|
||||
| ||||
Новости
| ||||
Интервью Сергея Пепеляева, управляющего партнера юридической компании «Пепеляев групп» журналу "Юрист Компании"
|
Между юристами работа распределяется по принципу строгой специализации. Но при этом каждый юрист выполняет еще и менеджерские функции. Непременное условие – постоянное повышение квалификации. Об этих особенностях работы в сфере юридического консалтинга нам рассказал Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев групп» Структура компании - Каковы основные направления услуг «Пепеляев Групп», и какое из них вы считаете главным, наиболее востребованным? - Компания традиционно известна на рынке своей налоговой практикой. С нее в свое время все начиналась. Сейчас из 160 наших юристов 85 специалистов – это налоговые юристы. Другие наши практики меньше по размеру штата, но по качеству услуг они на таком же высоком уровне, как и налоговая. В частности, у нас сильная практика таможенного права, которую, возглавляет бывший начальник правового управления Федеральной таможенной службы, прекрасные практики антимонопольного регулирования, трудового права, разрешения споров и медиации, административно-правовой поддержки бизнеса. Спрос на услуги, во многом зависит от общей ситуации в бизнесе и даже в политике. Например, начиная с прошлого года, семимильными шагами развивается практика антимонопольного регулирования. Дело в том, что Федеральная антимонопольная служба сейчас ведет себя чрезвычайно активно. В связи с этим у нас появились новые, весьма востребованные у клиентов продукты. В частности, антимонопольный аудит, когда наши юристы проводят фактически такую же проверку, которая предстоит клиенту в дальнейшем со стороны антимонопольного органа. Задача – выявить риски и заранее дать определенные рекомендации. Еще одна услуга – сопровождение проверки клиента антимонопольным органом. Недавно огромное количество вопросов было у ритейла в связи с законом «О торговле», а сейчас - в связи с Таможенным союзом. - Как организована правовая поддержка собственной деятельности вашей компании? - Безусловно, юридической компании очень важно не оказаться в положении сапожника без сапог. Поэтому мы уделяем большое внимание четкой и слаженной работе бэк-офиса. У нас 5 внутренних юристов. Они не участвуют в оказании услуг клиентам и занимаются только делами компании. В первую очередь, контрактами с клиентами и всем, что с ними связано: соглашениями о конфиденциальности, гарантийными обязательствами и т.д. Например, благодаря внутренним юристам удалось четко выстроить договорную работу и проверку конфликта интересов, сделать этот процесс максимально быстрым и удобным для клиентов. Многие иностранные клиенты проводят внутренние проверки поставщиков услуг на предмет прозрачности ведения бизнеса, соответствие международным стандартам и т.д. Хочу отметить, что не было еще случая, чтобы наша компания не прошла такую проверку. Кроме того, наша внутренняя юридическая служба занимается сопровождением хозяйственных договоров. Конечно же, есть и претензионная работа. Например, из-за внутренней несогласованности у клиента могут возникнуть задержки с оплатой. Чтобы юристы фронт-офиса не тратили свое драгоценное время на решение таких, можно сказать, бытовых вопросов, ими занимаются юристы бэк-офиса. Специфика работы в юридической компании - Многие компании привлекают специалистов со стороны при наличии собственной юридической службы. В чем же конек юриста, работающего в юридической фирме? - В том, что он имеет больше возможностей для обмена информацией в своей профессиональной среде и еще, конечно, в специализации. Например, наши налоговые юристы специализируются на налогообложении в определенных индустриях – нефтегазовой отрасли, фармацевтике, банковской сфере, производстве и т.д. У них обширная судебная практика по своему профилю, они общаются с коллегами из профессионального сообщества и других компаний. Таким образом, они всегда в курсе, что происходит на конкретном рынке, какие начались проверки, что можно ожидать от действий налоговых органов. В нашей компании создана определенная инфраструктура, которая позволяет юристу всегда быть на острие событий. У нас своя библиотека, и ее сотрудники не просто собирают всю выходящую юридическую литературу и прессу, но и формируют для юристов конкретной специализации список статей по актуальной тематике в той или иной отрасли, которые вышли за последний месяц. Есть аналитическая служба, которая отслеживает и по такому же принципу готовит для юристов обзоры судебно-арбитражной практики и законопроектов. Кроме того, наши специалисты постоянно повышают свою квалификацию. Существует правило: чтобы подняться на следующую профессиональную ступень (например, от юриста к старшему юристу), помимо наработки определенного опыта, нужно прослушать определенное количество часов курсов. В целом получается более 60 занятий в год. Есть партнерские курсы (каждый партнер должен в течение года прочитать, как минимум, один тренинг для юристов), есть курсы, которые читают приглашенные специалисты – судьи, ученые университетов, ведущие международные эксперты. - Учитывая узкую специализацию ваших юристов, каким образом обеспечивается такое направление, как комплексное юридическое обслуживание клиента? - Наша задача – сделать так, чтобы клиенту было удобно с нами работать и все свои правовые проблемы он мог решить оперативно. А удобно работать с тем человеком, которого уже знаешь и с которым совместно уже работал. Поэтому мы закрепляем за клиентом менеджеров. Причем, в качестве менеджеров выступают сами юристы. Задача юриста как менеджера – выслушать проблему клиента, найти правильного исполнителя, специализирующегося на конкретном вопросе, и в дальнейшем контролировать процесс исполнения. Также он отвечает за правильное и своевременное выставление счетов клиенту. Разумеется, техническую работу в этом направлении выполняет финансовая группа, но для формирования счета юристу необходимо ежедневно вводить нужную информацию в специальную биллинговую систему. - Как вырабатывается в компании позиция по спорным и коллизионным вопросам? - Все консультации и аналитика аккумулируется во внутреннем электронном архиве. Когда юрист готовит консультацию, он сначала должен ознакомиться, какие у нас были консультации по аналогичным вопросам. Если он не согласен с ранее подготовленным ответом, например, потому что изменилась судебная практика или законодательство, то он может высказать свое мнение. Тогда мы собираемся, обсуждаем вопрос и вырабатываем общий подход с учетом новых обстоятельств. Цель этих обсуждений - собрать все мнения, которые существуют по конкретной проблеме, чтобы юристы знали все острые углы. Задача юриста при написании меморандума клиенту - указать все имеющиеся риски. Ведь мы не ведем бизнес за клиента и не принимаем за него решения. Мы должны наиболее полно раскрыть ему весь спектр рисков и возможностей. Требования к юристам: высокий экспертный уровень и профессиональная активность - Как вы отбираете новых сотрудников, чтобы обеспечить высокий экспертный уровень? - Практически все наши партнеры – это те, кто вырос в рамках компании. Сейчас новые юристы приходят на различные позиции, соответственно, и требования к ним разные. Бывает, что специалистов с именем и большим опытом мы приглашаем сами. К тем, кто пришел к нам, будучи уже опытными специалистами, из российских и иностранных юридических фирм первого ряда или из реального сектора мы относимся очень внимательно. Для них действует достаточно скрупулезная многоступенчатая система отбора, которая предполагает тестирование, иногда - просьбу подготовить какое-то задание. Мы смотрим, в каких проектах участвовал специалист, какие проблемы решал, чего добился. Важно, чтобы человек был настоящим экспертом в своей отрасли. Еще у нас очень приветствуется, если юрист участвует в профессиональных ассоциациях, имеет опыт выступления на юридических конференциях, много публикуется. Это показатель того, что он горит своей профессией. Но это совсем не исключает возможности начать карьеру у нас «с нуля». Например, некоторым студентам, которые у нас стажировались, мы можем предложить вернуться к нам после окончания вуза, если нам понравилась их работа. - Сложно перестроится юристу при переходе из реального сектора (внутренней юридической службы какой-либо компании) в сферу консалтинга? - Нужно привыкнуть к специфике работы с клиентами, системе учета, контроля. Но это не фатально. Нельзя сказать, что юристы реального сектора и юристы консалтинга настолько разные, что переход из одной сферы в другую невозможен. У нас в компании есть несколько бывших юристов компаний и они очень хорошие специалисты в консалтинге. Беседовала Евгения Яковлева, ведущий эксперт журнала «Юрист компании» О КОМПАНИИ «Пепеляев Групп» – ведущая российская юридическая компания, оказывающая весь спектр правовых услуг. Более 160 юристов работают в двух офисах компании – в Москве и Санкт-Петербурге. Постоянные клиенты – более 800 крупных российских и иностранных компаний. Согласно рейтингу The Lawyer European 100 «Пепеляев Групп» входит в список ста «самых успешных юридических фирм на европейском континенте» в 2010 году и в десятку лидеров среди европейских юридических фирм по показателю эффективности работы и уровню дохода на одного партнера. Сергей Пепеляев родился в 1964 году в городе Березники Пермской обл. В 1987 году закончил юридический факультет МГУ. С 2002 года - управляющий партнер «Пепеляев Групп». Best Lawyer of the Year 2010 (юрист года в России) в области разрешения споров. Справочник Chambers Europe 2010 назвал его лучшим в области налогообложения. Эксперт комитета Государственной думы по бюджету и налогам, а также комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. Член совета Адвокатской палаты Московской области, к.ю.н. |
|
Прочитавших: 4455 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Екатерина Медовщикова стала партнёром адвокатского бюро «Бартолиус» [696] С праздником Великой Победы! [316] Сергей Пепеляев награжден медалью Анатолия Кони – высшей наградой Минюста России [228] Кадровые изменения в компании Tax Compliance [178] Вадим Бородкин и Азат Ахметов назначены партнёрами Orchards с 1 мая 2025 года. [105] |
|