных в инспекции МНС, плательщик представляет в инспекцию МНС в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 года №9 заявление об изменении общего количества объектов налогообложения каждого вида, зарегистрированных в инспекции МНС, по форме, утвержденной МНС. Такое заявление рассматривается МНС в пятидневный срок.

При выдаче нового свидетельства о регистрации ранее выданное свидетельство о регистрации изымается.

Основаниями для отказа в регистрации объектов налогообложения являются:

наличие в представленных документах недостоверной информации (несоответствие заявленных для регистрации видов объектов налогообложения, несоответствие местонахождения объектов налогообложения и другое) либо представление документов, не соответствующих действительности;

истечение срока действия сертификата соответствия на объект (объекты) налогообложения, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

истечение срока действия договора на техническое обслуживание на объект (объекты) налогообложения.

При принятии решения об отказе в регистрации объектов налогообложения инспекция МНС в пятидневный срок письменно уведомляет об этом плательщика с указанием причин отказа.

Приведенные сроки рассмотрения МНС заявлений о регистрации игровых автоматов исчисляются в рабочих днях.

Порядок ввоза на территорию Республики Беларусь игорного оборудования регулируется таможенным законодательством Республики Беларусь. В соответствии с п.1 ст.148 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее – ТамК) в Беларуси установлено 14 видов таможенных режимов. Для указанной цели следует использовать таможенный режим свободного обращения.

Таможенный режим свободного обращения – таможенный режим, допускающий постоянное размещение и использование товаров без ограничений владения, пользования и распоряжения ими, которые предусмотрены таможенным законодательством в отношении использования иностранных товаров на таможенной территории. Под таможенный режим свободного обращения могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории. Иностранные товары, помещенные под таможенный режим свободного обращения, приобретают статус отечественных товаров.

Товары помещаются под таможенный режим свободного обращения при исполнении налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Помещение товаров под таможенный режим свободного обращения может осуществляться с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в случаях и на условиях, установленных законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, а с использованием тарифных преференций – в случаях и на условиях, установленных законами, актами Президента Республики Беларусь и (или) международными договорами Республики Беларусь.

Таким образом, при ввозе игровых автоматов на таможенную территорию Республики Беларусь со стороны декларанта (иностранного инвестора) будут подлежать уплате следующие налоги и сборы: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость (далее – НДС), таможенный сбор за таможенное оформление.

Оборудование для казино и залов игровых автоматов классифицируется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2007 года №829) по кодам 9504 30 (игровые автоматы) и 9504 90 (столы для казино) и подлежит обложению таможенной пошлиной по адвалорной ставке 20% от ввозной стоимости (ст.3 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года №2151-XII «О таможенном тарифе»; Раздел XX Таможенного тарифа Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 года №699).

Льготы по уплате таможенных пошлин по ставке 0 (Нуль) процентов для указанных товаров Президентом Республики Беларусь не установлено.

В соответствии со ст.9 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 года №1319-XII «О НДС» (далее – Закон о НДС) налоговой базой для исчисления и уплаты ввозного НДС станет таможенная стоимость, увеличенная на подлежащую уплате таможенную пошлину. Так как в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 декабря 1991 года №1321-XII «Об акцизах» оборудование, предназначенное для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, не является подакцизным, иных ввозных налогов уплачиваться не будет и дополнительные платежи, включаемые в налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты НДС, отсутствуют. Налогообложение НДС в соответствии с подпунктом 1.3 п.1 ст.11 Закона о НДС будет осуществляться по ставке 18% от налогооблагаемой базы. Следовательно, стоимость уплачиваемых при ввозе игрового оборудования таможенной пошлины и НДС составит 41,6% его ввозной стоимости. Если ввозить игровое оборудование в разобранном виде, как механизмы, то таможенные пошлины по различным отдельным механизмам могут составить от 5 до 15% ввозной стоимости. Следовательно, налоговая нагрузка по таможенным платежам может быть снижена примерно до 30% его ввозной стоимости. Однако для более детального анализа такой возможности следует дополнительно консультироваться с лицензированным таможенным агентом и техническими специалистами.

Особые условия таможенного ввоза из отдельных стран могут устанавливаться международными договорами Республики Беларусь. В частности, Республика Беларусь является государством-участником Таможенного Союза, включающего помимо Беларуси Республику Казахстан, Республику Кыргызстан и Российскую Федерацию.

Вопрос 4.

Разъяснение порядка оформления трудовых и гражданско-правовых отношений с персоналом в сфере игорного бизнеса. Особенности трудового законодательства Республики Беларусь, касающиеся трудоустройства (применительно к рассматриваемым правовым отношениям).

Ответ-резюме:

трудовые отношения в Беларуси могут быть оформлены путем заключения трудового договора или трудового контракта. Эти способы оформления трудовых отношений в Беларуси существенно отличаются. Для привлечения на работу иностранцев необходимо получить лицензию в МВД. При приеме на работу граждан Российской Федерации получение лицензии МВД не требуется. Если наниматель расположен в городе Минске и привлекает на работу иностранного гражданина, а том числе гражданина Российской Федерации, необходимо получать разрешение Минского городского исполнительного комитета.

Обоснование:

Основными актами, регулирующими трудовые отношения в Беларуси, являются Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК) и Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года №29 «О дополнительных мерах по совер

 


 

Прочитавших: 4424

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Яна Маламуд стала партнёром Адвокатского бюро «Бартолиус»   [675]

ГК ЛИГАЛ объявляет о назначении Екатерины Калининой старшим партнером и руководителем практики «Защита состоятельных лиц и частного капитала»  [651]

Legal Run 2025: стартовала онлайн-регистрация на забеги в первых 5 городах  [466]

Команда АБ ЕПАМ завершила сопровождение пилотной сделки по секьюритизации потребительских кредитов в интересах Газпромбанка  [451]

Юристы «Пепеляев Групп» отстояли в арбитражных судах конституционное право на получение информации у государственных органов  [445]