Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Новости


 

У Таможенного союза появился свой суд для решения проблемных вопросов

 

С 5 июля 2010 г. споры, возникающие в рамках функционирования Таможенного союза, разрешает суд Евразийского экономического сообщества. Особенности судопроизводства по таким делам установлены новыми международными документами.

02.09.2010, www.consultant.ru
      

С 5 июля 2010 г. споры, возникающие в рамках функционирования Таможенного союза, разрешает суд Евразийского экономического сообщества. Особенности судопроизводства по таким делам установлены новыми международными документами.

В начале июля Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан, принял новую редакцию Статута Суда ЕврАзЭС (далее - Суд). Суд был организован в соответствии со ст. ст. 3 и 8 договора "Об учреждении Евразийского экономического сообщества" (далее - Договор) в 2000 г. С 2004 г. его функции исполняет Экономический суд СНГ. К настоящему моменту положения прежнего Статута Суда устарели. Это связано, прежде всего, с созданием Таможенного союза (далее - ТС) между Россией, Белоруссией и Казахстаном и необходимостью решения экономических споров между этими странами. В связи с этим уже действующий Суд наделили полномочиями по рассмотрению дел, связанных с функционированием ТС, и предусмотрели особые положения, касающиеся дел в рамках союза.

Отныне Суд имеет право:

- рассматривать дела о соответствии актов органов ТС международным договорам, составляющим договорно-правовую базу союза;

- рассматривать дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов ТС;

- давать толкование международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС, и актов, принятых органами ТС. Эта функция осуществляется Судом при принятии решений по конкретным делам либо по запросам уполномоченных органов - например, высших судебных;

- разрешать споры между Комиссией ТС и союзными государствами, а также между самими государствами по выполнению обязательств, принятых ими в рамках союза;

- рассматривать иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами в рамках ТС.

Однако в последнем случае Статут не предусматривает необходимости исполнения таких решений.

Особенности судопроизводства при рассмотрении дел, связанных с деятельностью ТС

Суд рассматривает дела в рамках Союза по заявлению государств - членов ТС, органов ТС или хозяйствующих субъектов государств-участников ТС.

Последняя категория имеет особое значение, поскольку прежний Статут Суда закреплял возможность обращения в суд только государств ЕврАзЭС в лице их правительств. Обращение в суд по делам в рамках Таможенного союза государств-членов ТС и органов ТС не облагается пошлиной. В отношении обращений хозяйствующих субъектов такое освобождение не предусмотрено, равно как и размер пошлины. По всей видимости, размер пошлины и порядок ее уплаты будут определены отдельным договором. В соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭс проект такого договора должен быть подготовлен Интеграционным Комитетом ЕврАзЭс до января 2011 г.

Таким образом, несмотря на то, что появился механизм защиты интересов хозяйствующих субъектов государств ТС, до вступления в силу соответствующего договора возможность обращения такого субъекта в суд весьма сомнительна.

Особенность судопроизводства по делам, связанным с функционированием ТС, заключается в том, что Суд не рассматривает споры без предварительного обращения к Комиссии таможенного союза (далее - КТС). Заявление может быть направлено в суд, только если в течение двух месяцев КТС не приняла мер по нему. Кроме того, решение КТС может быть оспорено. Обращение в суд по поводу какого-либо решения КТС не может, между тем, приостанавливать его действия. На вынесение решения Суду отводится 90 дней с момента поступления заявления.

Суд принимает решения, в которых предписывает меры для его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Статутом. Статут прямо не называет таких случаев, однако, по всей видимости, к ним относятся, например, консультативные заключения Суда, которые носят рекомендательный характер. Решения Суда по спорам, связанным с формированием ТС, обязательны для исполнения сторонами спора.

Судопроизводство осуществляется на русском языке. Местопребыванием суда является город Минск.

Порядок исполнения и пересмотра решений Суда

Принимая решение, Суд устанавливает срок для его исполнения.

В случае неисполнения решения Суда в установленный срок любая из сторон спора может обратиться в Межгосударственный Совет (на уровне глав государств). Прежний Статут не содержал положений о возможном неисполнении решения и процедуры обращения в высший орган ЕврАзЭС.

Решение суда является окончательным и не подлежит обжалованию. Оно может быть только пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам (по заявлению стороны спора). Такие обстоятельства должны быть неизвестны при вынесении решения ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, и решающим образом влиять на исход дела. При этом неосведомленность не должна быть следствием небрежности. Заявление о пересмотре может быть подано в суд до истечения одного года с момента открытия новых обстоятельств, но не позднее десяти лет с даты его вынесения.

Процедура вступления в силу Статута

Новый Статут временно применяется с даты подписания (5 июля 2010 года). Кроме того, стороны предусмотрели процедуру ратификации Статута. Он вступает в силу с даты получения депозитарием третьей ратификационной грамоты. Статут подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций (ООН).

В Российском законодательстве существует практика по временному применению международных договоров в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Согласно ей международный договор может временно применяться, если об этом достигнута договоренность и такое условие содержится в самом документе. Ярким примером временного применения является "Договор между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об аренде объектов и боевых полей 4 Государственного центрального полигона Российской Федерации, расположенных на территории Республики Казахстан". Договор был подписан Россией и Казахстаном 18 октября 1996 и временно применялся в полном объеме со дня его подписания. Россия ратифицировала договор только спустя шесть лет, Федеральным законом 2002 года №140 ФЗ и вступил договор в силу 7 мая 2003 г.

Документы:

Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 502 "О новой редакции Статута Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 года N 122, и проекте Протокола о внесении изменений в Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 года" (вместе со "Статутом Суда Евразийского экономического сообщества");

Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

 


 

Прочитавших: 4534

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Екатерина Медовщикова стала партнёром адвокатского бюро «Бартолиус»  [696]

С праздником Великой Победы!  [316]

Сергей Пепеляев награжден медалью Анатолия Кони – высшей наградой Минюста России  [228]

Кадровые изменения в компании Tax Compliance  [178]

Вадим Бородкин и Азат Ахметов назначены партнёрами Orchards с 1 мая 2025 года.  [105]