|
||||
| ||||
Новости
| ||||
Правовая охрана товарного знака предоставляется на основе государственной регистрации товарного знака, однако, существуют и некоторые особенности предоставления правовой охраны как общеизвестным товарным знакам так и коллективным знакам.
В настоящей статье рассмотрены некоторые административные процедуры, связанные с предоставлением правовой охраны товарным знакам.
|
Продолжая традиции отечественного законодательства, регламентировавшего в том или ином объеме процедуры, связанные с предоставлением правовой охраны товарным знакам, часть четвертая Гражданского кодекса РФ содержит значительное число норм, регламентирующих отношения, возникающие вследствие испрашивания регистрации какого-либо обозначения в качестве товарного знака, либо испрашивания предоставления правовой охраны общеизвестному товарному знаку. Так, раздел 3 § 2 Главы 76 Части четвертой ГК РФ полностью посвящен вопросам регламентации порядка и условий государственной регистрации товарного знака, а статья 1509 ГК РФ установила особенности предоставления правовой охраны общеизвестным товарным знакам. Очевидно, что кодекс в общем виде формулирует требования к содержанию подаваемой на регистрацию заявки, регламентирует действия, осуществляемые как заявителем, так и федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, сроки осуществления этих действий. Более подробно регламентируются вопросы, связанные с определением в последующем границ правовой охраны товарного знака, например, вопрос установления приоритета товарного знака. Кодексом устанавливается возможность оспаривания решений, выносимых федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по результатам проведения двух этапов экспертизы, - решений об отказе в принятии заявки на товарный знак к рассмотрению, о государственной регистрации товарного знака, об отказе в государственной регистрации товарного знака и о признании заявки на товарный знак отозванной. Ряд статей кодекса посвящен регламентации ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, включая внесение в него сведений, изменяющих ранее внесенные сведения, регламентации выдачи свидетельства на товарный знак, публикации сведений о государственной регистрации товарного знака. Конечно же, кодекс не может охватить все вопросы, нуждающиеся в регламентации, да в этом нет и необходимости. Многие процедурные вопросы, как показывает практика работы федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, нуждаются в достаточно частом и оперативном изменении. Например, вряд ли целесообразно регламентировать в кодексе условия подачи и обработки заявки, поданной по факсу или электронной почтой. Очевидно, что эти вопросы можно регламентировать на уровне нормативных правовых актов меньшей юридической силы. Так, в рамках ранее действовавшего Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» они регламентировались Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания . После введения с 1 января 2008 года в действие части четвертой ГК РФ положения Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (2003г.) продолжали свое действие на основании статьи 4 Федерального закона № 231-ФЗ от 18 декабря 2006 г. «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», установившей, что «впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью четвертой Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части четвертой Кодекса». Как видно из содержания процитированной статьи вводного закона, это была временная мера – норма переходного периода. В рамках осуществления административной реформы и в соответствии с планами деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, в ведении которого находится федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, готовились проекты нормативных правовых актов – административных регламентов, регулирующих в том числе вопросы рассмотрения заявок на регистрацию товарных знаков, принятия по ним решений, регистрации товарных знаков в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, внесения общеизвестных товарных знаков в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков и т.д. Так, в частности, в настоящее время проходит процедуры согласования проект Административного регламента Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам исполнения государственной функции по организации приема заявок на товарный знак и знак обслуживания, их регистрации и экспертизы, выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации на товарный знак, знак обслуживания, общеизвестный в Российской Федерации товарный знак (далее – Регламент). Целью этого Регламента является определение сроков и последовательности действий (административных процедур) при осуществлении государственной функции Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по организации приема заявок на товарный знак или знак обслуживания (далее – заявка на товарный знак), их регистрации и экспертизы, выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации на товарный знак, знак обслуживания, общеизвестный в Российской Федерации товарный знак. Регламент является достаточно объемным документом, в том числе в содержательном плане, значительная часть его положений аналогична положениям ранее действовавших Правил, что вполне объяснимо, т.к. многие положения части четвертой Гражданского кодекса РФ, на которых основаны положения Регламента, практически тождественны (во всяком случае, по существу) положениям ранее действовавшего Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Вместе с тем, Регламент содержит нормы, регламентирующие отношения, ранее не регламентировавшиеся Правилами. Так, например, Регламент содержит раздел, установивший «Требования к порядку взаимодействия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с Роспатентом», один из разделов Регламента посвящен «Административным процедурам», а другой – «Административным процедурам, обусловленным выполнением обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в Мадридском соглашении и Протоколе к Мадридскому соглашению». В Регламент, исходя из компетенции Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, включен также раздел, регламентирующий порядок и формы контроля исполнения административной функции. Рассмотрим, прежде всего, каким образом регулируются отношения по взаимодействию федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Роспатента и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Регламент, прежде всего, относит тех из них, которые являются субъектами права на подачу заявки на регистрацию товарного знака. Вместе с тем взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности не только заявители. Так, в частности, Регламент устанавливает, что ведение дел по заявке или заявлению о признании товарного знака или обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может осуществляться заявителем, правообладателем, иным заинтересованным лицом. Кроме того, установлена возможность осуществления предусмотренных Гражданским кодексом действий этими лицами самостоятельно, либо через представителя, в том числе патентного поверенного, полномочия которого удостоверяются соответствующей доверенностью. Некоторые особенности во взаимодействии Регламент определил для граждан, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, и иностранных юридических лиц. Эти субъекты ведут дела, связанные с осуществлением административных процедур, предусмотренных Регламентом, через патентных поверенных, зарегистрированных в Роспатенте, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. Для целей эффективного осуществления административных процедур, Регламент также установил необходимость указания адреса для переписки на территории Российской Федерации, в частности, в тех случаях, когда заявитель, правообладатель, иное заинтересованное лицо ведут дела с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности через представителя, не являющегося зарегистрированным в указанном федеральном органе патентным поверенным. В связи с установленной законом возможностью осуществлять действия по получению правовой охраны товарного знака, через представителя, Регламент уделяет внимание и регулированию вопросов, связанных с оформлением представительских полномочий. Определено, что полномочия патентного поверенного или иного представителя удостоверяются доверенностью, выданной заявителем, правообладателем или иным заинтересованным лицом, и содержащей указание объема его полномочий. А, исходя из практики работы ведомства, Регламент установил, что в случае досрочного прекращения полномочий, указанных в доверенности, заявитель, правообладатель или иное заинтересованное лицо подает соответствующее извещение. Извещение, поступившее от нового представителя и не подтвержденное личной просьбой заявителя, правообладателя, иного заинтересованного лица об отмене имеющейся в заявке доверенности, не является основанием для прекращения полномочий представителя по заявке, уполномоченного на ведение дел ранее. Извещение о досрочном прекращении полномочий может содержаться в доверенности, выданной новому представителю. В соответствии с установлениями Регламента переписка ведется заявителем или его представителем, уполномоченным на это, по каждой заявке в отдельности. При этом материалы, направляемые после подачи заявки, должны содержать ее номер и подпись заявителя или его представителя. В рамках отношений, складывающихся по поводу предоставления правовой охраны товарным знакам, огромное значение играют сроки совершения тех или иных действий, поскольку в большинстве случаев от их соблюдения зависит «судьба» заявленного обозначения. Регламентом определяется, что материалы, направляемые в процессе производства по заявке, представляются в сроки, установленные ГК РФ. При этом действуют следующие правила: если срок выражен словосочетанием "в течение (не позднее) (до истечения)... со дня", его исчисление начинается со дня, следующего за указанной датой; если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день; если окончание срока приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца. Срок для направления материалов в процессе производства по заявке считается соблюденным, если в последний день срока указанные материалы представлены непосредственно через экспедицию федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности или сданы в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока. Особое внимание уделяется соблюдению сроков со стороны представителей заявителей – «если переписку по заявке осуществляет представитель заявителя, то дата получения или представления им корреспонденции является датой, соответственно, получения или представления корреспонденции заявителем. Любое действие представителя, включая патентного поверенного, в пределах предоставленных ему полномочий или любое действие федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности по отношению к представителю, включая патентного поверенного, имеют те же последствия, что и действия доверителя или действия по отношению к доверителю». Очевидно, что в рамках настоящей работы невозможно рассмотреть даже кратко все административные процедуры, связанные с предоставлением правовой охраны товарным знакам. Вместе с тем, имеется ряд вопросов, заслуживающих особого внимания. В частности, хотелось бы весьма положительно оценить осуществленную регламентацию такого непростого вопроса, как предоставление так называемых писем-согласий, способствующих в ряде случаев регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Регламентом определено, что если, с точки зрения заявителя, заявляемое обозначение является сходным до степени смешения с обозначениями, перечисленными в пункте 6 статьи 1483 ГК РФ, к заявке прилагается документальное подтверждение согласия правообладателя на государственную регистрацию заявленного обозначения. Иными словами, инициатива предоставления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности такого документа должна принадлежать заявителю. В соответствии с положениями Регламента письмо - согласие составляется в произвольной письменной форме и представляется в подлиннике для приобщения к материалам заявки. Определено, и это очень важно для целей предоставления правовой охраны товарным знакам, что в письме – согласии должно быть указано следующее: (1) полные сведения о лице, дающем согласие на регистрацию товарного знака, которые позволяют такое лицо идентифицировать в качестве правообладателя противопоставленного товарного знака (наименование/имя и его адрес); (2) полные сведения о лице, которому выдается согласие (разрешение) на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака, которые позволяют идентифицировать такое лицо в качестве заявителя по заявке (наименование/имя и адрес); (3) согласие на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака (номер заявки и описание заявленного обозначения, на которое выдается согласие на регистрацию в качестве товарного знака); (4) конкретный перечень товаров/услуг, в отношении которых правообладатель не возражает против регистрации сходного товарного знака; (5) дата составления документа и подпись уполномоченного лица. Также специально оговорены требования к подписи лица, подписывающего письмо-согласие. В случае подписания письма-согласия от имени российского юридического лица, подпись руководителя скрепляется печатью организации. Подпись руководителей иностранных юридических лиц скрепляется печатью, если законодательством страны, где учреждено юридическое лицо, предусмотрено требование печати юридического лица. Если письмо-согласие подписано представителем, к нему в обязательном порядке должна прилагаться доверенность, прямо уполномочивающая представителя на выдачу согласия на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака от имени правообладателя. В случае отсутствия такой доверенности или отсутствия в доверенности полномочий на выдачу согласия на регистрацию товарного знака от имени правообладателя, подписанный на основании такой доверенности документ не может являться выражением согласия правообладателя на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака. Так же, как и другие документы, представляемые для целей проведения экспертизы по заявке, документ, подтверждающий согласие правообладателя на государственную регистрацию заявленного обозначения, должен представляться на русском или другом языке. В случае представления такого документа на другом языке к нему должен прилагаться перевод на русский язык, заверенный в установленном порядке. Еще одним положительным моментом в правовой регламентации административных процедур, связанных с предоставлением правовой охраны товарным знакам, можно считать детальное определение нормами Регламента порядка рассмотрения заявки с участием заявителя (или его представителя). Такое рассмотрение проводится, как правило, при возникновении необходимости в получении экспертизой заявленного обозначения дополнительных разъяснений. Эти разъяснения могут относиться к заявленному обозначению, перечню товаров и услуг. Необходимы они для целей уяснения позиций экспертизы заявленного обозначения и заявителя по вопросу соответствия заявленного обозначения условиям регистрации. Такое рассмотрение проводится по предложению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, или по просьбе заявителя после того, как обе стороны ознакомлены с этими вопросами. Вопросы экспертизы могут быть изложены в запросе, в котором дополнительно сообщается о целесообразности встречи, вопросы заявителя - в просьбе о ее проведении. Дата и время совместного рассмотрения заявки предварительно согласовываются. В случае изменения обстоятельств сторона, не имеющая возможности участвовать в рассмотрении заявки в назначенное время, немедленно извещает об этом другую сторону. Регламентом предусмотрено, что просьба заявителя может быть отклонена, если по мнению экспертизы заявленного обозначения совместное рассмотрение заявки преждевременно или нецелесообразно. Также и заявитель может представить экспертизе свое мнение, если он считает совместное рассмотрение заявки преждевременным или нецелесообразным. При прибытии заявителя или его представителя с целью участия в рассмотрения заявки без предварительного согласования в удовлетворении его просьбы о рассмотрении заявки с его участием может быть отказано. Очевидно, что в случае участия представителя заявителя в рассмотрении заявки его полномочия удостоверяются доверенностью. Регламентом предусмотрены две формы рассмотрения заявки с участием заявителя - переговоры или экспертное совещание. Переговоры проводятся в случае, если вопросы могут быть разрешены непосредственно лицом, уполномоченным осуществлять функции экспертизы заявленного обозначения, и заявителем; экспертное совещание - если для разрешения вопросов требуется участие со стороны экспертизы заявленного обозначения ряда специалистов. По результатам переговоров или экспертного совещания составляется протокол. Этот документ содержит сведения об участниках, доводы и предложения, приводимые сторонами, и выводы о дальнейшем делопроизводстве. В нем могут быть приведены: исправленный перечень товаров и услуг; заявление об отзыве заявки; вопросы экспертизы, требующие письменных разъяснений, и т.п. Протокол подписывается всеми участниками рассмотрения. Один экземпляр приобщается к материалам заявки, другой передается заявителю (его представителю). Если позиции сторон не были согласованы, то в протоколе могут быть зафиксированы особые мнения участников рассмотрения. Регламентом установлено, что экземпляр протокола, передаваемый заявителю или его представителю, может заменить уведомление о прекращении производства (в случае отзыва заявки) или запрос экспертизы, что оформляется соответствующей записью в нем. Протокол может заменять ответ заявителя на запрос экспертизы (если при этом не нарушаются установленные сроки для представления ответа). В этом случае в протокол вносится соответствующая запись. По нашему мнению, такая детальная регламентация административных процедур, служит не только совершенствованию предоставления правовой охраны товарным знакам, но и в значительной степени защищает права заявителей, а также иных правообладателей. |
|
Прочитавших: 2954 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Екатерина Медовщикова стала партнёром адвокатского бюро «Бартолиус» [700] С праздником Великой Победы! [321] Сергей Пепеляев награжден медалью Анатолия Кони – высшей наградой Минюста России [229] Кадровые изменения в компании Tax Compliance [189] Вадим Бородкин и Азат Ахметов назначены партнёрами Orchards с 1 мая 2025 года. [123] |
|