Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Новости


 

Путеводитель по особым экономическим зонам. Что важно знать юристу компании?

 



12.08.2008Sameta
      

Путеводитель по особым экономическим зонам. Что важно знать юристу компании?

Автор - Михаил Успенский, налоговый юрист-менеджер по развитию бизнеса, Sameta

Материал подготовлен на основе публичных выступлений Михаила Успенского на «Юридическом конгрессе 2008», проведенном журналом «Юрист компании» и на конференции «Работа юриста при привлечении инвестиций. Практика решения основных задач» организованной компанией «Infor-Media Russia».

Один из вариантов стимулирования и поощре­ния бизнеса, который сегодня активно промоу­тируется государством - предоставление льгот компаниям-резидентам так называемых особых экономических зон. Если руководство компа­нии рассматривает возможность инвестирова­ния в такую зону, задача юриста - дать исчерпы­вающую справку о правовых преимуществах и рисках, с которыми придется столкнуться.

Зачем нужны особые экономические зоны

Субъектам РФ создание особых экономический зон выгодно с точки зрения инвестиционной привлекательности регионов, привлечения прямых иностранных инвестиций, появления новых рабочих мест. Создание особой экономической зоны влечет за собой выделение значительных средств из федерального бюджета на создание объектов инфраструктуры непосредственно в зоне.

Для частных инвесторов статус резидента особой экономической зоны предоставляет налоговые и таможенные льготы, способствует снижению административных барьеров и позволяет взаимодействовать с государственными органами по принципу «одного окна». Кроме того, строительство объектов инфраструктуры зон частично производится за счет средств государственного финансирования.

Что представляет собой особая экономическая зона

Основной смысл зоны – это освоение новых территорий (greenfield), создание там производства и развитие научной деятельности. Фактически особая экономическая зона - это часть территории РФ, на которой действует особый предпринимательский режим. Зоны создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, создания в регионе их размещения транспортной инфраструктуры и т. д.

Законодательная база - Федеральный закон от 22.07.05 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах и Российской федерации» и прини­маемые в соответствии с ним акты профильных ведомств.

В настоящий момент на основе закона № 116-ФЗ работают две промышленно-производственные зоны – Татарстан, Липецк и четыре технико-внедренческие зоны - Санкт-Петербург, Томск, Зеленоград, а также Дубна. Кроме того, действуют туристско-рекреационные зоны. В настоящее время проходит конкурс на создание особых экономических зон портового типа; подано 17 заявок, в конкурсе участвуют 6 аэропортов, 8 морских портов и 3 речных порта. Результаты конкурса будут известны через полтора-два месяца. Однако более подробно стоит остановиться на технико-внедренческих и промышленно-производственных зонах. Именно к ним проявляют повышенный интерес инвесторы.

Согласно закону № 116-ФЗ. промышленно-производственная зона - это единый участок площадью не более 20 кв. км. Технико-внедренческие зоны могут создаваться на двух участках, но общая площадь каждого участка не может превышать 3 кв. км. Такая ситуация существует на сегодняшний день, например, в Санкт-Петербурге, где зона расположена на двух достаточно удаленных друг от друга участках. Особые экономические зоны не могут включать в себя целиком территорию одного административно-территориального образования. Иначе говоря, сделать из целого города одну экономическую зону не получится.

Зона создается на 20 лет без права продления. Виды деятельности промышленно-производственной зоны; производство и реализация товаров: технико-внедренческой; создание и реализация научно-технической продукции, опытных партий и т. д. Создание аналогов так называемой «силиконовой долины» было основной идеей при создании технико-внедренческих зон.

На территории любой экономической зоны запрещена разработка и добыча полезных ископаемых, металлургическое производство и переработка черных и цветных металлов, производство и переработал подакцизных товаров, то есть табака и алкоголя. Кроме того, на территории особых экономических зон, кроме туристско-рекреационных, не разрешается размещение объектов жилищного фонда. Правительство РФ может дополнительно вводить запреты на осуществление в зоне еще какой-нибудь деятельности, но пока таких ограничений не установили.

Преимущества особых экономических зон

В первую очередь - это налоговые преимущества (таблица 1). Кроме льгот на уплату федеральных налогов резидентам зоны также предоставляются региональные налоговые льготы на 5 лет. В некоторых зонах (например, Томск, Липецк) - на 10 лет. Теоретически по договоренности с субъектом РФ можно получить освобождение и на более длительный срок. Кроме того, действует ускоренное списание расходов на научные исследования и опытно-конструкторские работы.

Резидентам зон предоставляется в числе прочего освобождение от земельного налога. Для этого необходимо стать собственником земельного участка внутри зоны. Однако тут надо учитывать, что в самом начале функционирования зоны собственником выступает субъект РФ или муниципальное образование, а резиденты являются арендаторами. Приобретение земли в собственность возможно лишь в результате возведения каких-либо строений на ее территории, а до этого момента компания-резидент будет обязана платить арендную плату.

Режим особой таможенной зоны, который действует в особых экономических зонах, в большей степени актуален для портовых зон.

Иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения запретов и ограничений внешнеторгового характера. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акцизов, но без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Какие трудности ждут желающих стать резидентом ОЭЗ

В настоящий момент статус резидента особой экономической зоны могут получить ком­мерческие организации, а в технико-внедренческих зонах - также индивидуальные предприниматели. Компания должна быть зарегистрирована в границах того муници­пального образования, в котором создана зона. Кроме того, необходимо заключить соглашение с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (РОсОЭЗ) о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Для технико-внедренческой зоны минимальные капиталовложения не установлены.

Для промышленно-производственной - минимум 10 млн. евро, из которых 1 млн. евро должен быть вложен в течение первого года после заключения соглашения.

Casestudy Sameta

Названный порог зачастую является ограничивающим фактором. Так, один из наших клиентов рассматривал для себя возможность создания на территории промышленно-производственной зоны производства высокотехнологичных камер и систем наблюдения. Однако, ознакомившись с положением закона о минимальных капитальных вложениях, отказался от такого варианта. Попытки разместить такое производство в рамках технико-внедренческой зоны также потерпели неудачу, поскольку в рамках таких зон возможен выпуск только опытных партий, продукции.

Процедура приобретения статуса резидента особой экономической зоны начинается с подачи заявки в территориальный орган РосОЭЗ. В заявке указывают сведения о предполагаемой деятельности, о необходимой площади, на которой планируется развернуть производство, либо информацию о размере помещения, в котором будут производиться научно-исследовательские разработки. Также предоставляется бизнес-план проекта.

Бизнес-план претендента на статус резидента промышленно-производственной зоны должен быть одобрен соответствующей кредитной организацией (банком). В разъяснениях Министерства экономического развития установлены специальные требования к таким банкам.

Надо сказать, что большинство заявок отсеи­ваются в самом начале. Основная причина, как ни странно, банальная - непредставление всех документов, которые требуются по закону в составе заявки. Следующая причина: отсутствие на территории зоны требуемого участка или свободного помещения, Кроме того, зачастую предполагаемая деятельность претендентов не соответствует профилю зоны.

Если же все требования соблюдены, территориальный орган РосОЭС направляет заявку в федеральный орган РосОЭС и в Экспертный совет (для технико-внедренческих зон) или Консультационный совет (для промышленно-производственных). Для резидентов промышленно-производственной зоны, кстати, часто встречается такое основание для отказа, как несоответствие упомянутому выше порогу в 1 млн. евро капитальных вложений в первый год работы. Если заявка одобрена, с резидентом заключают соглашение на ведение того или иного вида деятельности.

«Конкуренты» особых экономических зон

Процесс создания экономической зоны достаточно трудоемок. Основная часть преимуществ - это налоговые преференции за счет региональных налогов (на имущество, земельного, транспортного, ставка налога на прибыль, которая поступает субъекту РФ).

Но субъект РФ и так имеет право предоставить по региональным налогам отдельным категориям компаний льготы. Поэтому многим выгоднее получить именно эту льготу, а не затевать процесс приобретения статуса резидента.

Создание инфраструктуры ОЭЗ за счет федерального бюджета также является преимуществом, однако подобное возможно и в рамках осуществления проектов, реализуемых на условиях частно-государственного партнерства (ЧГП).

С подробным аналитическим отчетом компании Sameta вы можете ознакомиться на сайте компании Sametawww.sameta.ru или по запросу на адрес – welcome@sameta.ru

 


 

Прочитавших: 4109

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Яна Маламуд стала партнёром Адвокатского бюро «Бартолиус»   [677]

ГК ЛИГАЛ объявляет о назначении Екатерины Калининой старшим партнером и руководителем практики «Защита состоятельных лиц и частного капитала»  [656]

Legal Run 2025: стартовала онлайн-регистрация на забеги в первых 5 городах  [467]

Команда АБ ЕПАМ завершила сопровождение пилотной сделки по секьюритизации потребительских кредитов в интересах Газпромбанка  [451]

Юристы «Пепеляев Групп» отстояли в арбитражных судах конституционное право на получение информации у государственных органов  [450]