Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Новости


 

Сводный обзор изменений в законодательстве РФ за август 2009 г.

 

В данном выпуске обзора приводятся наиболее важные нормативные акты, представляющие интерес для российского бизнеса. Особое внимание следует обратить на Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», Приказ ФТС РФ от 03.07.2009 № 1226 «Об утверждении инструкции о совершении отдельных таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области, и при завершении его действия», нормативно-правовые акты в разделах «Экономическая деятельность» и «Налоги и финансы».

02.09.2009, www.tencon.ru
      

1. Налоги и финансы

Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54
«О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»

Универсальные правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
Помимо этого Пленумом ВАС РФ даны также разъяснения в том числе по вопросам возникновения обязанности уплаты земельного налога, определения плательщиков налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и в котором создано товарищество собственников жилья, порядка определения налоговой базы по данному налогу, в случае, если кадастровая стоимость земли не установлена.
Указано, что, если на момент возникновения спорных правоотношений кадастровая стоимость земли не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями ст. 65 Земельного кодекса РФ и п. 13 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. Сообщено также, что налогоплательщики - физические лица, которые на основании п. 5 ст. 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой базы в размере 10 000 рублей, могут им воспользоваться и в случае, когда земельный участок используется в предпринимательской деятельности.

Указание ЦБ РФ от 07.08.2009 № 2270-У
«О размере ставки рефинансирования Банка России»

С 10 августа 2009 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 10,75 процента годовых.

Напомним, что с 13 июля 2009 года действовала ставка рефинансирования в размере 11 процентов годовых.

Приказ ФСФР РФ от 18.06.2009 № 09-23/ПЗ-Н
«Об утверждении требований к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг»

Указанные требования распространяются на электронные носители и формат текстов следующих документов:

- анкеты эмитента;

- решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

- изменений и (или) дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг;

- отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

- уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

- уведомления об изменении сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям.

Новым требованиям должны соответствовать также электронные носители и формат текстов ежеквартальных отчетов эмитентов эмиссионных ценных бумаг.

Приказ ФСФР РФ от 09.10.2007 N 07-103/ПЗ-Н «Об утверждении Требований к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг» признан утратившим силу.

Приказ ФСФР РФ от 02.06.2009 № 09-18/ПЗ-Н
«О внесении изменений в стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/ПЗ-Н»

Указанные изменения касаются порядка представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, порядка оформления решений о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем подписки, и государственной регистрации таких ценных бумаг, порядка досрочного погашения биржевых облигаций, порядка внесения изменений в решение о выпуске российских депозитарных расписок или в проспект российских депозитарных расписок, порядка эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц.

Приказ Минфина РФ от 22.06.2009 № 58Н
«Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения»

Вводится в действие новая форма налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Новая форма декларации должна применяться начиная с представления налоговой отчетности за 2009 год. В декларации учтены изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, касающиеся порядка применения упрощенной системы налогообложения (субъекты Российской Федерации получили возможность устанавливать пониженные дифференцированные ставки налога в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков; налогоплательщики освобождены от обязанности представлять налоговые декларации по итогам отчетных периодов; снято ограничение размера убытков, полученных по итогам налоговых периодов и учитываемых при формировании налоговой базы).

Письмо ФНС РФ от 01.04.2009 № ШС-22-7/240@

Уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Вместе с тем в случае нарушения срока представления первоначальной налоговой декларации и последующего представления уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса РФ. Количество дней непредставления налоговой декларации в данном случае рассчитывается со дня, следующего за днем окончания установленного срока представления декларации, и до момента представления изначально поданной налоговой декларации, так как именно ее несвоевременное представление является налоговым правонарушением. При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет, то есть на основании данных указанных в уточненной налоговой декларации либо на основании данных по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.

Письмо ФНС РФ от 19.06.2009 № 3-5-03/837@
«О порядке уплаты налога на доходы физических лиц»

Сообщено, что в случае регистрации индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства и в налоговом органе по месту осуществления деятельности с применением единого налога на вмененный доход, где он является налоговым агентом, в отношении доходов наемных работников, привлеченных им для осуществления деятельности, он обязан уплачивать налог на доходы физических лиц, удержанный из доходов данных работников по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД.

Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@
«О порядке составления счетов-фактур налоговыми агентами»

В связи с тем, что уплата налога в бюджет налоговым агентом производится либо при предварительной оплате товаров (работ, услуг) до момента их принятия на учет, либо при оплате принятых на учет товаров (работ, услуг), то необходимо иметь в виду, что суммы налога, уплаченные в бюджет налоговыми агентами в установленном порядке, подлежат вычету в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ при наличии счета-фактуры, составленного при предварительной оплате товаров (работ, услуг) только после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов, подтверждающих факт их принятия на учет.

Письмо ФНС РФ от 01.06.2009 № ВЕ-17-3/100@
«О направлении письма Министерства Финансов Российской Федерации от 15.05.2009 № 03-11-11/81»

Разъяснено, что если для хранения автотранспортных средств используется многоуровневая (многоэтажная) платная автостоянка, то при определении физического показателя следует учитывать общую площадь стоянки, как подземной, так и наземной ее части, определяемую на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

Письмо ФНС РФ от 23.07.2009 № 3-1-10/529
«О порядке заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость»

Разъяснено, что Порядок заполнения декларации по НДС, утвержденный Приказом Минфина РФ от 07.11.2006 N 136Н, не содержит положений, устанавливающих, в каких строках декларации должны быть отражены указанные суммы НДС, подлежащие вычету на основании пункта 12 статьи 171 НК РФ и подлежащие восстановлению на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

В этой связи ФНС РФ рекомендовала указанные суммы налога, предъявленные покупателю и подлежащие вычету, отражать по строке 220 раздела 3 декларации по НДС; ранее правомерно принятые к вычету суммы налога по авансовым платежам и подлежащие восстановлению следует отражать по строке 190 раздела 3 декларации.

Письмо ФНС РФ от 27.07.2009 № 3-2-09/150
«О применении отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации»

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества.

Изменение срока полезного использования для целей налогообложения осуществляется только в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ.

Главой 25 Налогового кодекса РФ не предусмотрено изменение срока полезного использования амортизируемого имущества путем замены одной амортизационной группы на другую.

В случае ошибочного отнесения основного средства в ненадлежащую амортизационную группу, что повлекло неправильное исчисление сумм налога, налогоплательщику следует исходить из того, что при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы необходимо произвести ее перерасчет за предыдущие налоговые (отчетные) периоды, представив уточненные налоговые декларации.

Письмо ФНС РФ от 10.08.2009 № ШС-22-3/626@
«О заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций»

В соответствии с пунктом 9 статьи 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (амортизационная премия). В таком же порядке можно учесть расходы, понесенные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Разъяснено, что до внесения изменений в форму налоговой декларации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 05.05.2008 N 54Н, указанные расходы подлежат отражению по строке 044 Приложения 2 к Листу 02 налоговой декларации.

Письмо ФНС РФ от 10.08.2009 № ШС-22-6/627@
«О направлении информации»

На основании пункта 1 статьи 29 Налогового кодекса РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (в том числе, в отношениях с налоговыми органами). ФНС РФ указала, что положениями Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели отнесены законодателем к отдельной категории налогоплательщиков, не относящихся ни к юридическим, ни к физическим лицам.

Нормы гражданского законодательства индивидуального предпринимателя приравнивают в правах к юридическому лицу. С учетом данного обстоятельства сделан вывод о том, что индивидуальный предприниматель осуществляет свои полномочия по представлению интересов налогоплательщиков на основании доверенности, требования к оформлению которой установлены пунктом 5 статьи 185 Гражданского кодекса РФ (т.е. в соответствии с требованиями к доверенности, оформленной от имени юридического лица), - выданной за подписью руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации.

Письмо ФНС РФ от 21.08.2009 № ШТ-17-2/161@
«О регистрации налоговыми органами контрольно-кассовой техники»

Действующими нормативными актами установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о регистрации контрольно-кассовой техники.

На основании пункта 15 «Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники...», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, а также Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 10.03.2009 N 19Н, для регистрации контрольно-кассовой техники требуются:

1) заявление о регистрации ККТ;

2) паспорт ККТ, подлежащий регистрации;

3) договор о технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания) ККТ.

ФНС РФ сообщила, что требование о представлении дополнительных документов (в том числе, договора аренды помещения или свидетельства о праве собственности на помещение) является неправомерным.

Письмо ФНС РФ от 27.08.2009 № ШС-22-3/669@
«О представлении «нулевых» налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности»

Лица, вставшие на учет в качестве налогоплательщиков ЕНВД сохраняют обязанность по представлению налоговых деклараций по данному налогу до момента снятия с учета.

Статьей 346.28 НК РФ предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов в пятидневный срок со дня начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков ЕНВД и в тот же срок сняться с учета при прекращении данной деятельности.

ФНС РФ сообщила, что между указанными моментами начала и окончания осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, налогоплательщик представляет налоговые декларации, в том числе и в случае отсутствия фактических значений физических показателей базовой доходности по осуществляемой деятельности.

В таком случае в налоговые органы представляются «нулевые» декларации.

Позиция ФНС РФ подтверждена ссылками на решения арбитражных судов.

2. Земля и недвижимость

Постановление Правительства РФ от 19.08.2009 № 665
«О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 234»

Федеральным органам исполнительной власти разрешено согласовывать сделки по передаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и расположенного на земельных участках, запрет на согласование сделок с которыми, за исключением некоторых сделок, связанных со строительством на этих участках, установлен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 (имеются в виду земельные участки, которые находятся в федеральной собственности, расположены в населенных пунктах либо на определенном расстоянии от них, не предоставлены гражданам или юридическим лицам либо предоставлены федеральным государственным предприятиям и учреждениям, а также Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным ими организациям).

Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 688
«Об утверждении правил установления на местности границ объектов землеустройства»

В соответствии с утвержденными Правилами, установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При установлении на местности границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований, населенных пунктов узловые точки таких границ, а также ближайшие к ним характерные точки границ закрепляются долговременными межевыми знаками. Документы и материалы, полученные при выполнении работ по установлению на местности границ объекта землеустройства, включаются в землеустроительное дело.

3.Экономическая деятельность

Постановление Правительства РФ от 05.08.2009 № 642
«О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 987»

Уточнен порядок применения отдельных положений Постановления Правительства РФ, которым определены меры по реализации федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.

Указанное Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 987 в мае текущего года было дополнено положениями, устанавливающими возможность при определенных условиях предусматривать в государственных контрактах на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства федеральной собственности авансовые платежи. Теперь уточнено, что данные положения могут применяться также к отношениям, вытекающим из государственных контрактов, заключенных до вступления в силу этих положений (т.е. до 19 мая 2009 года).

«Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год»

Правительством РФ подготовлен обновленный антикризисный план на 2009 год, определяющий приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

Программа обеспечивает оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики. В соответствии с Программой Правительство РФ будет осуществлять свою деятельность исходя из семи приоритетов.

Первый приоритет включает в себя выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала. Общие расходы федерального бюджета на эти цели (включая нормативно-обусловленные расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, пенсии) составят в 2009 году 4365,4 млрд. рублей, что превышает уровень 2008 года на 30,4 процента. При этом на социальную политику и пенсионное обеспечение в 2009 году из федерального бюджета будет выделено 2458,8 млрд. рублей против 1873,6 млрд. рублей в 2008 году.

Второй приоритет - это сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Деятельность Правительства РФ в этой сфере будет направлена на создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не будет подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком кредитов и снижением спроса.

Третий приоритет направлен на активизацию внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Будут приняты меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой.

Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Государством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности.

Пятый приоритет призван обеспечить создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности. Будут осуществлены мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования. Особое внимание будет уделено поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства.

Шестой приоритет - формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики.

Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов. Будут реализованы меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит осуществить комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности бюджетных расходов.

В приложении к Программе приведены Основные мероприятия Правительства РФ и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 году.

Приказ Минэнерго РФ от 15.07.2009 № 320
«О внесении изменений в Приказ Минэнерго России от 8 октября 2008 г. № 116»

Газета «Промышленный еженедельник» не будет являться источником официальной публикации указанных актов Минэнерго РФ, как это было установлено ранее. Изменениями, внесенными в Приказ Минэнерго РФ от 08.10.2008 N 116, предусмотрено, что названные акты подлежат опубликованию в «Информационном бюллетене Министерства энергетики Российской Федерации» с одновременным размещением на официальном сайте Минэнерго РФ в сети Интернет.

Приказ ФСТЭК РФ от 17.07.2009 № 243
«О внесении изменений в административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, утвержденный приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 4 апреля 2008 г. № 78»

Скорректирован перечень нормативных актов, в соответствии с которыми ФСТЭК РФ в пределах своих полномочий осуществляет государственную функцию по контролю за экспортом и импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования.

Уточнен перечень оснований и цели проведения проверок. Например, установлено, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки; начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требующих представления в уполномоченный орган уведомления о начале соответствующей деятельности.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

- истечение срока исполнения участником ВЭД ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

- возникновение угрозы (причинения вреда) безопасности государства.

В последнем случае (причинение вреда безопасности государства) выездные плановые и внеплановые проверки могут осуществляться и в случае отсутствия руководителя ВЭД.

Предусмотрено также, что в случае если при проведении проверки установлено, что деятельность участника ВЭД представляет угрозу причинения вреда безопасности государства, ФСТЭК России (ее территориальный орган) обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда, вплоть до временного запрета деятельности участника ВЭД в порядке, установленном КоАП РФ.

Изменения коснулись также процедур проведения проверок и порядка оформления результатов их проведения.

Приказ ФТС РФ от 03.07.2009 № 1226
«Об утверждении инструкции о совершении отдельных таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области, и при завершении его действия»

С 1 февраля 2010 года вступает в силу Инструкция, определяющая особенности совершения отдельных таможенных операций при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый на территории ОЭЗ в Калининградской области.

Утвержденная Инструкция:

- устанавливает перечень сведений, необходимых для идентификации товаров, ввозимых в целях проведения в отношении их операций по переработке,

- определяет порядок действий таможенного органа при рассмотрении заявления об идентификации товаров и сроки его рассмотрения,

- регламентирует основания для выдачи таможенным органом заключения о приемлемости выбранного способа идентификации товаров.

В приложениях к Инструкции приведены образец заключения таможенного органа, порядок его заполнения, а также особенности заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, ввезенных на территорию Калининградской области.

Приказ ФТС РФ от 28.07.2009 № 1351
«Об утверждении формы отчетности о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области, и порядка представления в таможенный орган отчетности по таким товарам»

Отчетность о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, необходимо представлять по установленной форме в таможенный орган по его письменному запросу лицами, ввозящими такие товары на территорию ОЭЗ.

Установлено, что отчетность должна быть направлена в таможенный орган на бумажном носителе и в электронном виде не позднее чем через 7 дней после получения запроса.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

4. Корпоративное и трудовое право

Приказ ФМС РФ от 15.06.2009 № 146
«О порядке опубликования и вступления в силу актов Федеральной Миграционной службы, признанных Министерством Юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации»

Установлено, что нормативные правовые акты ФМС РФ, признанные Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в газете «ВАШЕ ПРАВО. Миграция» - приложении к газете «ВАШЕ ПРАВО. Юридическая газета» с одновременным размещением на официальном интернет-сайте ФМС РФ (www.fms.gov.ru). Опубликование в газете «ВАШЕ ПРАВО. Миграция» является официальной публикацией акта ФМС РФ.

Постановление Правительства РФ от 12.08.2009 № 663
«О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»

Изменения коснулись срока, в течение которого уполномоченный орган (ФНС РФ) должен подать заявление в арбитражный суд о признании банкротом стратегического предприятия.

Также установлена обязанность регулирующего органа (в настоящее время - Минэкономразвития РФ) установить порядок возмещения арбитражному управляющему расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований к должнику.

Уточнена терминология, в частности понятия «дела о банкротстве» и «процедуры банкротства» заменены понятиями «дело о банкротстве» и «процедуры, применяемые в деле о банкротстве».

5. Судебная практика

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.06.2009 N 131

В обзоре практики рассмотрения споров о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ приведен пример спора, связанного с приобретением акций по иным, нежели купля-продажа, договорам, пример незаконного приобретения акций по сделке, прикрытой притворными договорами дарения и купли-продажи акций, пример спора, вытекающего из незаконного требования устава общества о преимущественном праве общества на приобретение акций, продаваемых одним акционером другому, и ряд других примеров судебной практики.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 132
«О некоторых вопросах применения Арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними»

Президиум ВАС РФ отметил, что регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным.
Судам необходимо учитывать, что отказ регистратора в регистрации права, установленного вступившим в законную силу судебным актом, мотивированный предполагаемыми процессуальными нарушениями, допущенными судом, вынесшим судебный акт, со ссылкой на данное основание для отказа в регистрации является незаконным.

Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58
«О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя»

Указано, что если судом не рассматривалось ранее требование залогодержателя об обращении взыскания на заложенное имущество, то судам при установлении требований кредитора следует проверять, возникло ли право залогодержателя в установленном порядке, не прекратилось ли оно по основаниям, предусмотренным законодательством, имеется ли у должника заложенное имущество в натуре (сохраняется ли возможность обращения взыскания на него).
Если залог прекратился в связи с физической гибелью предмета залога или по иным основаниям, наступившим после вынесения судом определения об установлении требований залогового кредитора, суд по заявлению арбитражного управляющего выносит определение о внесении изменений в реестр требований кредиторов и отражении в нем требований кредитора как не обеспеченных залогом.
При наличии на предмет залога прав нескольких залоговых кредиторов, являющихся первоначальным и последующим залогодержателями, вырученные от продажи заложенного имущества средства направляются на погашение требований последующего залогодержателя лишь после полного удовлетворения требований первоначального залогодержателя.

Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60
«О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, в том числе новый порядок определения текущих платежей, порядок обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом, сроки, по истечении которых возникает право на обращение в суд, момент возникновения права на участие в собрании кредиторов с правом голоса, очередность рассмотрения арбитражным судом заявлений о признании должника банкротом, основания для прекращения производства по делу о банкротстве по инициативе суда, отдельные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью арбитражных управляющих.

Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63
«О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве»

ВАС РФ пояснил, что возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, являются текущими.
Текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом, длящееся оказание услуг, а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами, текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.

Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 57
«О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств»

Пленум ВАС РФ отметил, что суд, рассматривающий иск об оспаривании договора, в случае заявления кредитором встречного иска о взыскании по этому договору принимает его к производству, так как между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению дела (п. 3 ч. 3 ст. 132 АПК РФ «Предъявление встречного иска»).
Если дело о взыскании по договору и дело по иску об оспаривании договора возбуждены в одном суде, то такие дела согласно ч. 2 ст. 130 АПК РФ («Соединение и разъединение нескольких требований») ввиду взаимосвязанности предметов споров, наличия общего состава лиц могут быть объединены в одно производство для совместного рассмотрения при условии, что это не приведет к чрезмерному затягиванию процесса по первому делу.

 


 

Прочитавших: 4289

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

С праздником Великой Победы!  [638]

Вадим Бородкин и Азат Ахметов назначены партнёрами Orchards с 1 мая 2025 года.  [606]

Кадровые изменения в компании Tax Compliance  [554]

К уголовной практике «Бельский и партнёры» присоединился адвокат Игорь Анисимов  [449]

Московская коллегия адвокатов "Аронов и Партнеры" объявляет о присоединении адвоката Сергея Шульмана  [424]