|
||||
| ||||
Новости
| ||||
Процедура аккредитации представительств и филиалов иностранных юридических все еще недостаточно регламентирована с юридической точки зрении. Эксперты рынка активно поднимают вопрос о соответствующей необходимости заимствования норм из других систем права, регулирующих открытие филиалов и т.п.
|
Для того чтобы иностранное юридическое лицо (ИЮЛ) имело возможность функционировать в России, ему необходимо пройти специальную процедуру. Процедура аккредитации включает в себя прохождение следующих этапов:
Понятие аккредитации может употребляться в узком смысле (получение разрешения на аккредитацию и свидетельства о внесении записи в реестр аккредитованных субъектов – для представительств; либо только свидетельства о внесении записи в реестр аккредитованных субъектов – для филиалов) и в широком смысле (прохождение всех перечисленных этапов, включая постановку на учет во внебюджетных фондах). По мнению автора более корректно использовать понятие аккредитации в расширительном толковании, так как только при прохождении всех необходимых процедур обеспечивается полноценное функционирование на территории России филиалов и представительств. Итак, аккредитация представительств/филиалов ИЮЛ – совокупность юридически значимых действий, направленных на легализацию правового положения ИЮЛ, действующего через соответствующее обособленное подразделение и включающее в себя внесение в государственный реестр учета таких субъектов, постановку их на налоговый учет и соответствующие внебюджетные фонды. Получение разрешения на аккредитацию и свидетельства о внесении записи в соответствующий реестр аккредитованных субъектовПравовая регламентация Создание и функционирование представительства иностранной организации регламентировано постановлением Совета министров СССР от 30.11.1989 № 1074 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций» (далее – Постановление № 1074). Легального определения категории «представительство иностранного юридического лица» Постановление не дает, однако указывает следующие цели его открытия:
Постановление № 1074 до сих пор действует, хотя понятия, используемые в нем, устарели. Более того используемое в нем понятие «инофирмы», вводит в заблуждение иностранных инвесторов своим расширительным толкованием, поскольку сюда можно отнести и «фирмы» не являющиеся юридическими лицами по закону страны инкорпорации. Наряду с этим аккредитация обособленных подразделений возможна только для иностранных юридических лиц. Деятельность филиалов иностранных юридических лиц регламентирована более подробно. В этой сфере действуют:
Законодатель по каким-то причинам не включил представительства иностранных юридических лиц в круг лиц, подпадающих под категорию иностранных инвесторов. Этим он лишил данные образования соответствующих прав, гарантий и льгот в соответствии с российским законодательством, заключенными международно-правовыми договорами и возможностью дипломатической защиты со стороны государства инкорпорации иностранных юридических лиц. Все это, в свою очередь, создает основания для снижения инвестиционной привлекательности российского рынка с точки зрения его правового пространства[1]. Постановлением правительства РФ от 21.12.1999 № 1419 осуществление функций по аккредитации обособленных подразделений иностранных юридических лиц возложено на федеральное государственное учреждение - Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – ФГУ ГРП)[2]. Формальная процедура аккредитации в данном учреждении осуществляется согласно Регламенту исполнения процедур аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц в федеральном государственном учреждении «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации»[3]. Кроме этого, осуществление выдачи разрешения на аккредитацию представительств ИЮЛ производит Торгово-промышленная палата РФ (далее – ТПП РФ). При этом внесение записи в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и выдачу соответствующего свидетельства отнесено к полномочиям ФГУ ГРП. Согласно Положению №1074 представительство считается открытым с момента выдачи ему разрешения на открытие. На первый взгляд, можно считать, что обе инстанции обладают равной функцией – «аккредитуют» представительства. Однако аккредитация представительства через ТПП РФ носит незавершенный характер. По ряду моментов для полноценного его функционирования необходимо иметь помимо разрешения на аккредитацию еще и свидетельство, подтверждающее внесение записи в сводный реестр аккредитованных представительств. Кроме того, в п.9 Положения №1074 существует оговорка, что разрешение теряет свою силу, в случае если представительство не было «открыто» в течение шести месяцев с даты его выдачи. По мнению автора, внесение записи в сводный реестр аккредитованных представительств как раз подтверждает факт его «открытия», т.е. фактическое начало его деятельности. Поэтому в данной статье будет рассматриваться процедура аккредитации обособленных подразделений иностранных юридических лиц через ФГУ ГРП. Документы, необходимые при подаче в ФГУ ГРПДля инициации процедуры аккредитации обособленных подразделений в ФГУ ГРП необходимо представить следующие документы. 1. Письменное заявление с просьбой разрешить открытие представительства/ филиала ИЮЛ в Российской Федерации. Данное заявление, как правило, подписывает будущий руководитель обособленного подразделения или же иное лицо, уполномоченное на представление интересов иностранной организации. При этом обязательно указываются реквизиты доверенности (дата выдачи, номер апостиля). В заявлении также необходимо указать:
2.Выписку из торгового реестра (Extract from the Trade / Commercial Register) страны происхождения иностранного юридического лица или иной документ, подтверждающий факт его регистрации в соответствии с законодательством страны его места нахождения. В англоязычных странах, например, данную функцию выполняет сертификат инкорпорации (Сertificate of incorporation) . 3. Устав (учредительный договор) иностранного юридического лица (Memorandum & Articles of Association, Statute). Законодательства некоторых стран не подразумевают в качестве обязательного существования юридического лица наличие у них устава (учредительного договора). Их функцию в данном случае заменяют совокупность некоторых документов, подтверждающих как факт самой регистрации ИЮЛ, так и содержащие данные:
4. Решение иностранного юридического лица об открытии представительства/филиала в Российской Федерации. Как правило, в решении прописывается наименование обособленного подразделения, данные о его руководителе и его месте нахождения. Последнее положение представляется обязательным, поскольку российским законодательством не установлено максимального количества по возможности создания обособленных подразделений.
5. Оригинал и нотариально заверенная копия положения о представительстве/филиале ИЮЛ в Российской Федерации. При разработке положений стоит учитывать некоторые моменты. В п.2 ст.22 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ указаны требования, которые необходимо соблюсти при разработке положения о филиале, а именно:
Кроме того, указано, что положение может содержать и другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала, при этом они не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Что же касается положения о представительстве, то требования к его содержанию нормативно не установлены. Постановление № 1074 не содержит каких-либо предписаний в этой области. Можно предположить, что в этом случае возможно использовать аналогию закона и субсидиарно применить данную норму и к разработке положений представительств. 6. Рекомендательное письмо иностранного банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо с подтверждением его платежеспособности (Bank Reference Letter). Как правило, письмо составляется на фирменном бланке банка и содержит данные о финансовой репутации иностранной компании. Данное письмо должно носить исключительно информационно-рекомендательный характер и не может рассматриваться как банковская гарантия. 7. Рекомендательные письма российских деловых партнеров. Представляется не менее двух писем, составленных в свободной форме, на фирменных бланках с реквизитами, подписанных руководителями и заверенных печатью организации. Содержание писем, как правило, говорит о характере и долгосрочности партнерских отношений. 8. Нотариально заверенная копия генеральной доверенности о наделении руководителя представительства/филиала иностранной организации необходимыми полномочиями. Стоит уделить должное внимание разработке данной доверенности - указать конкретные полномочия по управлению обособленным подразделением. Доверенности, позволяющие на первый взгляд, полностью представлять интересы иностранной организации в вопросах взаимодействия с любыми органами на территории РФ, зачастую не могут быть реализованы. Если в доверенности нет указания на конкретный орган, в котором руководитель обособленного подразделения может представлять интересы иностранного юридического лица, вряд ли он сможет вступить с ним во взаимодействие. В качестве таких органов обязательно необходимо прописать:
и указать полномочия по взаимодействию с банками. 9. Если организацией подачи и получения документов в целях аккредитации обособленного подразделения занимается не его руководитель, а иное уполномоченное лицо, необходимо предоставить копию удостоверенной нотариусом доверенности. 10. Документ, подтверждающий адрес представительства/филиала иностранной организации в Российской Федерации. Такими документами могут быть в случае заключения договора аренды гарантийное письмо от арендодателя, выражающее намерение заключить договор аренды после прохождения процедуры аккредитации и копия свидетельства о праве собственности арендодателя. В случае субаренды дополнительно представляется договор аренды и согласие арендодателя на сдачу нежилого помещения по договору субаренды. 11. Карточка сведений о представительстве иностранного юридического лица. Данная карточка содержит основные реквизиты и контактные данные как самой иностранной организации, так и аккредитующегося обособленного подразделения. Составляется в двух экземплярах и подписывается уполномоченным на ведение дел в ФГУ ГРП лицом с указанием даты выдачи доверенности. Кроме этих документов необходимо предоставить документ, подтверждающий оплату аккредитационных услуг, оказываемых ФГУ ГРП. После предоставления вышеперечисленных документов уполномоченному лицу выдается опись, на которой указывается входящий номер дела и индивидуальный код доступа к on-line проверке прохождения процедуры аккредитации. Государственная пошлина за аккредитациюВопросы аккредитации обособленных подразделений иностранных юридических лиц относятся к внешнеэкономическим отношениям и находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти[4]. Налоговый кодекс РФ включает в себя все налоги и сборы, взимаемые в России. Пункт 6 ст.12 НК РФ определяет, что не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. В соответствии с подп.5 п.1 ст.333.33 НК РФ за аккредитацию филиалов ИЮЛ, создаваемых на территории Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размере - 120 тыс. рублей за каждый филиал. Государственная пошлина за аккредитацию представительства НК РФ не предусмотрена. При этом существуют так называемые тарифы на работы и услуги, оказываемые ФГУ ГРП. Некоторые из них в части аккредитации филиалов утверждены приказом Государственной регистрационной палаты РФ от 31.12. 1999 №33/об (тарифы за получение свидетельства об аккредитации филиала ИЮЛ 500, 1000, 1500 и 2000 у.е. соответственно на 1,2,3 и 5 лет). В настоящее время указанные тарифы оплачиваются в валюте РФ и по стоимости составляют 15 тыс. рублей, 30 тыс. рублей, 45 тыс. рублей, и 60 тыс. рублей, соответственно. Возникает вопрос, если установленные тарифы за услуги подвергались изменениям (взимаются в валюте РФ), то почему невозможно найти в свободном доступе приказа, устанавливающего подобного рода изменения? При аккредитации представительства тарифы за выдачу разрешения, свидетельства об аккредитации составляют 30 тыс. рублей, 60 тыс. рублей, и 75 тыс. рублей на 1, 2 и 3 года соответственно. При этом данный аккредитационный тариф не предусмотрен вышеуказанным приказом, бухгалтерия ФГУ ГРП выставляет только счета на основании описи сдаваемых документов. ФГУ ГРП не представляет в открытом доступе документы, устанавливающие тарифы. Следует также заметить, что при уплате этого тарифа федеральный бюджет также получает некоторую часть. Например, при аккредитации представительства сроком на 3 года сумму в 75 тыс. рублей просят уплатить по двум различным счетам:
По факту имеем следующее:
Представляется, что разрешение данной проблемы подразумевает внесение корректировок в НК РФ, а именно: легализацию сборов взимаемых за совершение юридически значимых действий. Также данные сборы должны стать прозрачными, открытыми для общего доступа, например должны быть размещены на сайте ФГУ ГРП. Экспертиза документов в ФГУ ГРППри передаче пакета документов сотруднику ФГУ ГРП они подвергаются правовой экспертизе в течение 18 дней, по окончании которых может быть вынесено несколько решений:
Согласно п.26 Регламента приостановление возможно в следующих случаях:
После устранения оснований приостановления срок рассмотрения документов по делу составляет 3 рабочих дня с момента устранения замечаний.
Обособленные подразделения иностранных кредитных организацийВ случае обособленных подразделений иностранных кредитных организаций порядок аккредитации несколько видоизменяется. Здесь появляется дополнительная инстанция, которая является отправной точкой в данном процессе - Центральный банк РФ (далее – ЦБ РФ), а именно: Управление внешних связей Административного департамента. Функция ЦБ РФ – выдача разрешения на открытие обособленного подразделения иностранной кредитной организации. В отношении представительств действует положение о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций утв. приказом ЦБ от 07.10.1997 № 02-437 (далее – Положение №02-437). Под представительством в данном случае понимается такое обособленное подразделение, которое создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России. Цель этого изучения – дальнейшее оказание консультационных услуг своим клиентам, поддержание и расширение контактов с российскими кредитными организациями, развитие международного сотрудничества. Данное образование не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью (соответственно все его расходы финансируются иностранной кредитной организацией) и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие представительства. Весьма интересно основание для отказа в выдаче разрешения на открытие представительства, установленное пп. в) п.2.10, ст.2 Положения № 02-437 – «по решению Банка России». Возникает вопрос – чем будет руководствоваться ЦБ РФ, принимая «отрицательное» решение в выдаче разрешения, если предоставлены необходимые документы и сведения в них носят достоверных характер? Что касается филиалов иностранных кредитных организаций, то здесь нет специального положения о порядке открытия и самой деятельности филиала. Закон о банках и банковской деятельности от 02.12.1990 № 395-I в ст.18 ч. 1 говорит о том, что российские кредитные организации с иностранным участием и филиалы иностранных кредитных организаций могут открываться на территории России только в пределах квоты (предельного участия) иностранного капитала в банковской системе России. Данная квота устанавливается правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. В данный закон в 1996 году было внесено дополнение, согласно которому размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе РФ устанавливается федеральным законом. На практике федеральный закон, который должен был определять указанную квоту, так и не был принят. Постановка на налоговый учет Постановку на налоговый учет можно осуществлять как после прохождения процедур в ФГУ ГРП, так и параллельно с этим. В г. Москве существует межрайонная налоговая инспекция №47, которая производит учет обособленных подразделений иностранных юридических лиц. Нормативно данная процедура регламентирована Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС РФ от 07.04.2000 №АП-3-06/124. НК РФ не установлено никаких сборов и пошлин за постановку на налоговый учет обособленных подразделений иностранных юридических лиц. При этом в налоговый орган подается следующий перечень документов:
При постановке на учет налоговый орган выдает Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП. Срок рассмотрения документов составляет 5 рабочих дней, поскольку в гражданском праве течение срока начинается со следующего дня с момента подачи, то фактически документы получаются на восьмые календарные сутки. Во избежание дополнительных поездок можно связаться с отделом регистрации и уточнить готовность документов по входящему номеру. Получение информационного письма о присвоении кодов статистического учета (коды статистики). Постановка на учет во внебюджетных фондах (ФСС, ФОМС, ПФР) Для получения кодов статистики необходимо обратиться в МОСГОРСТАТ по адресу ул. Кирпичная д.33 и предоставить следующий пакет документов:
При этом обязательна доверенность на предоставление интересов уполномоченного лица. Стоит заметить, что и руководитель представительства может выписать данную доверенность в порядке передоверия. Что касается внебюджетных фондов, здесь стоит руководствоваться:
Анализируя вышеуказанные положения, можно заключить, что полный перечень документов, необходимых для подачи с целью постановки на учет следующий:
Все документы необходимо привезти в копиях, заверенных нотариально; доверенности на наделение полномочий, как руководителя обособленного подразделения, так и уполномоченного лица на представление интересов - оригинальные. Что касается заявлений, то здесь стоит заметить, что по каждому фонду существует своя форма заявления о постановке обособленного подразделения на учет. В ФОМС, необходимо предоставить договор обязательного медицинского страхования (2 экз.) и приложение к нему (2 экз.). Требования, предъявляемые к иностранным документам Поскольку во все органы, отвечающие за аккредитацию представительства (филиала) иностранных организаций подаются документы, составленные на языке государства инкорпорации, возникает необходимость предъявления к ним соответствующих требований. Первое на что следует обратить внимание – это легализация документа. Существует несколько способов легализации:
Российская Федерация является одной из сторон международных договоров об оказании правовой помощи, согласно которым, документы, изготовленные или засвидетельствованные учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скрепленые гербовой печатью на территории участников договора, принимаются без какого-либо специального удостоверения на территории РФ. Примерами могут выступать следующие международные соглашения:
Второе требование – перевод документа, который заверяется нотариально или консульским учреждением. Заметим, что необходимо пристальное внимание уделить правильному переводу наименования, места нахождения головной организации, фамилий и имен задействованных лиц. При передаче документов в бюро переводов есть риск получить различные по написанию варианты, что повлечет за собой временные и нередко финансовые затраты на повторной перевод и его заверение. В целях избежания ненужной волокиты стоит заранее оговаривать варианты написания вышеуказанных моментов с переводчиком. Кроме того, стоит осветить такую проблему, как выбор правильного перевода наименования иностранной компании. Зачастую организационно-правовая форма иностранной компании переводится на русский язык, но при этом транслитом фигурирует в наименовании самой компании. По факту получается, что организационно-правовая форма два раза повторяется в наименовании. К сожалению, на данный момент в свидетельствах о постановке на налоговый учет указывается наименование иностранной компании так, как оно есть, т.е. с аббревиатурой организационно-правовой формы (ГмбХ, С.п.А, АГ, БВ и т.д.). Все документы подтверждающие аккредитацию должны иметь единообразный вариант написания наименования иностранной компании, вот и получается, что в аккредитационных документах упоминание об организационно-правовой форме иностранной компании встречается два раза. Третье требование – надлежащее оформление документов. Документы, содержащие в себе несколько страниц, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью выдавшего их органа. На практике приходиться получать документы, которые скреплены скобой, а если еще видны следы того, что документ скрепляли повторно, то можно быть уверенным в приостановке рассмотрения дела в ГРП. Встречаются документы, где печати и подписи уполномоченных лиц соответствующего органа проставлены не на последней его странице, что может повлечь сомнения аккредитационного органа в его полноте и достоверности. Для того, чтобы исключить подобные недоразумения следует при направлении запроса в соответствующий орган страны инкорпорации заранее оговорить необходимые требования. В случае, если данные требования при выдаче документов не соблюдаются, следует попросить письменное объяснение данного факта, таким образом можно минимизировать риски возможного приостановления принятия решения об аккредитации. Четвертое требование – срок действия иностранных документов. Для большинства иностранных документов устанавливается годичный срок действия с момента их выдачи уполномоченным на то органом. К таким документам можно отнести выписку из торгового реестра, устав (учредительный договор) иностранной организации. Банковское рекомендательное письмо действительно в течение 6 месяцев с момента его подписания. Доверенности на уполномоченных лиц действуют согласно установленному в них сроку, а если срок не установлен – согласно законодательству страны инкорпорации, регулирующему институт представительства. Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах страны происхождения действительно в течение трех месяцев. Анна Потапова, юрист Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ» [1] См.: Трапезников В.А. Аккредитация представительств и филиалов иностранных инвесторов по законодательству Российской Федерации: проблемы правового регулирования.//«Законодательство и экономика» №5, май 2009. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. – М.: Российское право, 1992. [2] Также об этом - приказ Минюста РФ от 25.11.1999 №341 «О передаче функций отдела по работе с представительствами иностранных юридических фирм». [3] Утвержден приказом ФГУ ГРП при Минюсте РФ от 10.10.2007 №60/об, далее - Регламент. [4] См. например определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14.05.2002 № 64-Г02-10. |
|
Прочитавших: 6040 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Екатерина Медовщикова стала партнёром адвокатского бюро «Бартолиус» [723] С праздником Великой Победы! [383] Кадровые изменения в компании Tax Compliance [274] Вадим Бородкин и Азат Ахметов назначены партнёрами Orchards с 1 мая 2025 года. [252] Сергей Пепеляев награжден медалью Анатолия Кони – высшей наградой Минюста России [248] |
|