|
||||
| ||||
Новости
| ||||
В настоящей статье кратко описываются указанные виды облигаций и рассматриваются имеющиеся на сегодняшний день предложения по привлечению финансирования с использованием выпуска облигаций для инфраструктурных объектов в России.
|
В настоящей статье сделан сравнительный анализ проектных облигаций и облигаций, обеспеченных поступлениям(инфраструктурных облигаций), а также дана оценка имеющихся на сегодняшний день возможностей использования данных долговых инструментов для привлечения финансирования инфраструктурных объектов в России. В последнее время в российской прессе активно обсуждается вопрос об инфраструктурных облигациях1. Это связано, прежде всего, с инициативой Правительства России(2) начать по примеру некоторых государств финансирование строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры с помощью так называемых инфраструктурных облигаций. Так, программа антикризисных мер правительства предусматривает размещение инфраструктурных облигаций РЖД (29 января 2009 г. компания зарегистрировала 7 выпусков облигаций, которые она позиционирует как инфраструктурные(3). Однако облигации РЖД не являются инфраструктурными облигациями, поскольку эмиссионные документы не предусматривают гарантии целевого использования привлеченных средств, обеспечение по облигациям за счет поступлений от объектов инфраструктуры и другие положения, свойственные инфраструктурным облигациям. Под таковыми же ошибочно понимаются корпоративные облигации, выпускаемые для привлечения денежных средств на реализацию инфраструктурного проекта(4). Действительно, финансирование инфраструктурного проекта осуществляется путем выпуска облигаций наряду с кредитом и государственным субсидированием в сложившейся мировой практике. Такие облигации делятся на проектные облигации (project bonds), облигации, обеспеченные поступлениями (revenue bonds), и облигации с общим обязательством (general obligations bonds). Это деление зависит главным образом от того, кто является эмитентом (частная компания или публичное образование), а также от обеспечения по облигациям и вытекающих из этого особенностей. Такие виды облигаций в экономической литературе и публицистике часто объединяют под общим названием «инфраструктурные облигации» (infrastructure bonds). В настоящей статье кратко описываются указанные виды облигаций и рассматриваются имеющиеся на сегодняшний день предложения по привлечению финансирования с использованием выпуска облигаций для инфраструктурных объектов в России. ПРОЕКТНЫЕ ОБЛИГАЦИИ Общая характеристика Проектные облигации — это ценные бумаги, выпускаемые частной проектной компанией, которой принадлежит объект инфраструктуры (строящийся или уже построенный), и выплаты по которым осуществляются за счет поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры, и чьи эмиссионные документы содержат ковенанты, позволяющие владельцам облигаций (и их представителям) мониторить обстоятельства, которые существенно влияют на денежный поток финансируемого инфраструктурного проекта. Проектная компания контролируется спонсором — лицом, инициирующим строительство и эксплуатацию объекта инфраструктуры. Проектной компании принадлежат права требования по договорам об эксплуатации принадлежащего ей объекта инфраструктуры, которые ею предоставляются в качестве одного из обеспечения обязательств по привлеченному займу, в том числе по выпущенным проектным облигациям. Проектная компания контролирует ход работ по строительству подрядчиком объекта инфраструктуры и после ввода объекта в эксплуатацию управляет им. Сбор платежей за эксплуатацию (за счет которых происходит исполнение обязательств по проектным облигациям) с конечных пользователей объекта инфраструктуры осуществляют операторы объекта, которые назначаются проектной компанией. Владельцы проектных облигаций имеют возможность контролировать деятельность проектной компании путем предоставления представителю владельцев облигаций права на получение от проектной компании и операторов любой информации касательно эксплуатации объекта инфраструктуры. Кроме того, представитель владельцев облигаций может быть избран в качестве члена совета директоров проектной компании для того, чтобы иметь возможность контролировать избрание единоличного исполнительного органа проектной компании. Проектные облигации и меры государственной поддержки Проектная компания создается в рамках как сугубо частных проектов, так и проектов частно-государственного партнерства. В последнем случае проектная компания, как правило, выступает концессионером по концессионному соглашению с государством (концедентом). Государство часто участвует в тех проектах, где требуется долгосрочное строительство капиталоемкого инфраструктурного объекта, имеющего важное социальное значение, или в проектах, в которых вид инфраструктурного объекта является новым. При этом государство обычно принимает на себя лишь часть кредитных рисков в отношении инфраструктурного объекта путем оказания мер государственной поддержки. Наиболее часто используемыми мерами государственной поддержки являются такие меры, как:
Такие меры государственной поддержки существенно повышают кредитное качество проектных облигаций (хотя и не гарантируют напрямую обязательства по облигациям(5), поскольку они направлены на обеспечение определенного уровня доходности объекта инфраструктуры (платежи по проектным облигациям обеспечены поступлениями от эксплуатации инфраструктурного проекта). Кредитное качество мер государственной поддержки зависит от таких характеристик, как: условия исполнения (например, необходимо ли получить дополнительное одобрение на расходы из бюджета для выплат по государственной гарантии; необходимо ли для выплат по государственной гарантии наступление факта неплатежа по облигациям или достаточно предварительного уведомления о недостаточности средств для выплат по облигациям); очередность исполнения по государственной гарантии; политические риски, связанные с реализацией инфраструктурного проекта (например, политическая поддержка одних проектов может существенно снизиться в период избирательной кампании). О ТЕРМИНЕ «ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ» Русскоязычный термин «инфраструктурные облигации» образован путем калькированного перевода словосочетания infrastructure bonds, которое используется в экономическом и юридическом значениях. В литературе, посвященной вопросам финансирования инфраструктурных проектов, этим термином часто обозначают все облигации, которые выпускаются для финансирования инфраструктурного объекта (инфраструктурные облигации в экономическом значении)(6). В сугубо юридическом значении термин Более же распространенным законодательным термином в США для обозначения облигаций, с помощью которых финансируется инфраструктурный проект, является revenue bonds (облигации, обеспеченные поступлениями)(8),(9). ОБЛИГАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕННЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯМИ (REVENUE BONDS) Признаки облигаций, обеспеченных поступлениями Эмитент Облигации, обеспеченные поступлениями, — это облигации, которые выпускаются публично-правовыми образованиями (государством, муниципалитетом) и/или публичными юридическими лицами (юридическими лицами, учрежденными публично-правовым образованием либо в уставном капитале которых оно имеет преобладающее участие, а также юридическими лицами, выполняющими какие-либо публичные функции (на основе соглашения с публично-правовым образованием или лицензии) (далее — публичное образование). Обеспечение В качестве обеспечения по таким облигациям предоставляются поступления от эксплуатации инфраструктурного объекта (налоговые сборы, пошлины, тарифы и др.). Имущество публичного образования, как правило, не обеспечивает обязательства по облигациям, обеспеченным поступлениями. В отличие от проектных облигаций, данный вид облигаций может быть обеспечен поступлениями от эксплуатации не только инфраструктурного объекта, для финансирования которого они были выпущены, но и от других объектов инфраструктуры, принадлежащих публичному образованию(10). Налоговый нейтралитет Важным преимуществом облигаций, обеспеченных поступлениями, является режим налогового нейтралитета. В соответствии с ним доходы по облигациям, обеспеченным поступлениями, не облагаются налогами как на федеральном, так и на местном уровнях. Благодаря этому значительно снижается процентная ставка по облигациям, обеспеченным поступлениями, и тем самым снижаются расходы публичного образования. Структура сделки выпуска облигаций, обеспеченных поступлениями Обобщенно процедура выпуска облигаций, обеспеченных поступлениями, происходит следующим образом. Спонсором (лицом, которое инициировало строительство и эксплуатацию объекта инфраструктуры) и одновременно эмитентом облигаций, обеспеченных поступлениями, являются государственные/ муниципальные органы либо государственные/ муниципальные юридические лица. Сбор выручки, поступающей от эксплуатации объекта инфраструктуры, может осуществляться (а) либо спонсором на обособленный в этих целях счет, (б) либо представителем владельцев облигаций, (в) либо оператором, назначенным спонсором. Поступления от эксплуатации объекта инфраструктуры — основной источник выплат и обеспечение обязательств эмитента по облигациям, обеспеченным поступлениями. Объект инфраструктуры не передается в качестве обеспечения обязательств В США публичное образование (спонсор) может заключить соглашение с частной компанией (девелопером), на основании которого частная компания получает право эксплуатировать объект инфраструктуры. В этом случае платежи частной компании на основании такого соглашения направляются на уплату по процентам и погашение облигаций, обеспеченных поступлениями. При этом право собственности в отношении объекта инфраструктуры сохраняется за публичным образованием. По окончании срока действия соглашения с публичным образованием частная компания вправе выкупить объект инфраструктуры при условии, что она выполнила все условия такого соглашения. Кроме того, благодаря муниципальным программам по финансированию инфраструктурных объектов(11) частная компания вправе инициировать строительство и эксплуатацию объекта инфраструктуры, а также выпуск облигаций, обеспеченных поступлениями. На основе таких программ публичное образование отбирает частную компанию, заявка которой в наибольшей степени соответствует установленным в программе требованиям. При этом эмитентами облигаций, обеспеченных поступлениями, и собственниками объекта инфраструктуры являются публичные образования. Преимущества для государства Выпуск облигаций, обеспеченных поступлениями, — один из способов привлечения частных инвестиций в инфраструктурный проект. При этом такие облигации составляют лишь часть в общей структуре инфраструктурного финансирования, которая обычно предусматривает федеральные и субфедеральные субсидии, частные инвестиции в форме прямого участия в проекте (через концессию) и кредитования. Важным преимуществом облигаций, обеспеченных поступлениями, как долгового инструмента является то, что имущество публичного образования, за исключением поступлений от объекта инфраструктуры, «защищено» от требований владельцев облигаций, обеспеченных поступлениями. Кроме того, основные обязательства публичного образования по облигациям, обеспеченным поступлениями, ограничены денежными обязательствами. Владельцыоблигаций не получают какую-либо долю участия в финансируемом объекте инфраструктуры. Значение для частных инвесторов Инвестирование в облигации, обеспеченные поступлениями, обладает такими преимуществами для частных инвесторов, как сниженная налоговая нагрузка по доходам от облигаций и значительное снижение юридических рисков, связанных со статусом эмитента, выпуском облигаций и использованием привлеченных средств:
Таким образом, законодательное нормирование предотвращает возможность признания сделки по выпуску облигаций, обеспеченных поступлениями, недействительной. А любое нецелевое использование поступлений от эксплуатации инфраструктурного объекта-обеспечения по облигациям является недействительным. Законодательное регулирование облигаций, обеспеченных поступлениями Специальное законодательство, посвященное облигациям, обеспеченным поступлениями, имеется в таких государствах, как США12, Польша. Законодательные нормы об облигациях, обеспеченных поступлениями, как правило, регулируют следующие вопросы:
Закрепление на уровне закона основных элементов структуры сделки по выпуску облигаций, обеспеченных поступлениями (правила об эмитенте, об обеспечении по облигациям и др.), являетсясущественной гарантией прав инвесторов, поскольку устраняет возможные споры и неопределенность при реализации их прав, прямо закрепленных в законе. Это, в свою очередь, предопределяет достаточно высокий кредитный рейтинг облигаций, обеспеченных поступлениями. Облигации с общим обязательством эмитента В качестве обеспечения выплат по облигациям могут выступать не только поступления от эксплуатации инфраструктурного объекта, но и все имущество публичного образования (эмитента). Такие облигации называются облигациями с общим обязательством эмитента(18). Для осуществления платежей по ним, в случае если поступлений от эксплуатации инфраструктурного объекта недостаточно, используют другое имущество эмитента (прежде всего, это касается налоговых доходов бюджета). Для принятия решения о выпуске облигаций с общим обязательством эмитента обычно требуется одобрение законодательного органа (одобрение на референдуме, согласие уполномоченного вышестоящего органа), поскольку тем самым устанавливаются дополнительные расходные обязательства бюджета. Как правило, облигации с общим обязательством эмитента выпускаются в случаях, когда необходимо обеспечить финансирование крупных дорогостоящих проектов на длительный срок. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МОДЕЛИ ОБЛИГАЦИЙ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПРОЕКТА В настоящее время в России принят ряд мер для введения в оборот так называемых инфраструктурных облигаций. Эти предложения, в том числе доклад Минэкономразвития России об инфраструктурных облигациях(19), основаны на модели, в соответствии с которой эмитентом облигаций является частное юридическое лицо (концессионер, осуществляющий реализацию инфраструктурного проекта на основе концессионного соглашения). Так, Федеральная служба по финансовым рынкам исходит из понимания инфраструктурных облигаций как ценных бумаг с длительным сроком погашения, исполнение по которым обеспечено государственной гарантией или гарантией государственной корпорации ВЭБ(20). Однако при этом для подобных «инфраструктурных облигаций» не предусматривается целевое использование таких облигаций, обеспечение выплат по облигациям поступлениями от инфраструктурного объекта, отсутствуют механизмы раскрытия информации о ходе реализации инфраструктурного проекта, которые должны позволить владельцам облигаций контролировать необходимый уровень поступлений для выплат по облигациям. Поэтому предложения ФСФР, касающиеся инфраструктурных облигаций, на самом деле имеют в виду корпоративные облигации. Однако корпоративные облигации и инфраструктурные облигации(21) — два принципиально различных инструмента. Первые — это вид финансирования, которое осуществляется «против» общего финансового положения заемщика (эмитента), т. е. выплаты по облигациям осуществляются за счет операционной выручки эмитента, а не из определенного источника. Напротив, инфраструктурные облигации — вид финансирования, при котором кредиторы оценивают риски, связанные с определенным инфраструктурным проектом, так как выплаты по облигациям осуществляются за счет поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры. НЕОБХОДИМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИИ Описанные выше инструменты финансирования инфраструктурного проекта: проектные облигации, выпускаемые частными компаниями, и облигации, обеспеченные поступлениями, выпускаемые публичными образованиями, — могут быть использованы в России при условии внесения изменений в ряд нормативных актов. Такие законодательные изменения должны, во-первых, закрепить на законодательном уровне нормы, позволяющие реализовывать основные принципы проектного финансирования, во вторых, обеспечить выпуск инфраструктурных облигаций. Реализация основных принципов проектного финансирования:
Инфраструктурные облигации — вид финансирования, при котором кредиторы оценивают риски, связанные с определенным инфраструктурным проектом, так как выплаты по облигациям осуществляются за счет поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры.
Представитель владельцев облигаций будет действовать от имени всех владельцев облигаций, что позволит (а) эмитенту взаимодействовать в период обращения проектных (инфраструктурных) облигаций с одним лицом (а не со всеми владельцами облигаций) и (б) наиболее быстрым образом и на профессиональной основе защищать права и интересы владельцев облигаций (например, при обращении взыскания на обеспечение по проектным (инфраструктурным) облигациям). Обеспечение выпуска инфраструктурных облигаций:
____________________________________________________________________ (1) Инфраструктурные облигации привлекают растущий интерес у крупных финансовых институтов во всем мире. Так, например, государства — участники АСЕАН+3 создали специальную рабочую группу для выработки рекомендаций по необходимым законодательным изменениям для обеспечения возможности выпускать инфраструктурные облигации в странах АСЕАН+3. (2) Федеральная служба по финансовым рынкам уже разработала концепцию Федерального закона «Об инфраструктурных облигациях». (3) http://www.rzd.ru/wps/portal/press?STRUCTURE_ID=754&layer_id=463&refererLayerId=461225292 (4) См., например, «Концессионерный доход» — комментарий заместителя руководителя ФСФР России А. Ю. Синенко газете «РБК daily» об инициативе службы по выпуску инфраструктурных облигаций (http://www.ffms.gov.ru/document.asp?ob_no=107263&print=1); доклад Министерства экономического развития Российской Федерации, подготовленный по поручению Правительства РФ № КА-П13-4211 от 14 июля 2008 г. (5) За исключением государственной гарантии по облигациям. (6) См., например, Bond Financing for Infrastructure Projects in the ASEAN+3 Region, 2008 (Asian Development Bank). (7) Статья 15B разд. 31 Кодекса Западной Вирджинии (West Virginia Code). (8) См., например, раздел 4.40 Муниципального кодекса Окланда, раздел 6123 Измененного кодекса Огайо (Ohio Revised Code), закон штата Мичиган (США) об облигациях, обеспеченных поступлениями (The revenue bond act of 1933), статьи 349.400—349.670 Измененных законов штата Невада (США) (The Nevada Revised Statutes). (9) Существуют и другие названия, например industrial development bonds. (10) Как, например, при строительстве объектов инфраструктуры Уполномоченным органом Нью-Йорка и Нью-Джерси по портам (Port Authority of New York and New Jersey). (11) Программа облигаций, обеспеченных поступлениями, Федерального округа Колумбия (США) (District of Columbia Revenue Bond Program), а также Программа облигаций по развитию индустрии штата Мичиган (США) (The Industrial Development Bond program). (12) Тот факт, что при описании облигаций, обеспеченных поступлениями, используются основные характеристики (а также сам термин) облигаций, выпускаемых в США, объясняется тем, что наибольшее количество сделок и наибольший объем выпусков облигаций, обеспеченных поступлениями, имеет место в США. Опыт США по финансированию строительства и обеспечения эксплуатации объектов инфраструктуры с помощью облигаций, обеспеченных поступлениями, используется для разработки собственных институтов облигаций, обеспеченных поступлениями, в таких странах, как Великобритания, Япония, Сингапур. (см., например, Financing the Future A report on innovative financing mechanisms for major regeneration projects in London April, 2004 (by Economic and Social Development Committee). (13) Например, устанавливается необходимость в получении предварительного согласия уполномоченного органа (ст. 11-43-315 разд. 43 Кодекса Законов Южной Каролины, США) (Закон Южной Каролины о Банке Транспортной Инфраструктуры). (14) За исключением случаев выпуска облигаций с общим обязательством эмитента. (15) Статья 11-74-10 разд. 74 Муниципального Акта Иллинойса (США) (Закон Иллинойса об облигациях, обеспеченных поступлениями индустриального проекта (The Industrial Project Revenue Bond Act). (16) Согласно ст. 23b Закона Республики Польши «Об облигациях» от 29 июня 1995 г. при расчете лимитов принятия на себя публичным образованием долговых обязательств не учитываются суммы обязательств публичного образования по инфраструктурным облигациям. (17) Например, устанавливается предельный срок, на который могут быть выпущены инфраструктурные облигации (ст. 11-43-340 разд. 43 Кодекса Законов Южной Каролины, США) (Закон Южной Каролины о Банке Транспортной Инфраструктуры). (18) General obligations bonds. (19) Доклад Министерства экономического развития Российской Федерации, подготовленный по поручению Правительства РФ № КА П13-4211 от 14 июля 2008 г. (20) ФСФР для обеспечения возможности выпуска инфраструктурных облигаций изменила правила включения облигаций в котировальный список «А» (см. Приказ ФСФР № 07-102/ПЗ-Н от 9 октября 2007 г. «О внесении изменений в положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»). См. также интервью заместителя руководителя ФСФР России об этом Приказе (http://www.fcsm.ru/document.asp?ob_no=182108). (21) Инфраструктурными облигациями применительно к российской практике предлагается называть облигации, обеспеченные поступлениями (которые в законодательстве ряда штатов США, собственно, и именуются инфраструктурными). (22) В настоящее время государственные (муниципальные) облигации могут выпускать только финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования). АВТОР: Анна Батуева, юрист АТП - ann.batueva@atpfinance.com ОПУБЛИКОВАНО: журнал РЦБ № 9-10, 2009 |
|
Прочитавших: 4003 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Екатерина Медовщикова стала партнёром адвокатского бюро «Бартолиус» [623] С праздником Великой Победы! [228] Сергей Пепеляев награжден медалью Анатолия Кони – высшей наградой Минюста России [199] |
|