|
||||
| ||||
Новости
| ||||
Законопроект "О национальной платежной системе", внесенный в Госдуму 15 ноября, вводит правила функционирования платежных систем в РФ и определяет понятие электронных денег.
|
Правительство РФ 15 ноября внесло в Госдуму законопроект "О национальной платежной системе". Проект определяет, что такое национальная платежная система, устанавливает правила осуществления в ней расчетов, а также вводит понятие "электронные деньги". В Российской Федерации планируется создать одну или несколько платежных систем. Каждая система будет действовать на основании своих правил. Разрабатывать такие правила и следить за их исполнением будет организация, отвечающая требованиям закона "О платежной системе" (оператор платежной системы). Подобная организация может не быть кредитной. Законопроект устанавливает минимальную величину ее чистых активов – 10 млн руб. Осуществлять операции с деньгами в рамках платежной системы будут операторы по переводу денежных средств – а вот это уже только кредитные организации. Для взаимодействия с гражданами они смогут заключать договоры с платежными агентами. Последние за определенную комиссию будут принимать и выдавать денежные средства физическим лицам. Сейчас в законодательстве определены две модели организации приема денежных средств у физлиц. Первая модель регулируется ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". По ней принимать платежи от физлиц и осуществлять их расчеты с кредиторами могут любые юридические лица, не обязательно кредитные организации. Кредитная организация выступает только стороной договора банковского счета, на который зачисляются наличные деньги, а все расчеты производит сам платежный агент. Вторая модель установлена в ст. 13.1 ФЗ "О банках и банковской деятельности". По ней платежный агент привлекается банком только для приема денег, а расчеты по обязательствам физлица банк осуществляет самостоятельно. Законопроект предлагает оставить именно эту модель и расширить сферу деятельности платежных агентов, закрепив за ними функции по выдаче денежных средств. Важным нововведением законопроекта является нормативное определение электронных денег. Это денежные средства, предоставленные плательщиком лицу, учитывающему их, для исполнения этим лицом денежных обязательств плательщика перед получателем. Перевод денежных средств от плательщика к получателю осуществляется при помощи электронных средств платежа без открытия банковского счета. Лицо, учитывающее электронные деньги, фактически выполняет денежное обязательство за плательщика. При этом обязательство исполняется в тот момент, когда сумма электронных денег списывается с остатка плательщика и зачисляется в остаток получателя. Остаток электронных денег (или его часть) может быть перечислен на банковский счет. Кроме того, граждане также смогут получить эти деньги наличными. В настоящее время лишь некоторые электронные платежные системы предусматривают возможность совершения указанных операций, а законопроект предлагает ввести подобную практику для всех. Проект устанавливает, что операции с электронными деньгами проводятся без открытия банковского счета, однако оператор по переводу денежных средств в любом случае создает какое-то подобие счета, так как он обязан учитывать движение электронных денег (в законопроекте это называется "остаток электронных денег"). Операции, которые плательщик совершает с остатком электронных денег, по своему содержанию схожи с операциями владельца банковского счета по ст. 845 ГК РФ. Нормы договора банковского счета к отношениям, связанным с остатком электронных денег, напрямую неприменимы, но из законопроекта не ясно, допустимо ли применять их по аналогии. Необходимость применения аналогии закона может возникнуть, если плательщик долгое время не осуществляет никаких действий с электронными деньгами. Например, договор банковского счета может быть расторгнут банком в судебном порядке, если в течение года по счету не было операций (ст. 859 ГК РФ). Но как в подобном случае кредитная организация будет поступать с электронными деньгами, законопроект не разъясняет. Проект устанавливает определенные ограничения исполнения денежных обязательств с помощью электронных денег. Так, для физлиц будет лимитирована максимальная сумма платежа, которая составит 100 тыс. руб. Что же касается юридических лиц, то они приобретут возможность получать платежи электронными деньгами, но не смогут самостоятельно превращать свои денежные средства в электронные деньги. Полученные электронные деньги юрлицо сможет зачислить себе на банковский счет или перевести физлицу. Расчеты электронными деньгами между юридическими лицами не предусмотрены. Максимальная сумма остатка электронных денег для юрлица устанавливается Центробанком, любые средства сверх этой суммы подлежат зачислению на банковский счет организации. Законопроект предусматривает возможность разделения между участниками системы различных функций по обслуживанию платежей. Новыми участниками платежной системы станут операционные, клиринговые и расчетные центры. Операционные центры будут организовывать обмен платежными распоряжениями (аналог платежных поручений) между участниками платежной системы. Клиринговые центры будут соотносить совокупные платежные поручения, сверять расчеты между участниками системы и делать вывод о достаточности или недостаточности денежных средств плательщика для совершения расчетов. Расчетные центры будут производить расчеты между участниками платежной системы. При этом операционные и клиринговые центры не обязательно должны быть кредитными организациями, а вот расчетные смогут быть только кредитными. Кредитные организации получат возможность исполнять функции всех трех центров и одновременно переводить денежные средства. Особую роль проект отводит Банку России. Последний будет устанавливать общие требования к надежности платежных систем и правила осуществления операций по переводу электронных денег, регистрировать операторов платежных систем и исключать их из соответствующего реестра. Стоит отметить, что при исключении оператора платежной системы из реестра перевод денежных средств в системе будет прекращен. Кроме того, ЦБ РФ сможет учитывать важность платежной системы для государства и граждан и устанавливать особые правила для системно значимых платежных систем. Системно значимой платежная система может быть признана на основании того, что денежные средства обращаются в ней в значительном объеме, а социально значимой – на основании количества клиентов-физлиц и доступности платежных услуг для них. Для таких платежных систем Банк России будет вправе устанавливать более жесткие требования в отношении сроков расчетов, уровня надежности и ряда других параметров. Вместе с законопроектом "О национальной платежной системе" на рассмотрение депутатов поступил проект по приведению в соответствие с ним сопутствующих законов. Он предусматривает поправки ко многим законам, в т.ч. к Гражданскому и Налоговому кодексам РФ. В Гражданском кодексе предлагается более детально прописать правила осуществления расчетов, а в Налоговом – зафиксировать норму, регулирующую возможность обращать взыскание на электронные деньги должника. Сейчас идет подготовка обоих законопроектов к первому чтению. Документы:
|
|
Прочитавших: 3141 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Екатерина Медовщикова стала партнёром адвокатского бюро «Бартолиус» [704] С праздником Великой Победы! [339] Сергей Пепеляев награжден медалью Анатолия Кони – высшей наградой Минюста России [232] Кадровые изменения в компании Tax Compliance [206] Вадим Бородкин и Азат Ахметов назначены партнёрами Orchards с 1 мая 2025 года. [148] |
|